4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 205
Беспокойный период борьбы между скифами и сарматами (третье и второе столетия до н.э.) болезненно задел жизнь греческих городов Тавриды. Медленно сдавая позиции под напором сарматов, часть скифов бежала в Тавриду, где они смешались с местным племенем тавров, с тем чтобы стать тавро‑скифами. К концу второго века до н.э. тавро‑скифы были вынуждены признать высшую власть сарматского племени роксоланов. Независимость Херсонеса и Пантикапея, как и греческих городов Тавриды, была теперь под серьезной угрозой.
Неспособные полагаться на свои собственные силы, греки Тавриды должны были искать помощи в других уголках. Ближайшей силой, о которой они могли думать, было Понтийское царство на южном берегу Черного моря в Малой Азии. В третьем и втором веках до н.э. это царство было лишь одним из второстепенных эллинистических государств Ближнего Востока. Его быстрое восхождение началось в конце второго века до н.э. с приходом на трон Митридата VI (113 г. до н.э.)206. Новый царь был человеком могучих жизненных сил и больших амбиций, ставившим своей конечной целью создание мировой монархии. Просьба о помощи тавридских греков отлично совпадала с его планами расширения своего контроля над северными берегами Черного моря с целью получения доступа к огромным ресурсам Южной России.
Митридат в конце концов был рад послать в Тавриду одного из своих лучших полководцев Диофанта с войском хорошо тренированных гоплитов, насчитывающим шесть тысяч. Было самое время остановить наступление тавро‑скифов, чтобы спасти Херсонес. Тавро‑скифы имели своим предводителем энергичного Палака, сына скифского царя Скилура; как сын, так и отец были вассалами роксоланов и их совместные владения тянулись от Тавриды до Ольвии. Получив известия о высадке войск Диофанта близ Херсонеса (110 г. до н.э.), Палак попросил своего сюзерена Тазия, царя роксоланов, оказать помощь. Последний послал войска в Тавриду, но они не могли воевать с гоплитами Диофанта. Война шла в холмистых районах южного Крыма, где роксоланам не хватало места для развертывания их кавалерии. Диофант не только смог отбить их атаку на Херсонес, но заставил их отступить к северу, после чего он подчинил тавров (108 г. до н.э.). Обеспечив безопасность Херсонеса, Диофант двинул свои войска к восточной части Крымского полуострова, с тем чтобы снять скифо‑сарматскую угрозу с Пантикапея. Ценой за «освобождение от варваров» для Пантикапея и Херсонеса была обязанность признания царской власти Митридата. Таким путем Митридат стал царем Боспора, в то время как Херсонес, который не являлся прежде частью Боспорского царства, был теперь включен в него (106 г. до н.э.).
С установлением контроля над Тавридой Митридат был теперь вовлечен в сеть запутанных дипломатических интриг средиземноморского мира, поскольку вскоре вступил в развернутую борьбу с Римом.
Испытав многие превратности судьбы, потеряв большинство из своих владений, Митридат должен был укрепиться в Боспоре как своем последнем прибежище. Но рука Рима достигла его даже тут, и римской дипломатии удалось поддержать восстание местных жителей, ведомых его собственным сыном Фарнаком. Для старого царя единственным выходом стало самоубийство (62 г. до н.э.). Фарнак в свою очередь был убит местным вождем Асандером, который признал Рим в качестве «властителя» Боспора. Чтобы легализировать свою власть в глазах местного общественного мнения, Асандер женился на дочери Фарнака Динамис, после чего принял царский титул (41 г. до н.э.). Период правления Асандера принес покой в бурную историю Боспорского царства.
Тем не менее, в 16 г. до н.э. начались новые невзгоды, возможно, не без интриги со стороны Рима, где растущий авторитет Асандера воспринимался с некоторым подозрением, в результате чего римская помощь была обещана соперничающему с ним вождю. Следующие годы принесли много беспокойства и изменений на троне. Неприятности были частично результатом столкновения интересов между греками, местами и сарматами и частично порождались личными амбициями царицы Динамис, которая выходила замуж по очереди за каждого нового претендента на трон. И лишь в правление Аспурга, возможно, четвертого мужа Динамис,207все успокоилось.
После смерти Динамис (7 г. до н.э.) Аспург женился на фракийской принцессе. Их сын Котис (царь с 49 г. н.э.) был основателем новой боспорской династии, которая была связана как культурно, так и личностно более с фракийским и иранским, нежели с греческим миром. Жизнь при дворе боспорского монарха быстро принимала новые аспекты, и некоторые поздние боспорские монеты воспроизводят правителя в тяжелом одеянии иранского царя208.
Рим оказал полную поддержку как Котису, так и его последователям, поскольку контроль за северо‑восточным углом Черного моря имел огромную стратегическую ценность для римских императоров. Таврида служила аванпостом, который давал им возможность, с одной стороны, следить за движением кочевников в степях Южной Руси, а, с другой стороны, защищать тыл их операций в Транскавказском регионе.
