49. Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и международное положение Казахского ханства в XVII в.
Конец ХVІ - начало ХVII вв. — особый период в истории Казахстана, время укрепления казахской государственности, активных военно-политических, торговых и культурных отношений казахов с соседними странами и народами. В это время власть казахов распространялась на Ташкент, Туркестан, Сауран, Андижан, за которые происходили постоянные войны между казахскими правителями и Аштарханидами. Аштарханидам, правившим Мавераннахром после Шайбанидов (1500—1598 гг.) более полутора столетия (1598—1743 гг.), посвящен ряд сочинений среднеазиатских авторов. Немалое место в сообщениях этих сочинений уделено участию казахов в политических делах Аштарханидов при Имамкули-хане (1020/1611 — 1051/1642 гг.). Смутным временем был период правления Имамкули-хана. В первой половине XVII в. среди казахских султанов существовало несколько соперничавших между собой гуппировок, возглавляемых султанами Есимом (официально наследовал титул хана в 1598 г. после Тауекеля, правил в Туркестане), Турсуном, Абулаем, Хан-заде. Так, в 1611 г. Есим-хан во главе с 5 тысячами казахов из Туркестана и Ташкента оказал помощь Имамкули-хану в борьбе с Ираном и Вали-Мухаммадом. Однако этот союз носил временный характер, и Имамкули-хан неоднократно совершал походы против казахов. В «Тарих-и аламара-йи Аббаси» описываются два похода Имамкули на Ташкент против казахов: один в начале 1020/1611 г., а второй - в начале 1022/1613 г. В первом походе Имамкули-хан, дойдя до Самарканда, помирился с казахами и признал за ними право господства над Ташкентом и его областью. В 1613 г. Имамкули-хан вместе с Надир-Мухаммад-ханом, возглавившим балхские войска, совершили поход на Ташкент и одержали победу над казахами. После этой победы он назначил своего сына Искандар-султана правителем Ташкента. Вскоре ташкентцы убили Искандара, и тогда Имамкули-хан, снова овладев Ташкентом, учинил страшную резню. Ташкент недолго оставался во власти бухарского хана. Подробности взаимоотношений казахских владетелей с Бухарским ханством описываются в «Тарих-и аламара-йи Аббаси», «Бахр аль-асрар» и в «Статейном списке» Ивана Хохлова. Эти источники сообщают о войне (1030/1620—1621) между Имам-кули-ханом и казахским ханом Турсун-Мухаммадом, сидевшим в Ташкенте. По словам Искандара Мунши, Имамкули, два раза разбитый наголову, вынужден был помириться с казахами. В 1613 г. Имамкули-хан объявил казахского султана Турсуна правителем Ташкента. Позже Турсун-хан отказался признавать сюзеренитет Аштарханида Имамкули-хана, начал чеканить свою монету и взимать в свою пользу бадж (пошлину) и харадж (поземельный налог). После этих событий и междоусобной борьбы с Турсун-султаном Есим-хан вместе с подвластными ему казахскими и киргизскими улусами вынужден был уйти в Киргизстан. Источники, повествующие о событиях XVI—XVII вв., упоминают о союзных отношениях казахов и киргизов. Киргизы вплоть до середины XVIII в. признавали власть казахских ханов Тахира, Хакназара, Тауекеля, Есима, которые в источниках часто назывались как «государи казахский и киргизский». В начале XVII в. отмечаются совместные действия казахов и киргизов в политических делах Аштарханидов. В 1621 г. состоялось одно из самых крупных сражений между войсками Аштарханидов и объединенными силами казахов и киргизов. Турсун-хан собрал около 100 тысяч воинов, из которых 10 тысяч было выставлено правителями киргизских племен. По сообщениям Махмуд ибн Вали, численность войска Имамкули-хана достигла 160 тысяч. К тому же к Аштарханидам присоединился со своим войском казахский султан Абулай, правитель Андижана и ставленник Имамкули-хана. Противники сошлись близ крепости Шахрухийа. В тот момент сражения, когда воины под началом Абулай-султана стали покидать поле боя, в бухарском войске поднялась паника, и Имамкули-хан отступил. К началу XVII в. относятся союзные отношения казахских ханов с чагатаидами Могулии: Турсуна с ханом Яркенда и Кашгара Абд ал-Латиф (Апак)-ханом; Есима с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим-ханом. Более того, в тот период, когда Есим-хан, видимо, не был признан всеми единственным ханом казахов, он