logo search
istoria_kz_otvety

134. Социально-экономическое положение Казахстана в 1965-1985 гг.

В начале 70-х годов происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х. Поднять эффективность общественного производства не удалось. Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использование потенциала республики. За период 1970-1985гг общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности – более чем втрое. Было введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод, завод пластмасс в Шевченко, Карагандинский завод резинотехнических изделий, Павлодарский и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, Экибастузкая ГРЭС, Капчагайская ГЭС и др. Сформировались территориально-промышленные комплексы – Мангышлакский, Каратау-Джамбульский, Павлодар-Экибастузкий. В основе экономики лежал принцип директивного управления и диктат центра. Сырьевая направленность экономики Казахстана привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слоборазвитыми перерабатывающая промышленость, производство товаров народного потребления. Около 60% непродовольственных товаров народного потребления поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального доход. Планы развития страны не выполнялись.Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана к кризису.Кризисные явления нарастали и в сельском хоз-ве. В эти годы проявляется устойчивая тенденция снижения урожайности. В животноводстве производство, за исключением птицы, было убыточным. В 70-80гг. снизились реальные доходы населения. Нарастал дефецит товаров народного потребленя, привычными стали многочасовые очереди. Всякое инакомыслие подавлялось.Таким образом, кризисные явления в 70-80-е гг. нарастали во всех сферах жизни Каз-на. Косыгинские реформы. После смещения Хрущева Косыгин занял должность Председателя Совета министра. В 1965 году он выступил с рядом инициатив, получивших название "косыгинские реформы". Эти реформы были призваны покончить с "хрущевскими" экспериментами с системой управления народными хозяйством, дать новые импульсы развитию экономики. Первая задача была выполнена успешно - в замен совнархозов снова вернули министерства. На предприятиях создавались фонды развития производства и материального поощрения, заводы и фабрики полкучили права самим реализовывать сверх плановую продукцию, устанавлить штатное расписание и сметы. В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались на 1.5-2 раза, в водилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшались ставки подоходного налога крестьян. Косыгин подписал в августе 1974 года постановления СовМина, по которому крестияни стали полноправными гражданами страны - на них распространили паспортную систему. Реформы дали благоприятные результаты. Но несмотря на это реформы были свернуты.