42 Билет. Образы русских полководцев Потемкина и суворова в стихотворениях Державина «Водопад » и «снигирь»
Ода «Водопад» названа Белинским «блистательнейшим созданием» поэта. Ее проблематика: человек живет в обществе, его долг – служить отечеству, быть олицетворением гражданских добродетелей. Это глубокое философское размышление о смысле жизни, о человеческом существовании, о праве на бессмертие. Жизнь быстротечна. Державин развивает философские мотивы, которые звучали и раньше в его поэзии (в оде «На смерть князя Мещерского»). Эта ода написана на смерть князя Потемкина. В его поэзии не раз выступают героями полководцы и государственные деятели: Суворов, Румянцев, Зубов и т. д. отношение к Потемкину у поэта сложное. Этот величественный баловень судьбы, который сочетает в себе добро и зло, способности полководца и государственного деятеля, осуществивший ряд полезных реформ, смелый, решительный, но вместе с тем жестокий, мстительный и властолюбивый человек не раз привлекал внимание Д. (оды «Решмыслу», «Фелица», «Во время осады Очакова» и т.д.). в этой оде поэт воссоздает титанический образ Потемкина во всей его противоречивой сложности. Внезапная смерть Потемкина не могла не поразить воображения поэта. Жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. В оде описан водопад Кивач, что в Карелии. Помимо всего прочего, водопад символизирует вечность. И на фоне этой вечной красоты природы особенно ощутима непрочность власти и «ложной славы», которой Д. противопоставляет тех, кто был верен истине, общей пользе. Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых сильное эмоциональное отношение к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова и рисует яркий, запоминающийся образ великого полководца, способного вместе с солдатами разделять тяготы воинской службы и мгновенно оживляться в моменты опасности. Наивысшего успеха в создании объективного образа конкретно-исторической личности Державин добился в стихотворении, посвященном памяти Суворова, «Снигирь». Суворов нарисовал в единстве черт и свойств великого мужа и самобытной личности. Общее и частное сливаются воедино, гениальный полководец и обаятельный характер самобытного русского человека — вот что такое державинский Суворов, выписанный по законам индивидуального «крупного слога», основанного на смешении высоких и низких сло. Тема Суворова, его жизнь и его подвиги — высокая тема. Державин и облекает ее в высокую лексику: «Кто перед ратью будет, пылая» «в стуже и зное меч закаляя», «бдеть дозари». Здесь поэт как бы следовал давней одической традиции. Но, с другой стороны, для поэта Суворов не только полководец, не только «муж», но и реальная личность, милый и дорогой его сердцу друг, со своим оригинальным характером. Этот характер создается на основании точных биографических фактов. Но, тоже в соответствии с традицией, эта тема — «эмпирический человек», допускавшаяся в сатире, басне, комедии, — воплощена низкими словами.