вынужден был уйти к Абд ар-Рахим-хану и более пяти лет принимал участие со своими отрядами в борьбе на его стороне. Махмуд ибн Вали весьма детально освещает активное участие Есим-хана в районе Аксу и Бая. «Тем временем Абд ар-Рахим-хан из Чалыша и Есим-султан из Ташкента отправились на Аксу. В местечке Чинтимур-оглан они встретились друг с другом. Во время этого похода Абд ар-Рахим-хан и Есим-султан скрепили и связали нить дружбы отношениями сватовства и близкого родства: Абд ар-Рахим-хан сочетался узами брака с дочерью Кучик-султана, брата Есим-султана, а Есим-султан вступил в брачную связь с дочерью Абдар-Рахим-хана». Как видно, политические союзы между казахами и могулами закреплялись династическими браками. В «Хронике» Чораса отмечается, что матерью Абд ал-Латаф-хана была Ханым-падишах, сестра Турсун-хана. Междоусобные распри казахских сулганов все более усугублялись, воз-никла вражда между правителями Есимом и Турсун-Мухаммадом. Об этом подробные сведения мы находим у Абулгази, автора «Родословной тюрок», где он говорит, что Есим умертвил Турсун-хана и перебил множество людей его. Махмуд ибн Вали в «Бахр аль-асрар» подробно описывает войну казахских султанов и гибель Турсун-хана. В то время (1036-1628/27), когда Есим-султан совершал набег на калмаков, Турсун-султан, воспользовавшись ситуацией, отправил отряд в Туркестан, ставку Есим-хана для захвата и ис-требления его людей. Воины перебили множество людей, захватили жен и детей Есим-султана. Турсун-султан решил покончить с Есимом. Тем временем казахский султан Абулай, владетель Андижана, объединился с эмира-ми бухарского хана Имамкули и они напали на подвластный Ташкенту Бискент; после боев отняли его у Иш-Кара-султана казаха. Затем направились в Шахрухийю и выгнали оттуда Мурад-султана казаха. Когда эти обстоятельства стали известны Есим-султану, он тоже направился на Ташкент. В окрестностях Ташкента состоялось сражение хазахских ханов Есима и Турсуна. По сообщению «Бахр аль-асрар», Турсун-султан погиб: его умертвили его же приближенные. После этого бухарский хан передал Есим-султану грамоту о вручении ему бразды правления Ташкентом, Туркеста-ном. В 1628 г. вместе с убийством Турсуна Есим-ханом были истреблены остатки казахов-катаганов, находившихся в подчинении Турсуна. Согласно известиям Махмуда ибн Вали Есим-хан умер в 1628 г. Имеются и другие сведения о том, что Есим-хан правил до 1643 года. Есим-хан похоронен в г. Туркестане, подле мечети Ходжа Ахмада Ясави. До настоящего времени сохранилось предание, которое связывает с его именем создание Уложения, известного как «Есім ханның ескі жолы». После Есим-хана Казахское ханство раздирали усобицы. Ташкентом и его окрестностями правил Абулай-султан, казах, владевший Андижаном. Власть перешла к сыну Есима — Жангиру. История борьбы казахского народа за создание своей государственности — процесс многовековой и сложный. Вопрос этот возник с момента сложения казахского народа и постоянно сопутствовал всю его историю. Сложение Казахского ханства, внутреннее его развитие, горизонтальные и вертикальные связи, иерархические отношения, своя система ценностей, особенности склада народного характера неоднократно должны были выдержать испытания на прочность. В 30-50 годы XVII века определенную роль в развитии государственности у казахов сыграли более тесное сочетапие взаимосвязи различных регионов, развитие городов, изменения характера некоторых сословий в структуре общества, возвышение ханской власти, организация отпора различным посягательствам на казахскую государственность. Главную значимость приобрели города Туркестан, Джанкет, Сауран, Сайрам, Яны-Курган, Сузак, Чулак-Курган и другие. Казахстанская знать активно включалась в процесе управления городов, в регламентацию их положения. Сфера влияния казахов росла. Изменения происходили и в социальной структуре казахского общества. Наряду с султанами активизируется институт биев, поднимается социальное сословие батыров. Возрастала роль султанов как категории казахской государственности. Наряду со старой феодальной знатью «белой костью» — потомками Чингизидов в общинах и родах поднималось значение новых социальных категорий. Такими были бии. Если