Падение Жирондистской республики.
Принятие французской Конституции 1791 г. не означало окончания политической борьбы в стране. Новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. К лету 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Окончательно оформились три основные политические группировки:
фельяны (фейяны) - консерваторы, представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства;
t/ жирондисты - центристы, представители более радикальной торговопромышленной средней буржуазии;
✓якобинцы - радикалы, выражавшие интересы мелкой, средней буржуазии, ремесленников, крестьянства.
В это же время подготовка европейских монархий к интервенции против революционной Франции приняла открытый характер. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сардиния, в 1793 г. - Великобритания, Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов французской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. Король и дворяне - тайные союзники интервентов - связывали с иностранным вторжением свои надежды на будущее.
Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию Юавгуста 1792 года. Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию фельянов - партию крупной буржуазии.
На втором этапе революции (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года) власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся самой влиятельной политической силой в Законодательном собрании. Из их представителей был сформирован Временный исполнительный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - Национального Учредительного конвента.
Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783де- путата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большинство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составляли политический центр.
В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции.
Декретом от 25 сентября 1792 года Франция объявлялась единой и неде- лимойреспубликой.
Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между жирондистским правительством в Конвенте иякобинской оппозицией. Падению авторитета жирондистов способствовало несколько обстоятельств:
придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию;
✓отменив Конституцию 1791 г., они не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ;
✓оставался нерешенным вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне;
резко ухудшилось экономическое и в особенности продовольственное положение вследствие войны.
Непоследовательная центристская политика жирондистского Конвента привела республику на грань гибели. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров. Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию, где их позиции были сильны, а также сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 года.
Якобинская диктатура
Утверждение власти якобинцев (третий этап революции).
Конституция 1793 г.
Якобинская диктатура.
Восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев завершилось 2 июня 1793 года изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. Наступил третий этап революции - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27 июля 1794 года).
Серией декретов, принятых в июне - июле, Конвент, где теперь преобладали якобинцы, передал крестьянам общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли (отчасти бесплатно, отчасти по льготной цене) и полностью ликвидировал все оставшиеся феодальные права и привилегии. Принятые решения стали немедленно претворяться в жизнь. Одновременно с этим проводились преобразования в государственном строе.
Вместо отмененной цензовой Конституции Конвентом 24 июня 1793года была принята новая Конституция ("Конституция первого года республики"), гораздо более демократическая.
Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно Конституционного акта.
Новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что целью общества является "общее счастье", что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Однако если в первой Декларации в качестве естественных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, то вторая к числу таковых отнесла:
✓равенство (юридическое - в полном объеме);
свободу;
(/ безопасность;
собственность.
В Декларации последовательно проводился принцип законности. Закон определялся как выражение общей воли. Верховенство закона неразрывно связывалось с понятием "суверенитет народа", введенным взамен понятия "суверенитет нации".
Демократические принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793г., устанавливавшем государственный строй. Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, име
ющим постоянное место жительства не менее шести месяцев. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики.
Органом законодательной власти объявлялся постоянно действующий Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.
Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Его члены избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.
Критическое положение республики в связи с внутренними и международными условиями вынудило Конвент отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом диктатуры - системой правления, наделенной исключительными правомочиями. Полнотой власти в этой системе обладали:
Конвент, имевший право издания и истолкования законов;
Комитет общественного спасения, ставший фактически главным органом правительства;
Комитет общественной безопасности.
На местах они опирались на созданные по всей стране революционные комитеты и "народные общества".
Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, подотчетные Комитету общественного спасения.
Судопроизводство осуществлял революционный трибунал, применявший смертную казнь в качестве единственной меры наказания.
За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи революции, остававшиеся нерешенными в течение четырех предшествовавших лет.
Уже к октябрю 1793 г. якобинское правительство добилось перелома в ходе военных операций, а к лету 1794 г. в результате побед революционной армии военная опасность исчезла и новый республиканский строй стал политической реальностью.
Однако упрочение республики привело к распаду единства и к усилению внутренних разногласий в якобинском блоке. Режим, созданный для борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный.
