Б) юго‑восточная область.
Здесь мы ведем речь о территории к югу от реки Угры и ее продолжения, реки Оки. На западе эта территория ограничена грубо говоря, течением Днепра вниз от Могилева; на востоке — течением Дона; на юге — Черным морем. Мы включаем также в эту территорию Азовский регион и дельту Кубани.
Во время составления первой летописи, т. е. в одиннадцатом веке, вся юго‑восточная часть той территории, которую мы рассматриваем, контролировалась куманами, и только в устье Кубани Тмутараканский «остров» оставался в руках русских. В ранний период ситуация была иной, и мы уже имели достаточно свидетельств1174для утверждения того, что в восьмом веке на нижнем Дону и в Приазовье были русские (асо‑славянские) поселения. Возможно, также, что русские проникли и в Крым1175.
Первая летопись содержит названия трех юго‑восточных русских племен, а именно: севере, или северяне, радимичи и вятичи. В одиннадцатом веке северяне1176заселяли бассейны следующих восточных притоков среднего Днепра: Псёл, Суда и Десна с ее притоком Сеймом; это соответствует территориям Черниговской, Курской и северо‑западной части Полтавской областей. Радимичи1177населяли бассейн реки Сож, то есть левобережную часть Могилевской области. Вятичи1178контролировали южную часть бассейна Оки и район верхнего Дона, охватывая территорию Орловской, Калужской, Тульской и Рязанской областей. Мы можем с уверенностью сказать, что в более ранний период земли этих трех племён простирались намного дальше на юго‑восток, и племена были вытеснены на север только в результате печенежских и куманских набегов. Можно предположить, что в первой половине девятого река северяне занимали весь бассейн Донца, а радимичи — Десны. Когда северяне были оттеснены на северо‑запад от бассейна Донца печенегами, они, в свою очередь, вытеснили радимичей к северу от Десны в район Сожа. Что касается вятичей, мы можем предположить, что первоначально их поселения находились на Дону, по крайней мере, доходя на юге до Богучара1179. У нас нет сведений о названии асо‑славянского племени, которое заселяло в восьмом я девятом веках нижний Дон и Приазовье, но можно утверждать с большой степенью достоверности, что оно называлось русь или рось, поскольку в этом регионе в начале девятого века был основан Русский каганат1180.
Обратимся теперь к данным археологии. Древности северян, радимичей и вятичей в границах соответствующих территорий, которые они населяли в одиннадцатом веке, были достаточно тщательно исследованы. С другой стороны, славянские древности на территории Донца и Дона не были систематически изучены, что же касается нижнего Дона и Приазовья, то даже возможность существования там предметов славянской старины отрицается некоторыми учеными. Во всяком случае, ни одно из погребений на этой территории нельзя признать славянским, и на этом основании археолог Ю.В. Готье выразил мнение, что в докиевский период на нижнем Дону и в Приазовье славянских поселений не было1181. Такое утверждение вызывает возражения. Argumentum a silentio имеет значительно меньше веса в археологических теориях, нежели точное свидетельство, особенно в отношении регионов, которые еще не были систематически исследованы. Мы можем согласиться, что пока еще не было найдено следов определенной культуры в том или ином регионе, но это вовсе не обязательно должно означать, что такие следы не будут обнаружены в будущем. Свидетельство может находиться как раз там, но пока оно остается погребенным, мы не знаем о нем. Нельзя было и предполагать о тех богатствах, что были накоплены антскими вождями шестого и седьмого веков, до того, как были обнаружены сокровищницы в Пере‑Щепине и Судже, а обе они были найдены совсем недавно, первая в 1911 г., а вторая в 1927 г.1182.Более того, даже уже известные какое‑то время предметы не всегда сразу можно адекватно идентифицировать; к примеру, некоторые древности Верхнего Салтова были отнесены Арендтом и Феттихом к мадьярской «культурной сфере» только в 1934 — 1937 гг.1183. Мы знаем также регионы, где существование славянских поселений точно подтверждается письменными источниками, но пока еще не археологическими находками. Так, нет сомнений в существовании племен уличей и тиверцев но у нас слишком мало археологических свидетельств для подкрепления данных литературных источников. Нет сомнений в том что Тмутаракань была в одиннадцатом веке русским городом, во кроме знаменитого камня с надписью князя Глеба1184, больше нет монументальных показаний, каким‑либо образом иллюстрирующих расцвет там русской культуры1185. Ввиду этих соображений мы едва ли станем отбрасывать свидетельства арабских источников касающиеся славянского населения на нижнем Дону в восьмом веке1186.
