48 Билет. Рурик и тираноборцы-посадники в трагедии я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский»:
Рурик, князь новгородский; Вадим, посадник и полководец; Рамида, его дочь; Пренест и Вигор, посадники; Извед, наперсник Рурика; Селена, наперсница Рамидина
Трагедии Княжнина. Без сомнения, венцом драматического творчества Княжнина, наиболее ответственным и политически важным жанром его была трагедия.
Княжнин написал семь трагедий, из которых одна, «Ольга», доселе не издана, хотя текст ее сохранился*; остальные шесть следующие: «Дидона» (1769); «Владимир и Ярополк» (1772); «Росслав» (1784); «Титово милосердие»; «Софонизба»; «Вадим Новгородский» (1789).
«Вадим Новгородский» Трагедию постигла тяжелая судьба. В «Вадиме» Княжнин использовал мотивы трагедий Вольтера «Брут» и «Смерть Цезаря» и корнелевского «Цинны». В основу трагедии положено сообщение Никоновской летописи (под 863 годом), что новгородцы были недовольны обидами от Рурика и его родственников и что «того же лета уби Рурик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев, советников его». Эта запись летописи послужила поводом для целого ряда русских писателей создать образ вольного новгородца, республиканца, восстающего против княжеского самодержавия; Пьеса Княжнина явилась ответом на пьесу Екатерины II «Историческое представление из жизни Рурика» (1786). Императрица сделала Вадима князем и двоюродным братом Рурика. Он нисколько не республиканец, не идейный противник Рурика, а просто честолюбец, который составил заговор, чтобы самому присвоить власть своего кузена. Рурик победил Вадима и предлагает ему место своего помощника. Вадим раскаивается, жаждет загладить свою вину и доказать свою преданность монарху.
Вадиму, пламенному республиканцу, противопоставлен в трагедии Рурик, идеальный монарх, мудрый и кроткий, готовый царствовать на благо страны; но тем острее и глубже постановка вопроса у Княжнина, что он все-таки осуждает тиранию, ибо он хочет раскрыть проблему в ее существе, в принципе. Он хочет сказать, что царь может быть хорошим человеком, – и все же он ненавистен как царь. Дело не в людях, а в самом принципе. Суровые республиканские доблести, могучая и мрачная фигура Вадима, для которого нет жизни вне свободы, который приносит в жертву идее и отечеству не только свою жизнь, но и счастье и жизнь своей любимой дочери, придает трагедии Княжнина величественный и сумрачный характер. Несколько слащавая кротость Рурика меркнет перед титаническим образом Вадима, великолепным, несмотря на условность его. Республиканские тирады Вадима и его единомышленников звучали как революционные прокламации и речи в 1789 г., когда трагедия была написана, и в 1793 г., когда она была напечатана, тем более, что читатели того времени привыкли видеть в трагедиях «аллюзии», намеки на живую политическую современность; да и сам Княжнин имел в виду в своей пьесе, конечно, не девятый век, а восемнадцатый, и в речах своих республиканцев обращался прямо к своим соотечественникам и современникам. При этом несущественно то, что Княжнин, говоря о свободе, представляет ее себе, может быть, достаточно ограниченно. Важна была пламенная проповедь ненависти к самодержавию. Вадим вопрошает своих друзей и единомышленников:Замечательна по своеобразию замысла и развязка трагедии Княжнина: Рурик победил Вадима. Мало того, он решается вступить с Вадимом в спор. Он заявляет, что он не хотел венца, что сам народ, истомленный распрями, просил его стать монархом; он говорит о своем намерении царствовать добродетельно.
Итак, Рурик прав; народ сам просит его быть монархом, народу люба монархия; так и поняли Княжнина некоторые критики – и поняли неправильно.Княжнин весь – с Вадимом. Но он признает, что победила монархия, Народ обольщен, он верит в принцип царизма, древняя вольность Руси забыта. Благородные свободолюбцы гибнут, не поддержанные народом. Им остается одно – умереть свободными. Ведь признание победы тирании не есть ее одобрение. Княжнин ненавидит ее, борется с нею своим художественным словом, – но он пришел в «Вадиме» к пессимистическому выводу; зло победило, борьба идет к концу, если не окончена. Позор стране, покорившейся тиранам. И видя, как народ просит Рурика «владеть над ним», Вадим, т.е. сам Княжнин, восклицает, опять обращаясь к своим современникам:
Было бы наивно думать, что пессимизм Княжнина мог заставить его отказаться от борьбы. Ведь сама его трагедия «Вадим Новгородский» – мужественный подвиг борьбы с всевластной тиранией, которая дала «иное чувство сердцам граждан», смелая попытка обратить эти сердца к их старинным правам, к свободе, к русской доблести.
- 40 Билет. Религиозно-философская лирика г.Р. Державина.
- 41 Билет Анакреонтическая поэзия г.Р.Державина.
- 42 Билет. Образы русских полководцев Потемкина и суворова в стихотворениях Державина «Водопад » и «снигирь»
- 44 Билет. Темы и образы басен и.И. Хемницера.
- 46 Билет. Темы и образы сатирических повестей и.А. Крылова в журнале «Зритель» («Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке»).
- 47 Билет. Кочимеские образы и ситуации в пьесе я.Б. Княжнина «Хвастун).
- 48 Билет. Рурик и тираноборцы-посадники в трагедии я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский»:
- 49 Билет. Художественное своеобразие сентиментальных повестей Карамзина «Бедна Лиза» и «Остров Борнгольм».
- 50 Билет. Образ автора в "Письмах русского путешественника" н.М. Карамзина.
- 51 Билет. Карамзин о Европе и европейцах («Письма русского путешественника»)
- 52 Билет. Образы европейских знаменитостей в «письмах русского путешественника» Карамзина
- 54 Билет. Лирика н.М. Карамзина.
- 55 Билет Тема и стиль оды «Вольность» Радищева
- 56 Билет Русское крестьянство в «Путешествии из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
- 57 Билет. Образ автора в "Путешествии из Петербурга в Москву" а.Н. Радищева.
- 58 Билет. «Слова о Ломоносове» и его роль в «Путешествии из Петербурга в москву» Радищева
- 59. Темы, образы и стиль басен и.И. Дмитриева.
- 60.Литературная полемика в поэме и.И. Дмитриева «Чужой толк».