logo
ИГПЗС 23(Ответы)

Государственный строй, обшественный строй .Древнего вавилона

  1. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вар- дум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и став­шие бесправными свободные.

Рабы подразделялись на:

царских;

храмовых;

частновладельческих.

Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые зна­ки, вырезаемые или выжигаемые на теле.

Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной соб­ственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждени­ем имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.

Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они мог­ли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности гос­подина и переходило к нему после смерти раба.

  1. Свободное население Вавилона делилось на:

Основную массу населения составляли полноправные свободные гражда­не - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности.

Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. На­ряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долго­вую кабалу.

Другую часть населения составляли жители покоренных городов и обла­стей - мушкену.

Наряду с сословным делением существовало разделение по профес­сиональным занятиям:

  1. Государственный строй.

  2. Судебное устройство.

  3. Армия.

  1. По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилеги­рованное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм уп­равления - все управление было сосредоточено в царском дворце, лич­ное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому уме­лыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.

Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, уп­равлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в госу­дарстве.

К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, на­чальник финансов, кравчий, главный военачальник.

В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв­шие административную, финансовую и судебную власть.

  1. В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осу­ществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собра­ния или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В об­щинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руко­водство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномо­чий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были вве­дены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помило­вания в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие су­дебные функции, включались представители народных собраний горо­дов, на территории которых находились храмы.

  1. В Вавилонии имелась регулярная армия.

Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение.

При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечи­вал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанно­стям.

В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хам- мурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, исполь­зовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших это имущество внаем.