logo
ИСТОРИЯ РОССИИ за 24 часа матюхина алебастрова

176 История России за 24 часа

п осещали занятия очень редко. При некоторых школах создавались опытные участки для выращивания растений. Работая на них, дети получали начальные представления об агрономии. В школе ученики знакомились с описани­ем жизни выдающихся людей России: Тараса Шевченко, Михаила Ломоносова, Ивана Кулибина и др. Учителя сами выбирали, какой рассказ они прочитают детям. Окончив­ший земскую школу мог продолжить обучение в других учебных заведениях, поступить в учительскую семинарию или фельдшерскую школу. Фельдшеры — младшие меди­ки — на селе были очень востребованы.

При земских школах создавались народные библио­теки. Количество книг в них было невелико — редко где доходило до 250 штук. Среди них преобладали сказ­ки, повести назидательного или религиозного содержа­ния. Но встречались и сочинения на исторические темы, произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Го­голя. В народных библиотеках можно было найти рас­сказы о Петре Великом, киевском князе Владимире Крестителе, о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Развитие науки и культуры

Наука

Ярким явлением в истории науки была жизнь Со­фьи Васильевны Ковалевской. Еще в ранней юности у нее обнаружились незаурядные математические способ­ности. Но в российские университеты не принимали жен­щин, и ей пришлось уехать за границу. Она стала про­фессором, известным ученым, но не в России, а в Сток­гольмском университете.

Дмитрий Иванович Менделеев сделал очень важ­ное открытие — Периодический закон химических эле­ментов, который перевернул все представления о мире веществ. По преданию, этот положения закона ученый