41 Билет Анакреонтическая поэзия г.Р.Державина.
Анакреонтика Державина приобретает автобиографический характер. Он воспевает скромные радости в тиши, в кругу семьи, свою свободу и независимость. Исследователи замечали, что подражания поэзии Горация, певца спокойствия и безмятежности, и Анакреонта, певца любви, вина и веселья, не мешали Державину оставаться самим собой. Обращаясь к анакреонтике, поэт русифицировал сюжеты и образы, наполнял их стихией русской жизни, быта, природы. В стихотворении «Любушке» рядом с древнегреческим Протеем – образы русской сказки. Д. создает своего Анакреонта – жизнелюбца, весельчака и свободного, независимого певца. «Русские девушки» - одно из лучших анакреонтических творений поэта. В нем есть обращение к древнегреческому певцу (певец Тиисский), предлагает Анакреонту полюбоваться вместе с ним на девушек. Стихотворение отличается пластичностью и живописностью. Белинский видит Д. зачинателя русской антологической (античной) поэзии. Поэзия Анакреонта близка Д. светлым восприятием мира и утверждением радости бытия. «Венец бессмертия» - развивает тему поэтического бессмертия. Демократический дух и национальный характер поэхии Д. были отмечены еще Белинским. Его демократизм и самобытность – в умении писать реальную жизнь и крестьянский быт, живой, и иногда грубоватый, народный язык. У него вообще много заимствований из простонародного языка. В поэтике державинского типа мифологический образ утрачивает аллегоричность и превращается в синоним отвлеченного, обобщенного понятия либо в имя нарицательное для русского бытового явления, для данного человеческого типа. При этом разрушаются постоянные, обязательные "литературные" логические связи, но расширяется ассоциативно-эмоциональное поэтическое значение слова-имени, зачастую обуславливаемое данным контекстом. Поэтический образ становится из однозначного многозначным, и. вместе с тем более конкретным, поскольку строится на отборе из многочисленных признаков, связей, ассоциаций одного, иногда неожиданного, но решающего в данном контексте, сохраняя одновременно иные связи, другие оттенки. Стремление к индивидуализации художественного целого, к оригинальной разработке образа вполне закономерно привело Державина к отказу от образно-словесных штампов. Для одной и той же темы, мотива, ситуации Державин находит различное воплощение, - даже в произведениях, хронологически близких. . В значительной мере этому способствует усиленное внимание поэта к так называемым анакреонтическим песням - небольшим стихотворениям, написанным на мотивы или "в духе" древнегреческого лирика Анакреона. Основу державинской анакреонтики составляет "живое и нежное впечатление природы", по выражению друга Державина и переводчика Анакреона - Н. А. Львова. Всю поэзию Державин подразделял на две части: "ода" и "песня". Если для лирического стихотворения - "оды" - в качестве определяющего свойства Державин выдвигал вдохновение и считал, что для него извинительны "погрешности", "как на Солнце пятна", то отличительным признаком "песни", по Державину, является поэтическое мастерство.Необычайная экономность художественных средств, предельная ясность, отточенность языка и стиха делают очень многие стихотворения этого цикла маленькими шедеврами. поэт, выпусти сборник "Анакреонтических песен" отдельным изданием в 1804 г.
- 40 Билет. Религиозно-философская лирика г.Р. Державина.
- 41 Билет Анакреонтическая поэзия г.Р.Державина.
- 42 Билет. Образы русских полководцев Потемкина и суворова в стихотворениях Державина «Водопад » и «снигирь»
- 44 Билет. Темы и образы басен и.И. Хемницера.
- 46 Билет. Темы и образы сатирических повестей и.А. Крылова в журнале «Зритель» («Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке»).
- 47 Билет. Кочимеские образы и ситуации в пьесе я.Б. Княжнина «Хвастун).
- 48 Билет. Рурик и тираноборцы-посадники в трагедии я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский»:
- 49 Билет. Художественное своеобразие сентиментальных повестей Карамзина «Бедна Лиза» и «Остров Борнгольм».
- 50 Билет. Образ автора в "Письмах русского путешественника" н.М. Карамзина.
- 51 Билет. Карамзин о Европе и европейцах («Письма русского путешественника»)
- 52 Билет. Образы европейских знаменитостей в «письмах русского путешественника» Карамзина
- 54 Билет. Лирика н.М. Карамзина.
- 55 Билет Тема и стиль оды «Вольность» Радищева
- 56 Билет Русское крестьянство в «Путешествии из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
- 57 Билет. Образ автора в "Путешествии из Петербурга в Москву" а.Н. Радищева.
- 58 Билет. «Слова о Ломоносове» и его роль в «Путешествии из Петербурга в москву» Радищева
- 59. Темы, образы и стиль басен и.И. Дмитриева.
- 60.Литературная полемика в поэме и.И. Дмитриева «Чужой толк».