Обратимся теперь к северянам1187. Согласно материалам, обнаруженным в курганах северян десятого и одиннадцатого веков наиболее распространенным погребальным обрядом у них была кремация. Однако, также известны курганы с погребенными останками. Некоторые курганы северян небогаты погребальным инвентарем. В них обнаружено небольшое количество серег, инкрустированных серебром и стеклом, пряжек и бус. Другая группа курганов значительно богаче. Среди находок в типичных курганах другого типа обнаружены височные кольца, сделанные из спирально скрученной проволоки, медные и железные крученые ожерелья, подвески к ожерельям — круглые и в форме полумесяца, браслеты, кольца, декоративные пластины для головных уборов в форме нимба. В некоторых северянских курганах, как и в городищах, было обнаружено оружие. В гочевском кургане Курской области был найден меч полянского типа1188. Ввиду различия двух типов северянских захоронений было сделано предположение, что эти две группы представляют захоронения людей разного социального положения: знати и простых людей1189. Возможно также, что различие это не экономического, а племенного характера.
Исследование древностей радимичей и вятичей1190приводит к выводу, что, несмотря на некоторые частные различия, эти две группы имели много общего. Мы уже говорили (в начале главки), что семилепестковая подвеска характерна для древностей как радимичей, так и вятичей, хотя форма лепестка у этих племен разная. Мы повторяем, что либо одно из них, либо оба племени связаны с семью кланами (επταγενεαι) во Фракии. Подвеска была, видимо, эмблемой племени, символизирующей союз семи кланов в каждом случае, но и сами два племени были также тесно связаны. Согласно «Повести временных лет», племена эти были потомками двух братьев — Радима и Вятока (Вятко)1191. Мы читаем, что эти два брата были поляками (лях), или жили среди поляков (в ляхах). Комментируя это утверждение и принимая в расчет возможность миграции отдельных западнославянских племен на восток вслед за падением Аварского каганата, А.А. Шахматов выстроил гипотезу о польском происхождении радимичей и вятичей1192. Эта гипотеза не может быть поддержана, поскольку она явно противоречит существующим археологическим свидетельствам1193. Поэтому нам следует исключить предположение Шахматова. Вполне возможно, что легенда о польском происхождении радимичей и вятичей была пущена в ход в то время, когда Киев был захвачен польским королем Болеславом I (1018 г.)1194. Возможно также, что текст легенды, как он читается в «Повести временных лет», является искаженным. Согласно тексту, «было два брата среди поляков» (бяста два брата в лясех). Нельзя ли предположить, что в оригинальном тексте читалось «среди азов» (в язех) вместо «среди поляков» (в ляхах)? Во всяком случае, больше оснований к тому, что радимичи и вятичи происходят от асов, нежели от поляков. В вятичских и радимичских курганах десятого и одиннадцатого веков погребение, как похоронный обряд, преобладает над кремацией. Кремация очень редко встречается у радимичей, еще реже — у вятичей1195. По‑видимому, погребение было древним обычаем обеих племен. Теперь мы знаем, что этот обычай был также распространен у аланов (асов)1196. Более того, сами имена двух мифических братьев, Радима и Вятока, возможно, имеют осетинское происхождение. Что касается имени «Радим», мы можем привести осетинское слово rad («порядок», «линия»), а «Вяток» — осетинское jaetaeg («вождь»)1197.
Обычно вятичские курганы1198невысоки — от 0,7 до 1,4 метра в высоту. Костяки расположены головой на север или северо‑запад. Вероятно, мыслилось сориентировать голову погребенного в направлении заката, а изменение связано с временем года. Состав Предметов в захоронениях довольно однообразен в большинстве Курганов. Вот типичные предметы: семилепестковые височные подвески, бусы, крученые ожерелья, браслеты и кованые кольца и кресты, сделанные в ажурной технике. Кресты, видимо, были просто украшениями, и обнаружение их совсем не обязательно является свидетельством в пользу христианства1199. В радимичских курганах1200тело располагалось на специальном ложе из золы и земли возвышавшемся на 0,5 м над уровнем почвы. Затем над похоронным ложем возводился сферический могильный холм. Тело всегда клали головой на запад. Для погребального убранства типичными являются семилепестковые височные подвески, кованые ожерелья и подвески к ожерельям.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Георгий Владимирович Вернадский, Михаил Михайлович Карпович Древняя Русь История России – 1
- Аннотация
- Георгий Вернадский древняя русь Жизнь и труды г.В. Вернадского
- Предисловие
- Введение
- Глава I. Предыстория
- 1. Подход к проблеме происхождения русского народа Карта 1. Ландшафтные зоны европейской части ссср
- Карта 2. Ландшафтные зоны Евразии
- 2. Историографические замечания
- 3. Палеолит 37.
- 4. Период неолита 45. Карта 3. Археологические карты Западной и Центральной Евразии
- Культура анау 46.
- Трипольская культура 47.
- Культура дольменов 49.
- Культура окрашенных костяков 50.
- Фатьяновская культура 51.
- Западная и центральная сибирь 54.
- Общие замечания по поводу неолитической эпохи в евразии.