Чингизвды ставили себя выше всех остальных групп населения, имели право владения землей, то бии выдвинулись из коренных казахских родов в качестве старейшин и духовных наставников. Издревле это тоже шло от знатности происхождения. Однако с XVII века все большую роль у биев играли знания, жизненный опыт. Они распоряжались родовыми кочевьями и должны были занятие своей должности доказать деловыми качествами. Изменения коснулись и института батыров. Это особая социальная гуппа военного сословия. Батыром мог стать аристократ султан или бий, кто-либо из приближенных хана. Благодаря своим личным качествам в число батыров начали выдвигаться и рядовые общинники, потомки «черной кости». Между биями и султанами шла борьба за политическое влияние в казахских общинах. Власть отдельных биев была значительной, и они не считались с султанами. Внутри господствующих сословий в казахском обществе существовали резкие противоречия. И это тормозило Есим-хана в росте его власти. Можно предполагать, что время от времени при хане Есиме собирались съезды биев с участием родовой знати. На эту мысль наводит тот факт, что в конце XVII в. это было зафиксировано уже как норма в уложении законов «Жеты-Жаргы».В общих чертах таким было казахское ханство во второй четверти XVII века. Казахскому народу было что защищать и было кому защищаться. В годы своего правления Есим-хану пришлось постоянно считаться с джунгарским фактором. Он был основной заботой Есима во внешнеполитической деятельности и оказывал значительное влияние на внутреннюю жизнь казахского общества. По различным данным, например, русским летописям, с конца XVI века джунгарские владения оказались по левобережью Иртыша, в верховьях Ишима и Тобола. К началу XVII века джунгарские кочевья были разбросаны по среднему и верхнему Иртышу, Камышлову, верховьям Тобола, Ишима, некоторые из них были в междуречьях Эмбы, Урала и Волги. Среди них были представители разных племен — чоросы, дербеты, торгоуты, хошоуты. Движение джунгар из верховьев Иртыша, Тарбагатая на северо-запад диктовалось притязаниями на пастбища. Казахи в этих условиях создавали для джунгар серьезную опасность. Процесс передвижения джунгар к Уралу и Волге шел очень медленно. На него влияли различные и противоречивые обстоятельства. И длилось это более трех десятилетий. Иногда совершали они набеги на Урал, на Большую ногайскую орду. Но затем опять возвращались к верховьям Тобола, Ишима, к Иртышу. Они образовали разрозненные анклавы. Такие примеры, относящиеся к началу XVII века, были не редкостью. Джунгары создали коридор между казахскими кочевьями и российской территорией. Состояние джунгарских общин было воинственным — они воевали против казахов, башкир, ногаев, русских. Они сломали внутреннее равновесие, складывавшееся на землях Дешт-и Кыпчака, в большом регионе бывшей Золотой Орды, вытесняли отсюда различные тюркоязычные этносы. В 1629 году после поражений от казахов и киргизов и внутренних распрей в пределах Алтая и Джунгарского Алатау джунгары во главе с Хо-Урлюком двинулись на север. На этот раз переселение около двух тысяч хозяйств в районы верховьев Ишима, Тобола, Иргиза, Тургая, Эмбы укрепило положение джунгарских общин. Медленное продвижение и заселение большого количества джунгар к Тоболу, Эмбе, Уралу, Волге нарушало сложившийся уклад в пользовании земельными угодиями казахами, башкирами, ногайцами, хивинцами, рус-скими. Двигались в известном направлении: через верховья Ишима и Тобола к Эмбе и Уралу. Здесь уже было небольшое количество калмыков, однако вполне значительное для того, чтобы противостоять казахам и ногайцам, башкирам. Причем в этом продвижении джунгары опирались на поддержку потомков кучумовичей. Вскоре после откочевки большого количества джунгар на Запад скончался казахский хан Есим. Еще в период правления хана выдвинулся его сын Жангир (Джихангер). Он заставил часть ойратских кочевий признать свою власть над ними. По замечанию А. И. Левшина, Жангир принимал участие вместе с отцом в войнах с джунгарами. Однако он не был избран в ханы. И это сильно осложнило политическую обстановку в Казахском ханстве. На какой-то период сепаратистские стремления казахских владетелей одержали верх.