43 билет. Жизненная философия Державина. И ее художественное воплощение в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская». Автобиографизм анакреонтики подготовил почву для стихотворения «Евгению. Жизнь Званская». Написано оно другу Д., епископу Евгению Болховитинову. Званка – имение Д. в спокойном повествовательном тоне, приукрашивая описание живыми картинами быта и русской природы, рассказывает Д. о своей жизни в имении на склоне лет, о царящем покое и любви. Мы видим образ гуманного, доброго барина, для которого слуги – рабы, но их отношения идиллические. Присутствуют и элегические раздумья поэта. желал я показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся". Читатели же, уже хорошо знакомые с лирическим героем Державина - поэтом-гражданином, борцом за правду, -теперь увидели во всей многогранности тот же образ со стороны его частной жизни, его личных пристрастий, склонностей, "шалостей". И, наконец, в полной мере обе ипостаси державинского лирического героя слились в один полнокровный реалистический характер в крупнейшем произведении последнего периода творчества Державина - стихотворении "Евгению. Жизнь Званская" (1807). Это стихотворение - своеобразный ответ на романтическую элегию В. А. Жуковского "Вечер". Державин вступил в развернутый спор с Жуковским о том, что должен изображать поэт, кто должен быть героем поэтического произведения, как следует относиться жизни вообще и каким образом изображать природу и человеческие характеры. Это был спор о путях развития современной поэзии. Державин почувствовал, что новое направление могло увести поэтов и читателей от активного участия в жизни к исключительному углублению в собственные переживания. Для него, человека бурной и сложной биографии, был неприемлем сам принцип бегства от реальной жизни. Он решил ответить Жуковскому - и ответить в той же самой форме, которую избрал молодой поэт. "Жизнь Званская" написана тем же размером, той же строфой, что и стихотворение Жуковского. У Державина та же композиция, тот же герой-поэт. Меланхолическому и в значительной мере условному пейзажу Жуковского Державин противопоставляет конкретный, реальный пейзаж, характерный именно для средней полосы России. Герою Жуковского - унылому юноше, разочарованному и страдающему, целиком погруженному в воспоминания и в думы о близкой смерти, - противостоит у Державина бодрый старик. Хотя по возрасту он уже близок "к краю гроба", но живо воспринимает все и интересуется всем без исключения: от еды и предметов крестьянского труда до событий европейского масштаба, вопросов истории, философских размышлений. В противовес романтической "поэзии страдания" Державин выдвинул поэзию "жизни действительной". До пушкинского "Евгении Онегина" державинская "Жизнь Званская" - наиболее яркое произведение, возводящее в поэзию повседневную жизнь человека. Державин показал, что поэзия есть не только в природе или возвышенных переживаниях: она может быть и в бытовых "раздобарах", и в чтении газет и журналов, и в чае у вечернего костра, и в раздаче кренделей крестьянским ребятишкам. Главный герой стихотворения одновременно и тип, и яркая индивидуальность: в конечном счете это сам Державин, но вместе с тем и типичный помещик определенного склада, живущий в типичных обстоятельствах, со своими резко выраженными индивидуальным" интересами, наклонностями, привычками, складом мышления, оценками, отношением к миру и т. д. Это соединение индивидуального и типичного, данного в определенных типичных обстоятельствах, - свидетельство того, что в русской поэзии родился реализм, причем родился в результате длительной эволюции творчества именно Державина.
- 40 Билет. Религиозно-философская лирика г.Р. Державина.
- 41 Билет Анакреонтическая поэзия г.Р.Державина.
- 42 Билет. Образы русских полководцев Потемкина и суворова в стихотворениях Державина «Водопад » и «снигирь»
- 44 Билет. Темы и образы басен и.И. Хемницера.
- 46 Билет. Темы и образы сатирических повестей и.А. Крылова в журнале «Зритель» («Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке»).
- 47 Билет. Кочимеские образы и ситуации в пьесе я.Б. Княжнина «Хвастун).
- 48 Билет. Рурик и тираноборцы-посадники в трагедии я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский»:
- 49 Билет. Художественное своеобразие сентиментальных повестей Карамзина «Бедна Лиза» и «Остров Борнгольм».
- 50 Билет. Образ автора в "Письмах русского путешественника" н.М. Карамзина.
- 51 Билет. Карамзин о Европе и европейцах («Письма русского путешественника»)
- 52 Билет. Образы европейских знаменитостей в «письмах русского путешественника» Карамзина
- 54 Билет. Лирика н.М. Карамзина.
- 55 Билет Тема и стиль оды «Вольность» Радищева
- 56 Билет Русское крестьянство в «Путешествии из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
- 57 Билет. Образ автора в "Путешествии из Петербурга в Москву" а.Н. Радищева.
- 58 Билет. «Слова о Ломоносове» и его роль в «Путешествии из Петербурга в москву» Радищева
- 59. Темы, образы и стиль басен и.И. Дмитриева.
- 60.Литературная полемика в поэме и.И. Дмитриева «Чужой толк».