logo
219042_1542F_shpory_po_istorii_rossii

49. Монархические партии и союзы

Процесс складывания анархистских концепций в России занял не один десяток лет и имел свои особенности. В 40 - 50-е годы XIX в. элементы анархических идей прослеживаются у А.И. Герцена, петрашевцев, других радикально настроенных представителей освободительной мысли. Как массовое революционное движение анархизм оформился и начал играть определенную роль в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х годах XIX в., под влиянием идеи выдающегося мыслителя и революционера М.А. Бакунина.

Дальнейшее развитие анархистской доктрины связано с именем П. А. Кропоткина. В своих работах конца 70-х — начала 90-х годов XIX в. он изложил концепцию анархо-коммунизма.

В начале XX в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм, вновь заявил о себе как об общественно-политическом движении. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов под названием "Группа русских анархистов за границей", издавшая воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия (Л. В. Иконникова).

В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г.

В годы революции существенно возросла численность анархических организаций. За эти же годы в состав анархистских организаций по стране входило около 7 тыс. человек (период революции их насчитывалось немногим более 5 тыс. человек).

Социальную основу анархистского движения составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочего класса, недовольные существующими порядками, но слабо представлявшие пути и средства борьбы с ними. В составе анархистских организаций наблюдалось почти полное отсутствие рабочих ведущих отраслей промышленности, зато обильно были представлены труженики сферы услуг — сапожники, портные, кожевенники, мясники и т. д.

В годы первой российской революции в анархизме явственно опое делились три основных направления: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм, которые были обособлены друг от друга. Помимо различий программных и тактических они имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.

Такое положение в анархистском движении сложилось не сразу. Накануне и в первые месяцы революции 1905 г. большинство анархистских групп состояло из последователей теории П.А. Кропоткина, анархистов-коммунистов (хлебовольцев). Стратегические и тактические задачи хлебовольцев в революции были намечены на их I съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.). Целью действий анархистов объявлялась "социальная революция, т. е. полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом".

Главными методами анархистской борьбы в России провозглашались "восстание и прямое нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров". Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации.

На II съезде в Лондоне, состоявшемся 17—18 сентября 1906 г, вопросы стратегии и тактики хлебовольцев в революции получили дальнейшее развитие и конкретизацию. Важнейшим документом съезда была написанная Кропоткиным резолюция об экономическом и политическом моменте в революции, в которой давалась оценка и раскрывался характер революции, уточнялись задачи анархистов. В вопросах организации всячески поощрялись самостоятельность и независимость в действиях анархистов.

Крупными, идеологами и организаторами "анархо-синдикализма" в России были Яков Исаевич Кирилловский (Д.И. Новомирский) Борис Наумович Кричевский, Владимир Александрович Поссе. Значительная часть сторонников этого течения воспитывалась на дискуссиях об отношении к синдикализму, продолжавшихся из года в год на страницах анархистских печатных органов различных направлений.

Д.И. Новомирский в брошюрах "Программа синдикального анархизма", "Манифест Анархистов-Коммунистов " последовательно изложил стратегию и тактику синдикалистов в России. Основной целью своей деятельности синдикалисты считали полное, всестороннее освобождение труда от всех форм эксплуатации и власти и создание свободных профессиональных объединений трудящихся как главной и высшей формы их организации. Из всех видов борьбы синдикалисты признавали только непосредственную, прямую борьбу рабочих с капиталом, а также бойкот, стачки, уничтожение имущества (саботаж) и насилие над капиталистами.

К последователям индивидуалистического анархизма можно отнести махаевцев (махаевистов), высказывавших враждебное отношение к интеллигенции, власти и капиталу. Создателем и теоретиком учения был польский революционер Я. В. Махайский, а наиболее известным из его последователей был Е. И. Лозинский. Число представителей индивидуалистического анархизма было невелико. Зачастую их действия и концепции, опережавшие свое время, вызывали резкое неприятие и нелепые обвинения, которые порой стоили жизни их авторам.

Осенью 1905 г. в анархо-коммунизме оформилось движение анархистов-коммунистов (чернознаменцев). Организатором и идеологом чернознаменства в России был И. С. Гроссман. Изданный им в Женеве в декабре 1905 г. единственный номер газеты "Черное Знамя" дал название целому направлению анархистов, в революции 1905—1907 гг. это течение анархической мысли играло одну из ведущих ролей. Своей главной задачей чернознаменцы считали создание широкого массового анархического движения, установление прочной связи со всеми направлениями анархизма. Чернознаменцы выступали за активные действия и в процессе теоретической борьбы с хлебовольцами обосновали следующую программу: "Постоянные партизанские выступления пролетарских масс, организация безработных для экспроприации жизненных припасов, массовый антибуржуазный террор и частные экспроприации".

Уже в 1904—1905 гг. анархистский террор и экспроприации стали значительным явлением. Наряду с отдельными героическими эпизодами борьбы в движении все больше процветали убийства из удальства, грабежи с целью обогащения и наживы. Значительная часть анархистов предпринимала подобные акции по личной инициативе, не согласуя их с решениями организаций или съездов.

Кроме массы негативных "операций", в истории российского анархизма зафиксированы и несколько крупных боевых акций, имевших огромное воспитательное и практическое значение для всех сторонников анархии. Суть этих мероприятий состояла в том, что все средства, захваченные анархистами во время их проведения, пошли на поддержку товарищей, содержавшихся в тюрьмах, и их освобождение, на издание пропагандистской литературы.