46 Билет. Темы и образы сатирических повестей и.А. Крылова в журнале «Зритель» («Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке»).
Одним из ближайших следствий радищевской деятельности следует считать расцвет бунтарского творчества молодого Крылова в 1789 году и ближайшие за тем годы. Крылов непосредственно соприкасался с кругом Радищева в 1788-1789гг.
«Зритель» (1792) – это уже полноценный литературный журнал, с характерной для журнала структурой – статьи, проза, стихи, рецензии. В «Зрителе» публикуется уже группа авторов – Крылов, Клушин и Плавильщиков. Общее направление издания было патриотическим, великорусским. Обсуждались на страницах журнала вопросы воспитания, причем Крылов высказывался не только против модного воспитания, как его коллеги по редакции, но и против старинного дворянского воспитания. Сам Крылов опубликовал здесь несколько крупных сатирических произведений: «Ночи», «Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесой в собрании дураков» и др. Эти произведения, в частности, содержали саркастические замечания по поводу сказок, которые «обманывают … приятнее», нежели религия, по поводу веры в чудеса и необходимости скептицизма по отношению к невероятностям. (тоже из реферата по истории журналистики)
В журнале «Зритель» были напечатаны восточная повесть «Каиб» и «Похвальная речь в память моему дедушке».
«Каиб»(жанр можно определить как «сказка», но в учебнике Гуковского дается «пародия на идиллию) В этой повести прослеживаются руссоистические мотивы, характерные для молодого Крылова: счастье и добродетель расцветают вдали от власти, в уединении и спокойствии. Основная тема – самодержавие и деспотизм.На первый план выдвинут вопрос о монархии: Крылов показывает гнилостность системы и продажность элементов этой системы. Повесть «Каиб» впоследствии была отмечена Белинским как «необыкновенно меткая и злая» сатира. В образе самого Каиба, восточного калифа, дан язвительный портрет «просвещенного» государя, в сущности являющегося типичным деспотом. Здесь можно видеть ядовитый намек на лицемерие самой императрицы, прикрывавшей свои деспотизм лживыми фразами о соблюдении законов. Демократические симпатии Крылова сказались и в его враждебном отношении к дворянскому сентиментализму. Он высмеивал приукрашивание жизни и чувствительность сентименталистов, подменявших правдивое изображение пасторальной идиллией. В повести используется традиционный для русской литературы XVIII в. прием "диалогизации" речи автора, что, несомненно, приводит к расширению смыслового поля произведения. В текст введен некий вымышленный образ "историка", который искренне восхищается мнимыми достоинствами правления "великого калифа". Суждения "историка" в пересказе автора приобретают противоположное первоначальному значение, "диалогизация" авторской речи приводит к соединению явных антитез. Возникает не требующая разрешения оппозиция "тогда - теперь": свойственный представителю нового века скептицизм прямо противопоставлен идеализации прошлого "историком". К этой оппозиции автор обращается неоднократно, но каждый раз его сравнение не в пользу "просвещенного века.В «Похвальной речи в память моему дедушке» подчеркнута сама форма этого памфлета – пародия на официальный(иногда даже церковно освященный) жанр поминальной хвалебной речи. Речи в память «героев» и идеологов дворянской власти составлялись по особому канону. Крылов придерживается этой системы и создает сатиру. По Гуковскому, «Похвальная речь» - высшая точка антикрепостнического подъема мысли Крылова. В «Похвальной речи в память моему дедушке» Крылов рисует типический портрет провинциального помещика. Это невежественный деспот и пьяница, который проводит все время в псовой охоте и разоряет своих крепостных непомерными поборами и барщиной. «Похвальная речь» написана как ядовитый «простодушный панегирик», своей манерой предвещая гоголевскую сатиру. В сатирических фельетонах и повестях Крылов резко выступал против дворянства, с иронией говоря о том, что лишь «богатые одежды», «прическа», «грамоты предков», ливреи слуг и экипажи делают этих праздных и бесчестных тунеядцев «блистательными особами».
- 40 Билет. Религиозно-философская лирика г.Р. Державина.
- 41 Билет Анакреонтическая поэзия г.Р.Державина.
- 42 Билет. Образы русских полководцев Потемкина и суворова в стихотворениях Державина «Водопад » и «снигирь»
- 44 Билет. Темы и образы басен и.И. Хемницера.
- 46 Билет. Темы и образы сатирических повестей и.А. Крылова в журнале «Зритель» («Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке»).
- 47 Билет. Кочимеские образы и ситуации в пьесе я.Б. Княжнина «Хвастун).
- 48 Билет. Рурик и тираноборцы-посадники в трагедии я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский»:
- 49 Билет. Художественное своеобразие сентиментальных повестей Карамзина «Бедна Лиза» и «Остров Борнгольм».
- 50 Билет. Образ автора в "Письмах русского путешественника" н.М. Карамзина.
- 51 Билет. Карамзин о Европе и европейцах («Письма русского путешественника»)
- 52 Билет. Образы европейских знаменитостей в «письмах русского путешественника» Карамзина
- 54 Билет. Лирика н.М. Карамзина.
- 55 Билет Тема и стиль оды «Вольность» Радищева
- 56 Билет Русское крестьянство в «Путешествии из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
- 57 Билет. Образ автора в "Путешествии из Петербурга в Москву" а.Н. Радищева.
- 58 Билет. «Слова о Ломоносове» и его роль в «Путешествии из Петербурга в москву» Радищева
- 59. Темы, образы и стиль басен и.И. Дмитриева.
- 60.Литературная полемика в поэме и.И. Дмитриева «Чужой толк».