- 5. Медный и бронзовый века 57.
- Район северного кавказа 60.
- Черноморские степи 66.
- Центральная россия 68.
- Туркестан и сибирь 70.
- Глава II. Киммерийская и скифская эра (1000‑200 гг. До н.Э.)
- 1. Переход от бронзового к железному веку
- Сибирь и туркестан 77.
- Кавказ и греческие города на северном побережье черного моря 81.
- Черноморские степи 84.
- Украинская лесостепная пограничная зона.
- Северо‑восточная россия 89.
- 2. Киммерийцы и скифы в Южной Руси 91
- 3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 111
- 4. Северные соседи скифов
- 5. Восточные соседи скифов
- 6. Взгляд на политическую историю Скифии
- Глава III. Сармато‑готская эпоха (200 г. До н.Э.‑370 г. Н.Э.)
- 1. Выводы главы. Источники и ссылки
- 2. Центральная Евразия в эпоху сарматов 162
- 3. Сарматы в Южной Руси 182
- 4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 205
- 5. Наследство иранской эпохи в русской истории
- 6. Западные и северные соседи сарматов
- 7. Восточные славяне в сарматский период
- 8. Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматский период
- 9. Готы на Украине 294
- Глава IV. Гунно‑антский период (370‑558 гг.)
- 1. Предварительные замечания
- 2. Гуннское вторжение и гото‑антская война
- 3. Великое переселение и западная эмансипация аланов
- 4. Гуннская империя на Дунае Карта 4. Славяне и Византийская империя
- 5. Последние годы правления Аттилы 399
- 6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в четвертом и первой половине пятого века
- 7. Падение империи гуннов
- 8. Анты с конца четвертого до середины шестого века
- 9. Византия, анты и булгары в первой четверти шестого века
- 10. Политика Юстиниана I по отношению к антам и булгарам
- Глава V. Аваро‑антский период, (558‑650 гг.)
- 1. Предварительные замечания
- 2. Вторжение аваров и появление тюрков
- 3. Византия, авары и анты в правление Маврикия
- 4. Аваро‑славянские отношения
- 5. Таврида и Северный Кавказ в шестом веке
- 6. Авары, славяне и Византия в первой четверти седьмого века
- 7. Великая Булгария, авары и славяне во второй четверти седьмого века
- 8. Истоки хазарского государства и падение Великой Булгарии
- Глава VI. Хазаро‑булгарский период, (650‑737 гг.)
- 1. Предварительные замечания
- 2. Хазарский каганат 682
- 3. Волжские булгары
- 4. Литовцы и финны в Северной Руси
- 5. Угры и асы в Южной Руси
- 6. Дунайские булгары, анто‑славяне и Византия (670‑701 гг.)
- 7. Булгары, хазары и Византия, (701‑739 гг.)
- 8. Асы и Русь в Азовском регионе
- Глава VII. Скандинавы и русский каганат, (737‑839 гг.)
- 1. Предварительные замечания Карта 5. Находки скандинавских древностей в России
- 2. Скандинавы в Северной и Центральной Руси
- 3. Скандинавы, асы и русь в Азовском регионе
- 4. Варяжско‑русская проблема
- 5. Первый русский каганат
- 6. Хазарское государство во второй половине восьмого и в начале девятого века
- 7. Византия и булгары, франки и авары, 739‑805 гг.
- 8. Византия и булгары в период правления хана Крума
- 9. Политика булгар при хане Омортаге (814‑831 гг.)
- 10. Политический кризис в северном Причерноморье, (831 ‑839 гг.)
- Глава VIII. Образование киевской руси (839‑878 гг.)
- 1. Русские племена в девятом веке Карта 6. Славяне и их соседи в IX в.
- А) юго‑западная область.
- Б) юго‑восточная область.
- В) западные земли
- Г) лесной район припяти
- Д) север
- 2. Распространение хазарского и мадьярского контроля над южно‑русскими племенами
- 3. Рюрик и варяжско‑русское правление в Новгороде
- 4. Русь в Приднепровье и Причерноморье
- 5. Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси
- 6. Миссия Константина и Мефодия в Паннонии и зарождение славянской письменности 1358
- 7. Обращение дунайских бoлгap 1381.
- 8. Киев в 870‑е гг. И взятие его Олегом
- 9. Заключительные замечания
- Хронологическая таблица
- До н.Э.
- Сокращения
- Литература
- I. Монументальные источники
- 1. Эпиграфические
- 2. Нумизматические и сигиллографические
- II. Письменные источники
- 1. Греческие и латинские
- 2. Восточные а. Арабские и персидские (Диакритические знаки в транслитерации арабских и персидских имен и названий опущены)
- Б. Армянские и грузинские
- В. Китайские
- Г. Еврейские
- Д. Сирийские
- 3. Славянские
- 4. Англо‑саксонские и скандинавские