Принятые в феврале - марте 1794 г. вантозские декреты (согласно которым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между неимущими патриотами) не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупнособственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры.
Якобинцев перестали поддерживать:
сельская беднота и плебейские элементы - потому, что ряд их социальных требований не был удовлетворен;
✓зажиточное крестьянство (а с ним и среднее) и буржуазия - потому, что не желали мириться с ограничительным режимом и политикой реквизиций.
27 июля 1794 года в результате заговора против возглавлявшегося Робеспьером правительства произошел переворот, свергнувший якобин- , скую республику.
Установился режим Директории.
Наполеон Банопарт и Французская империя
Переворот генерала Бонапарта.
Конституция 1799 г.
Провозглашение и падение Империи Наполеона.
В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 года во Франции
был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон
Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти - Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти - Директорию.
Исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт.
Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комиссиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Демократические силы не смогли оказать сопротивления новой диктатуре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю. Особенность государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической "верхушки", но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов.
Режим Консульства юридически закреплялся Конституцией 1799 г. Основными чертами государственного строя стали верховенство правительства и представительство по плебисциту.
Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта. Как первому консулу ему вручались особые полномочия:
он осуществлял исполнительную власть;
назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей;
обладал правом законодательной инициативы.
Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул. Органами законодательной власти по Конституции были:
Государственный совет, осуществлявший редактирование этих законопроектов;
Трибунат, обсуждавший их;
Законодательный корпус, принимавший или отвергавший их целиком без прений;
Охранительный сенат, утверждавший их.
Таким образом, эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула. Административно-территориальное управление осуществлялось с помощью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руководство департаментом осуществлял назначаемый правительством префект, а в дистрикте - супрефект.
Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу.
По итогам плебисцита 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, что означало, по сути, возобновление монархии.
В 1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов, полностью сосредоточившим в своих руках исполнительную и законодательную власть.
Основными рычагами императорской власти стали:
армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессиональную и включавшая привилегированные войска - императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь страны;
✓полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уделял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством;
бюрократия;
церковь.
С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе развивающегося капитализма гражданское общество приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания революции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия:
запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.
Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободительной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию.
Империя Наполеона потерпела крах.
Гражданский кодекс Наполеона
Субъекты гражданского права.
Право собственности.
Обязательственное право.
Семейное право.
Наследственное право.
'Гражданский кодекс Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, в качестве субъектов гражданского права признает только физическихлиц.
При определении объема прав кодекс исходит из принципа юридического равенства.
На содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали революционное законодательство и римское право. Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисляет основные правомочия собственника - пользование и распоряжение вещами. При этом провозглашается абсолютный характер собственности.
Кодекс в зависимости от субъекта права подразделял собственность на:
индивидуальную (частную);
государственную (общественное обладание);
общинно-коммунальную.
В кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т. п.
Помимо права собственности Кодекс Наполеона знает и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитут, право залога), владение, держание.
Кодекс Наполеона уничтожил различие между родовым и благоприобретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недвижимых имуществ.
В соответствии с Кодексом Наполеона "договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо".
Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства.
Принципы, на которых строятся договорные отношения, таковы: ✓принцип согласияобязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;
принцип незыблемости договора: "Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно".
В кодексе рассматриваются различные виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон.
Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда.
Кодекс рассматривает брак как договор, для заключения которого необходимо было выполнить ряд условий:
✓взаимное согласие супругов (как в любом договоре - принцип согласия обязываемой стороны);
««Достижение брачного возраста (для мужчин - 18 лет, для женщин - 15лет);
не состоять в другом браке;
«/согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын
25 лет, дочь - 21 год).
Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства или свойства.
Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись.
Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения: "Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена
послушание мужу".
Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесудебные.
Имущественные отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. По общему правилу, если в брачном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа и он распоряжался доходами с этого имущества.
Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до достижения совершеннолетия или до эпансипации - освобождения из-под власти.
Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узаконения, однако только на добровольных началах.
