logo
ИСТОРИЯ РОССИИ за 24 часа матюхина алебастрова

Часть XI. Россия во второй половине XIX в. 165

и «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. За полвека было совершено свы­ше 40 кругосветных и дальних походов к берегам Даль­него Востока и Аляски, которая тогда была русским владением.

В 1820 г. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев от­крыли самый южный материк Земли — Антарктиду. Над кораблями «Восток» и «Мирный» летала птица поморник, которая не встречается в открытом море. Это значило, что где-то рядом была земля. На следу­ющий год морякам удалось подойти к Антарктиде бли­же. Были открыты остров Петра Великого и берег Александра I.

Учениками Лазарева были В.А. Корнилов, П.С. На­химов, В.А. Истомин — герои обороны Севастополя. Эти флотоводцы воспитывали в матросах чувство любви к родной земле. Вершиной мастерства П.С. Нахимова стала победа над турецким флотом в Синопской бухте: 8 рус­ских парусных кораблей потопили 15 турецких кораб­лей, и лишь одному пароходу удалось скрыться.

В 1815 г появился первый российский пароход «Ели­завета». Сторонником строительства паровых кораблей был В.А. Корнилов. Но все равно долгое время русские корабли строились на судостроительных верфях из леса и парусины, производство паровых машин было крайне ограничено. В Крымской войне паровой флот Англии и Франции был сильнее парусного флота России.

Развитие русского флота во второй половине XIX в. связано с именем С.О. Макарова. Уже во время русско-турецкой войны он осуществил первые торпедные ата­ки на быстроходных катерах. Он создал учение о непо­топляемости корабля, совершил первые плавания на ледоколе «Ермак» в полярных морях. С.О. Макаров активно внедрял на кораблях изобретенную А.С. Попо­вым радиосвязь, которая оказалась незаменимой на море.