Однако у джунгар произошло важное политическое событие. В 1635 году оформляется Джунгарское ханство. Джунгарский хан Хара-Хула накануне умер, во главе ханства стал его сын Батур, принявший титул хунтайши. Теперь казахам противостояли не просто кочевые общины, а более организованная политическая сила, охватившая огромные пространства от Урала до Алтая, хотя само Джунгарское ханство занимало только предгорья Алтая. Однако Казахское ханство с трех сторон оказалось замкнутым отдельными анклавами джунгарских владетелей. По сравнению с разбросанностью джунгар Казахское ханство было намного компактнее. В том же 1635 году началась казахско-джунгарская война. Нападающей стороной было Джунгарское ханство во главе с хунтайши Батуром. Казахи вынуждены были отбиваться от натиска конных дружинников джунгар. Однако среди различных султанов преобладали разные мнения и предложения о создавшейся ситуации. Необходим был человек, способный возглавить борьбу с джунгарами, который мог бы объединить казахских ополченцев и встать во главе их. На такой рискованный и смелый шаг события выдвинули Жангира. Казахские ополченцы под предводительством Жангара приняли бой джунгарских тайш. Таким образом, Жангир был один из первых казахских ханов, кто испытал джунгарский плен и унижение от своих противников. Так что военные действия начались в 1635 году и в последующие годы имели продолжение. Казахские дружинники в одних случаях терпели поражения, в других - им сопутствовала удача. В один из таких удачных исходов из плена был освобожден Жангир. Возвращение Жангира из плена поставило его в еще более сложное положение. Позор пребывания в плену, унизительное освобождение, междоусобные раздоры казахских феодалов, отсутствие внутреннего равновесия в казахском обществе, усиление джунгарских притеснений — все разом навалилось на Жангира. Однако авторитет его отца и личные качества спасали Жангира. Он удачно строит свои отношения с батырами и биями, обращает особое внимание на взаимоотношения с Бухарскими и Хивинскими ханами. Авторитет Жангира быстро поднимался. Большую часть времени он проводил в городе Туркестане — надо было находиться в центре общественной жизни и контролировать ситуацию о положении своих соперников и движении джунгар. Важны были не только энергия, но и ум. Жангир проявлял себя активно. У Жангира устанавливаются хорошие отношения с Жалантосом, известным деятелем Бухарского ханства, строителем дворцов Самарканда. Впрочем, казахи были тесно связаны с Бухарским ханством, часть их проживала здесь постоянно. Среди бухарских правителей играл заметное положение Абдул-Васи. Важную роль играл и Жалантос Бахадур (1576-1656 гг.) Жангир поддерживает отношения и с правителями Восточного Туркестана. Причем в этом участвовал и сын Жалантоса — султан Тауке. Жангир даже снаряжал посольства в соседние страны. В сентябре 1640 года послы Жангира находились в ставке хунтайши Батура. В это время там находились и российские послы. В своем статейном списке Меньшой-Реме-зов писал: «А были у контайши в те поры, как он, Меньшой, отдавал государево жалованье, Ильден-тайжа Урлюков сын да четверы послы бухарские, Казачьи орды Янгира-царевича, да Далай-лабы». Эти данные свидетельствуют, что политическая деятельность Жангира началась еще до того, как он был провозглашен ханом. Более того, его имя и его деятельность были известны джунгарским хунтайши Хара-Хуле, Батуру идругим. Джунгарское ханство успешно вело борьбу против маньжурских притя-заний, было принято «Степное положение» 1640 года. Джунгарские тайаши угрожали сибирским воеводам, усиливали свое влияние на южных соседей. Надвигалась новая угроза и для казахов различных регионов. Жангир об этом знал и предпринял необходимые меры. Необходимо было собрать казахское ополчение и попросить помощи у соседних правителей. И в свою очередь хунтайша Батур создал коалицию для наступления на Жетысу. К этой коалиции примкнул сын халхасского Алтын-хана — Омбо-Эрдени, зять Батура-хунтайши Огирту-Цэцен-хан, хан Аблай — младший брат Очирту, тайша Чокур, тайша Солтан (холтский) и множество мелких тайш. Началась новая казахско-джунгарская война 1643—1647 годов. Она была подготовлена предшествующим ходом