logo
istoria_kz_otvety

167. Непровительственные организации в Казахстане 1990 – 2011

В Республике Казахстан зарегистрировано порядка 5 000 неправительственных организаций (НПО). Из них на 1 ноября 2005 года активно действуют 1709 неправительственных организаций. Своей деятельностью неправительственные организации страны охватывают практически все общественно значимые сферы. Это вопросы экологии, социальной сферы, образования, культуры, здравоохранения, гендерных отношений, защиты прав человека и др., то есть фактически НПО сегодня стоят на острие всех наиболее значимых социальных проблем казахстанского общества. Оформились устойчивые группы НПО по различным направлениям: экологические – 15%; детские и молодежные – 13,6%; женские – 13,3%; медицинские – 13,1%; в области культуры, искусства, науки, образования – 12,5%; правозащитные – 7,6%; по социальной защите – 6,8%; по поддержке общественных инициатив – 6%; многопрофильные – 4,7%; общества инвалидов – 4,4%; по реабилитации детей-инвалидов – 3%. В неправительственном секторе республики, регулируемом Законом Республики Казахстан от 31 мая 1996 года "Об общественных объединениях", а также Законом Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях», в общей сложности задействовано порядка 200 тысяч человек. На постоянной основе работают около 40 тысяч человек, на временной – до 50 тысяч человек, на добровольных (волонтерских) началах – более 100 тысяч. Различного рода услуги от НПО получают около 2 млн. человек. Одним из ключевых документов, направленных на усиление роли неправительственных организаций в решении социально значимых проблем общества, является Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года "О государственном социальном заказе".Данный закон был подготовлен и принят в ходе успешной реализации Программы государственной поддержки НПО на 2003–2005 годы. В соответствии с уже новым законодательным актом 19 июня 2005 года был организован и проведен конкурс социально значимых проектов НПО. В конкурсе приняли участие 165 НПО, подавшие 234 заявки на 50 лотов. Победители конкурса реализовали проекты на общую сумму 59 700 000 тенге. Работе по налаживанию конструктивного диалога с неправительственным сектором способствует Национальный информационный ресурсный центр НПО , который, аккумулируя информацию о деятельности НПО, проблемах их развития, создает условия для эффективного сотрудничества Министерства с НПО.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (MHO)- согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1968 г. № 1296 (XIV) любая международная организация, не учрежденнаяна основании межправительственного соглашения. Основные признаки MHO:а) отсутствие целей извлечения прибыли; б) признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях:в) получение денежных средств более чем из одной страны: г) осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах; д) создание на основе учредительного акта. В MHO не могут входить субъекты международного права.MHO возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс. Первые MHO в социально-политической области были в основном профессиональными. просветительскими. религиозными, пацифистскими.MHO играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того. в ряде областей они являются лидерами. В частности, Международный институт по гуманитарному праву (создан в 1970 г.) регулярно созывает семинары по обучению офицеров законам и обычаям войны и нормам. направленным на защиту беженцев. Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) координирует исследования по актуальным проблемам международного публичного и международного частного права, уделяя внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров. Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы применения конвенций по международному уголовному праву. Она разрабатывает рекомендации по коррективам национального законодательства и развитию науки международного уголовного права. созывает конференции и семинары в этой области. Международный комитет Красного Креста (МККК), принципами деятельности которого являются гуманность. беспристрастность, нейтральность. независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку норм международного гуманитарного права. При его активном участии разработаны Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г. два дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.Многие MHO активно сотрудничают с межправительственными организациями. Основная форма такого сотрудничества - консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет собственные правила предоставления консультативного статуса MHO. Получение такого статуса означает не только признание полезной деятельности MHO. но и отражает рост авторитета и влияния MHO на развитие современных международных отношений.Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие консультации с MHO, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Отношения ООН с MHO регламентируются резолюцией ЭКОСОС "Мероприятия по консультации с неправительственными организациями", принятой в 1946 г. (в дальнейшем неоднократно пересм. атривалась). Консультативный статус при Совете предоставлен более 150 MHO. Они подразделяются на три категории: к категории I относятся организации, связанные с большинством аспектов деятельности Совета; к категории II - организации, обладающие особым опытом в конкретных областях; к категории III - содействующие Совету, его вспомогательным и другим органам ООН по мере необходимости. MHO. которым предоставлен консультативный статус, могут направ-лять своих наблюдателей на открытие заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета, консультироваться с Секретариатом ООН.Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса. Так, Международная морская организация (ИМО) предоставляет консультативный статус тем MHO. которые могут внести существенный вклад в ее работу, если целя и функции этих организаций полностью гармонируют с функциями и принципами ИМО. MHO. с которой может поддерживать отношения ЮНЕСКО, считается любая международная организация с целями и функциями, неправительственными по своему характеру, если она отвечает следующим условиям:а) должна заниматься вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО, желать и быть в состоянии оказывать действенную помощь в реализации ее задач согласно принципам, содержащимся в Уставе ЮНЕСКО; б) должна объединять значительное число групп или отдельных лиц. заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, что дает такой организации возможность выступать в качестве действительного представителя различных культурных регионов мира;в) в случае, когда дело идет об организации регионального характера(с географической или культурной точки зрения), она должна иметь достаточно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного региона: г) она должна иметь постоянный руководящий орган, созданный на международной основе, и располагать рабочим аппаратом и процедурой, позволяющими ей поддерживать регулярную связь со своими членами в различных странах. Отношения между ЮНЕСКО и MHO могут быть отнесены к трем категориям: категория А (консультативная и сотрудничающая);категория В (информационная и консультативная): категория С (взаимная информация). MHO, отнесенные к этим категориям, имеют строго определенные права и обязанности.Бекяшев К.А.