Вторжение сначала готов (в третьем веке н.э.) и затем гуннов (в четвертом веке) подорвало на некоторое время связи между Боспором и Империей, и только в век Юстиниана I (527‑65 гг.) Империя (теперь известная как Византийская) была вновь в состоянии реставрировать свой контроль в Пантикапее, который затем получил новое имя Керчь.
Экономические основы Боспорского царства принадлежали тому же типу, что и в скифские времена. Пшеница была главным продуктом. Она выращивалась как на месте, так и импортировалась из степей за Азовским морем. Зерно составляло также основной предмет экспорта. Сам царь был главным продавцом зерна. Множество более мелких продавцов имели офисы в Пантикапее. Представители местной аристократии обладали крупными земельными владениями вблизи города, где они обычно проводили лето, живя в традиционных палатках кочевников, наблюдая за полевыми работниками и находясь в готовности защитить их в случае любого вторжения с севера.
В городах жило значительное количество ремесленников, вовлеченных в различного рода деятельность. Эллинистическая цивилизация постепенно теряла опору в народе. На греческом все еще говорили, но в основном как на официальном языке. Дома его вытесняли иранские диалекты. Греческие одеяния также уступали путь иранской моде. Что касается религиозной жизни, культ Небесной Афродиты, являвшей собою Великую Богиню Малой Азии, был особенно популярен. С конца первого века н.э. стало заметно влияние иудаизма, благодаря притоку еврейских поселенцев. Христианство пришло значительно позже — около четвертого века. Формирование сильного иудаистского сообщества на Боспоре должно было иметь важные следствия в будущем, поскольку оно составляло основание для экспансии иудаизма среди хазар в восьмом и девятом веках, что мы обсудим подробнее позднее209.
Вся политическая структура Боспорского царства претерпела глубокие изменения. Бывшие демократические институты исчезли, оставив немногочисленные следы. Правительство «Великая Порта» приняло бюрократический характер, не отличающийся от Персидского царства или Византийской империи. Гражданская администрация была отделена от военной, и первая из них возглавлялась «Защитником царства» (οεπιτηζ Βασιλειαζ), последняя — «Предводителем тысячи» (χιλιαρχοζ).
Обратимся теперь к Херсонесу. Как мы видели, в конце второго века до н.э. Херсонес вместе с Пантикапеем признал власть Митридата IV. Позднее был установлен римский контроль над всей Тавридой, и Херсонес получил «хартию свободы» от Рима, которая означала, что он стал автономным по отношению к Боспорскому царству (24 г. до н.э.).
Именно Рим теперь принял на себя защиту Херсонеса от его врагов. Когда в течение первого века н.э. давление кочевников стало угрожающим, римский полководец из дунайских провинций пришел на помощь Херсонесу (62 г. н.э.). Город стал отдельно стоящим римским укреплением и римский флот использовал его порт как базу для своих галер.
Под римским протекторатом экономическая жизнь Херсонеса, в основном сельское хозяйство, удачно развивалась. Период второго и третьего столетий н.э. отличался сдержанным, но постоянным прогрессом. Потрясения четвертого и пятого столетий ограничивали экономическую экспансию и делали особо важной задачу обороны. Мы увидим далее, что город смог адаптироваться к новым политическим условиям и поддержать свой авторитет еще на несколько столетий.
Раннее проникновение христианства стало наиболее важным фактором духовной жизни населения. Херсонес использовался римской администрацией в ходе ее борьбы с христианством как место ссылки некоторых выдающихся христианских лидеров, и к моменту эдикта императора Константина, гарантирующего признание христианской церкви (312 г. н.э.) в городе уже существовала сильная христианская община.
В то время как Херсонес и Боспорское царство оказались способными сохранить свою самостоятельность в течение сарматского периода, Ольвия была менее удачлива. Около 50 г. н.э. город разграбили геты — фракийское племя. Позже он был восстановлен и признал авторитет Рима, войдя в римскую провинцию Нижняя Мезия (конец II века н.э.). Готы вновь разграбили его в III веке. При таких условиях неудивительно, что город так и не смог обрести процветание скифского времени.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Георгий Владимирович Вернадский, Михаил Михайлович Карпович Древняя Русь История России – 1
- Аннотация
- Георгий Вернадский древняя русь Жизнь и труды г.В. Вернадского
- Предисловие
- Введение
- Глава I. Предыстория
- 1. Подход к проблеме происхождения русского народа Карта 1. Ландшафтные зоны европейской части ссср
- Карта 2. Ландшафтные зоны Евразии
- 2. Историографические замечания
- 3. Палеолит 37.
- 4. Период неолита 45. Карта 3. Археологические карты Западной и Центральной Евразии
- Культура анау 46.
- Трипольская культура 47.
- Культура дольменов 49.
- Культура окрашенных костяков 50.
- Фатьяновская культура 51.
- Западная и центральная сибирь 54.
- Общие замечания по поводу неолитической эпохи в евразии.