событий, устремлениями джунгарских феодалов и Батура хунтайши. В целом Батуру удалось собрать войско в 50 тысяч человек. Сюда вошли в основном джунгары различных групп и союзники — монгольские народы Центральной Азии. В 1643 году Батур захватил часть земель в южных отрогах Тянь-Шаня, взял в плен несколько тысяч казахов и киргизов. Тогда Жангир обратился за помощью к эмиру Жалантосу. Была достигнута договоренность и с владетелями тянь-шаньских киргизов. Они обещали свою помощь. Обстоятельства требовали срочных действий. С собранным ополчением Жангир направился в Джунгарский Алатау, в местность Орбулак. Здесь в засаде казахский хан упредил продвижение джунгар. У султана Жангира было 600 вооруженных всадников. Это были отборные дружинники. Здесь были батыры Шапрашты Карасай, Аргын Агантай, Алшын Жиембет, Канлы Сарбук, Найман Коксерек, Дулат Жаксыгул, Суан Елтинды. В борьбе против джунгар Жангир принял остроумный и правильный маневр. Так его описывает А. И. Левшин: «Несмея вступить с сею горстью людей в открытый бой, он поместил одну половину оной между двух гор в ущелье, которое окопал глубоким рвом и обнес высоким валом, а с другой половиною скрылся, сам за горою. Зюнгары, подойдя к укреплению, напали на оное, и в то время, когда они теряли множество людей в сражении весьма невыгодном для осады, по причине узкого пространства. Джангир устремился на них с тыла. Неожиданность сего удара, отважность воинов, избранных для оного, и отличные ружья, которыми все они были снабжены, нанесли Багатуры (Батуру) сильный урон». По данным казахских шежире и народных преданий, сражение состоялось в Джунгарском Алатау, в местности Орбулак. Орбулакская битва наряду с крупными событиями вошла в историю казахского народа. Жангир получил прозвище Салкам («Внушительный»). Батур-хунтайши предпринимает усилия для борьбы с казахским ханством, началась подготовка похода в казахскую степь. В последующие годы война продолжалась. В 1646 году Батур предпринял новый поход для отмщения за свое прежнее поражение. Об этом тобольский боярин Данила Аршинский сообщал: «А до их де, Данилова с товарыщи, приезду ходил комтайша войною в Казачью орду на Янгира царевича и многих людей побил, да и брата Янгарова с женою и з детьми и со многими людьми в полон взял». В 1647 году Джунгарский посол Хорохай Далдин сообщал томским властям: «была де контайши войны черными ж колмаками с Кунделенем-Убашою. Да он же бился с Казачью ордою и после же с ними помирился докаместа от них задору не будет». На этом военные действия завершились, война закончилась. Установился мир. Видимо правильно предполагает В. А. Моисеев: «Возможно, что определенное давление на Батура оказал Хунделен-тайша, связанный узами дружбы с Джангером». Казахско-джунгарская война 1643—1647 годов имела важное значение для казахского общества. В общественном сознании укреплялась идея о том, что правильная организация ополченцев, централизованного руководства, взаимовыручка необходимы в затянувшейся борьбе против джунгарских завоевателей. Однако эта война имела свои последствия и для ойратского общества. В нем началась новая вспышка междоусобной борьбы. Явственно выступили старые внугренние межфеодальные противоречия. Таким образом, вторжение джунгар на территорию казахских кочевий в первой половине XVII века нарушило сложившиеся хозяйственные районы казахов, киргизов, башкир, ногайцев, каракалпаков. Казахский Есим-хан много сил вложил в решение взаимоотношений с джунгарскими тайшами. Во второй четверти XVII века борьбу казахского народа против джунгарских завоевателей возглавил Жангир-хан. Ему удалось добиться единства различных казахских родов в борьбе против общего врага. Дипломатическая деятельность хана была направлена на заключение союза с правителями Восточного Туркестана, Бухары, тянь-шаньских киргизов. Военные действия 1643—1644 годов показали военное искусство Жангира, умение правильно ориентироваться в обстановке, воодушевить воинов в решительный момент, личным участием способствовать успеху в военных действиях. Все эти качества ярко проявились в битве при Орбулаке. Казахские воины своей храбростью и самоотверженностью доказали способность защитить свободу и независимость своей земли.