В конце XIX - начале XX вв. были внесены изменения, касающиеся порядка заключения брака:
отменены некоторые формальности, мешающие заключению брака; ✓урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожденным ребенком;
мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.
В 1816 г. был отменен развод, но в 1884 г. восстановлен в новом виде: он рассматривался как санкция за виновное поведение супруга, поэтому развод по взаимному согласию не восстанавливался.
Перемены во взаимоотношениях родителей и детей выразились в ослаблении отцовской власти, расширении прав детей и прав матери.
Кодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. Однако завещательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях - одной четвертью имущества. Если детей не было, но имелись родственники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - половиной имущества.
Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой степени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пережившему супругу. В 1917 г. круг наследников был ограничен шестой степенью родства.
- История государства и права зарубежных стран
- Предмет и методы истории государства и права зарубежных стран
- Государство и право Древнего Египта.
- Государственный строй Древнего египта
- Общественный строй Древнего египта
- Основные источники права, книга мертвых.
- Государство и право Древнего Вавилона.
- Государственный строй, обшественный строй .Древнего вавилона
- Законы царя Хаммурапи.
- Государство и право Древней Индии.
- Особенности общественного строя Древней Индии.
- Законы Ману.
- Право собственности.
- Государство и право Древнего Китая.
- Государственный, общественный строй Древнего Китая
- Источники права Древнего Китая.
- Вопрос 17, Древний Китай. Государство Цинь
- Общие положения.
- Обязательства.
- Государство и право Древней Спарты.
- Особенности государственного и общественного строя Спарты
- 21. Общественный строй Афин
- Вопрос 22, Государственное устройство Афин
- Реформы Гесея, Солона и Клисфена.
- Законы Драконта.
- Государственный и общественный строй Рима в период республики.
- Государственный и общественный строй Рима в период монархии. Военная диктатура в Риме.
- Принципат и доминат в Риме
- Источники римского права - Корпус рис - Цивилис.
- Законы XII таблиц
- Государство и право франков.
- Династия Меровингов и Каролингов.
- Карл Великий и франкское государство
- Верденский договор
- Феодальное государство и право Франции.
- Государственный и общественный строй Франции.
- Сословно-представительная монархия Франции. Абсолютизм.
- Характеристика периода.
- Характеристика сословного общественного
- Вопрос 34. Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.)
- Органы государственного управления.
- Судебное устройство.
- Вопрос 35. Общественный строй Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)
- Общие положения.
- Сословия при абсолютной монархии.
- Вопрос 36, Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)
- Феодальное государство и право Англии.
- Раннефеодальная англосаксонская монархия.
- Сословно-представительная монархия.
- Возникновение прецедентного права.
- Феодальное государство и право Германии
- Особенности государственного строя Германии
- Общественный строй Германии
- Общественный строй.
- Государственный строй.
- Судоустройство.
- Сословно-представительная монархия в Германии.
- Особенности германского абсолютизма - княжеский абсолютизм.
- Швабское зеркало. Саксонское зеркало.
- Каролина как основной источник германского права
- Организация власти при Омейядах и Аббасидах.
- Источники мусульманского права.
- Основные мазхабы мусульманского права
- Английская буржуазная революция: особенности и основные этапы.
- Оливер Кромвель и становление протектората
- Конституционное законодательство английской буржуазной революции
- Образование буржуазного государства в Англии.
- Судебная система Англии
- Великая Хартия Вольностей
- Великий Мартовский Ордонанс великий мартовский ордонанс 1357
- Хабеас Корпус Акт
- Образование конфедерации в северной америке
- Уничтожение рабства и политика а.Линкольна
- Выбор пути
- Становление политика
- На посту президента
- Освобождение рабов
- Переизбрание и убийство
- Вопрос 56. Жирондистская республика (Первая республика)
- УстановлениеЖирондистскойреспублики (второй этап революции).
- Падение Жирондистской республики.
- Прусская конституция 1850 года
- Образование германской империи 1871 год
- Отто фон Бисмарк
- Синьхайская революция в Китае
- Китайская республика и ю.Шикай
- Кодекс самурая бусидо