- 5. Медный и бронзовый века 57.
- Район северного кавказа 60.
- Черноморские степи 66.
- Центральная россия 68.
- Туркестан и сибирь 70.
- Глава II. Киммерийская и скифская эра (1000‑200 гг. До н.Э.)
- 1. Переход от бронзового к железному веку
- Сибирь и туркестан 77.
- Кавказ и греческие города на северном побережье черного моря 81.
- Черноморские степи 84.
- Украинская лесостепная пограничная зона.
- Северо‑восточная россия 89.
- 2. Киммерийцы и скифы в Южной Руси 91
- 3. Греческие колонии на северном побережье Черного моря 111
- 4. Северные соседи скифов
- 5. Восточные соседи скифов
- 6. Взгляд на политическую историю Скифии
- Глава III. Сармато‑готская эпоха (200 г. До н.Э.‑370 г. Н.Э.)
- 1. Выводы главы. Источники и ссылки
- 2. Центральная Евразия в эпоху сарматов 162
- 3. Сарматы в Южной Руси 182
- 4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 205
- 5. Наследство иранской эпохи в русской истории
- 6. Западные и северные соседи сарматов
- 7. Восточные славяне в сарматский период
- 8. Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматский период
- 9. Готы на Украине 294
- Глава IV. Гунно‑антский период (370‑558 гг.)
- 1. Предварительные замечания
- 2. Гуннское вторжение и гото‑антская война
- 3. Великое переселение и западная эмансипация аланов
- 4. Гуннская империя на Дунае Карта 4. Славяне и Византийская империя
- 5. Последние годы правления Аттилы 399
- 6. Регион Азова, Таврида и Северный Кавказ в четвертом и первой половине пятого века
- 7. Падение империи гуннов
- 8. Анты с конца четвертого до середины шестого века
- 9. Византия, анты и булгары в первой четверти шестого века
- 10. Политика Юстиниана I по отношению к антам и булгарам
- Глава V. Аваро‑антский период, (558‑650 гг.)
- 1. Предварительные замечания
- 2. Вторжение аваров и появление тюрков
- 3. Византия, авары и анты в правление Маврикия
- 4. Аваро‑славянские отношения
- 5. Таврида и Северный Кавказ в шестом веке
- 6. Авары, славяне и Византия в первой четверти седьмого века
- 7. Великая Булгария, авары и славяне во второй четверти седьмого века
- 8. Истоки хазарского государства и падение Великой Булгарии
- Глава VI. Хазаро‑булгарский период, (650‑737 гг.)
- 1. Предварительные замечания
- 2. Хазарский каганат 682
- 3. Волжские булгары
- 4. Литовцы и финны в Северной Руси
- 5. Угры и асы в Южной Руси
- 6. Дунайские булгары, анто‑славяне и Византия (670‑701 гг.)
- 7. Булгары, хазары и Византия, (701‑739 гг.)
- 8. Асы и Русь в Азовском регионе
- Глава VII. Скандинавы и русский каганат, (737‑839 гг.)
- 1. Предварительные замечания Карта 5. Находки скандинавских древностей в России
- 2. Скандинавы в Северной и Центральной Руси
- 3. Скандинавы, асы и русь в Азовском регионе
- 4. Варяжско‑русская проблема
- 5. Первый русский каганат
- 6. Хазарское государство во второй половине восьмого и в начале девятого века
- 7. Византия и булгары, франки и авары, 739‑805 гг.
- 8. Византия и булгары в период правления хана Крума
- 9. Политика булгар при хане Омортаге (814‑831 гг.)
- 10. Политический кризис в северном Причерноморье, (831 ‑839 гг.)
- Глава VIII. Образование киевской руси (839‑878 гг.)
- 1. Русские племена в девятом веке Карта 6. Славяне и их соседи в IX в.
- А) юго‑западная область.
- Б) юго‑восточная область.
- В) западные земли
- Г) лесной район припяти
- Д) север
- 2. Распространение хазарского и мадьярского контроля над южно‑русскими племенами
- 3. Рюрик и варяжско‑русское правление в Новгороде
- 4. Русь в Приднепровье и Причерноморье
- 5. Миссия Константина Философа в Хазарии и первое обращение Руси
- 6. Миссия Константина и Мефодия в Паннонии и зарождение славянской письменности 1358
- 7. Обращение дунайских бoлгap 1381.
- 8. Киев в 870‑е гг. И взятие его Олегом
- 9. Заключительные замечания
- Хронологическая таблица
- До н.Э.
- Сокращения
- Литература
- I. Монументальные источники
- 1. Эпиграфические
- 2. Нумизматические и сигиллографические
- II. Письменные источники
- 1. Греческие и латинские
- 2. Восточные а. Арабские и персидские (Диакритические знаки в транслитерации арабских и персидских имен и названий опущены)
- Б. Армянские и грузинские
- В. Китайские
- Г. Еврейские
- Д. Сирийские
- 3. Славянские
- 4. Англо‑саксонские и скандинавские