- 1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.
- 2. Памятники каменного века на территории Казахстана.
- 5.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройсво.
- 6. Историко – культурное значение Великого Шелкового пути.
- 8. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
- 9.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.
- 10. Основные черты государственного устройства хунну, усуней, кангюев.
- 11. История Первого Тюркского каганата. (552 – 603 гг.)
- 12. История Западно – Тюркского каганата. (603 – 704 гг.)
- 13. Тюрки в системе международных отношений в VI веке.
- 14. Тюргешский каганат. (704-756 гг.)
- 16. Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство, культура.
- 17. Государство огузов: этнополитическая история, хозяство, культура.
- 18.Этнополитическая история кыпчаков.
- 19. Государство Караханидов: этнополитическая история, социально экономическое развитие и культурный ренессанс.
- 20. Ханство кипчаков.
- 21. Культура тюркских племен в VI-XII в.
- 22. Памятники древнетюркской пиьменности.
- 23. Верования и обычаи древних тюрков.
- 24. Городская культура Южного и Юго-Восточного Казахстана в VI-XII в.
- 25. Ученые и мыслители IX-XII вв.
- 26. Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана.
- 27. Кого завоевали монголы?
- 28. Военная тактика Чингисхана при завоевании Средней Азии и Казахстана.
- 30. Последствия монгольского завоевания для казахского народа.
- 31.Как монголы поделили завоеванные земли на территории Средней Азии и Казахстана.
- 32. Казахстан в период образования, усиления и распада Золотой орды.
- 33. Ак - Орда первое государство на этнической территории Казахстана.
- 34. Восточный Дешт-и-кипчак в составе Государства кочевых узбеков (Ханства Абулхаира 1428-1268 гг.)
- 35. Юго-Восточный Казахстан в составе Могулистна в середине XIV – XV вв.
- 36. Западный Казахстан в составе Ногайской Орды.
- 37. Образование Казахского ханства в середине XV в.
- 38. Письменные источники об истории Казахского ханства в середине XV первая треть XVIII в.
- 40. Возвышение Казахского ханства при Касым хане (первая четверь xVв.)
- 41. «Временное ослабление» Казахского ханства в 20-30 гг. XVI в.
- 43.Казахское ханство при Тауекель хане.
- 44. Внутриполитическое положение Казахского ханства в XVII в.
- 45. Казахское ханство при Тауке хане. 1680-1718 гг.
- 46. Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи Рашиди» - источник по истории Казахского ханства.
- 47. Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах».
- 48. Какие этапы в формировании этнической территории Казахстана вы можете отметить.
- 49. Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и международное положение Казахского ханства в XVII в.
- 50. Какие особенности внешнеполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить.
- 51. Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине XVI в. Вы можете отметить?
- 52. Общественно политический строй казахов в XVI-XVIII в.
- 54. Хозяйство и быт казахов в XV-XVII в.
- 55. Казахско джунгарские отношения. Нашествие джунгар весной 1723 г.
- 56. Освободительная борьба казахского народа против джунгар. Битва при Буланты и в Анракае и их значение.
- 57. Этапы казахско джунгарских войн. Освободительная борьба казахского народа.
- 58. Представители письменной литературы XV-XVIII вв.
- 59. Акыны и жырау XV-XVIII в. И их творчество.
- 60. Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV- XVIII в.
- 61. Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII в. Вы можете отметить?
- 62. Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить?
- 63. Докажите, что в Казахстане в XV-XVIII в. Развивалось земледелие и городская культура.
- 64. Дайте характеристику кочевому скотоводству – главной отрасти хозяйства казахов в XV-XVIII.
- 65. Этапы вхождения Казахстана в состав Росийской империи.
- 66. Дайте характеристику первого этапа вхождения Казахстана в состав России.
- 67. Дайте характеристику второго этапа вхождения в состав России
- 68. Дайте характеристику третьего этапа вхождения в состав России
- 69. Завершающий этап вхождения Казахстана в состав России.
- 70. Абылай хан, как государственный деятель, политик и дипломат.
- 71. Участие казахов Младшего жуза в крестьянской войне под предводительством е. Пугачева 1773-1775 гг.
- 72. Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датулы 1784-1797 гг.
- 73. Образование Букеевского ханства в начале XIX в.
- 74. Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836-1838 гг.
- 75. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1824 гг.
- 76. Ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем жузах.
- 79. Процесс завоевания Российской империи Южного Казахстана в середине XIX в.
- 80. Административные реформы 1867-1868 гг. В Казахстане и их итоги.
- 81. Завершающий этап административно – судебной реформы. Положения об управлении краем 1886 1891 гг.
- 82. Восстание казахов Уральской и Тургайской областей и на Мангыстау против введения «Временного положения»
- 83. Переселение русских крестьян из России в Казахстан в конце XIX начале XX в.
- 85. Исследование Казахстана Российскими учеными в XIX веке.
- 86. Особенности культуры Казахстана в XIX веке. Школа Зар Заман. Акыны мыслители.
- 87. .Великие казахские просветители и мыслители: ч.Валиханов, и.Алтынсарин, а.Кунанбаев и др.
- 88. Социально-экономическое развитие Казахстана а начале XX.
- 89. Влияние первой русской революции на Казахстан.
- 91. Казахская политическая пресса в начале XX века.
- 92. Казахстан в годы Первой мировой войны.
- 94. Особенно положения казахского общества после Февральской революции. Первый Всеказахский съезд.
- 95. Образование партии Алаш и ее программа.
- 96. Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти в Казахстане.
- 97. Образование Туркестаноской автономии. Мустафа Шокай.
- 99. Положение Казахстана в годы гражданской войны.
- 100. Политика «военного коммунизма» - переход к коммунистическому производству и распределению. Особенности ее проведения в Казахстане.
- 101. Образование Казахской асср. Учредительный съезд советов.
- 102. Земельно-водная реформа 1921 года.
- 103. Голод 1921-1922 гг. В Казахстане.
- 104. Нэп в Казахстане, ее особенности.
- 106. Какие казахские земли вошли в состав касср после национально-территориального размежевания казахских земель в 20-30-е годы XX в.
- 107. Репрессии против казахской интеллигенции в 20-30-е годы XX в.
- 109. Насильственный перевод казахских крестьян к сплошной оседлости в годы коллективизации. Итоги и последствия.
- 111. Восстание 1929-1931 гг. Против насильственной коллективизации.
- 112. Голод 1931-1933 г. Экономические и демографические последствия.
- 113. Письмо Рыскулова Сталину: «Письмо пятерых»
- 115. Итоги индустриализации в Казахстане.
- 116. Культура Казахстана в 20-30-е годы XX в. Противоречия и проблемы.
- 117. Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы XX в. Становление системы народного образования.
- 118. Создание научных центров. Формирование научных кадров в 20-30- годы XX в.
- 120. Массовые политические репрессии в Казахстане в 1937-1938 г.
- 121. Перестройка жизни республики на военный лад в годы вов.
- 122. Подвиги казахстанцев на фронтах вов.
- 124. Трудовой подвиг казахстанцев в годы вов.
- 125. Депортация отдельных народов в Казахстан. Положение депортированных народов(1941-1945гг.)
- 126. Казахстан – арсенал фронта.
- 127. Общественно-политическая жизнь Казахстана в послевоенные годы.
- 130. Развитие науки и образования Казахстана (1946-1964)
- 131. Казахстан в период хрущевских реформ (1956-1964 гг).
- 132. Казахстана в период кризиса «развитого социализма»(1965-1985 гг.)
- 133. Экономические реформы в ссср 60-х годов XX в. И их незавершенность.
- 134. Социально-экономическое положение Казахстана в 1965-1985 гг.
- 135. Застойные явления в сельском хозяйстве Казахстана (1970-1985 гг)
- 136. Достижения и противоречия в сфере культуры и науки в годы застоя.
- 137. Казахстан в период реформ Горбачева.
- 138. Декабрьские события 1986 г. В Алматы и их современная оценка.
- 139. Распад ссср и образование снг
- 140. Этапы становления рк, делорация о государственном суверенитете казсср, закон о государственной независимости рк
- 141. Государственные символы рк
- 142. Конституция 1993 года
- 143. Конституция 1995 года. Выборы в двухпалатный парламент
- 145. Современные политические партии в Казахстане.
- 146. Участие Казахстана в меджународных региональных организациях.
- 147. Форумы и Ассамблея народов Казахстана.
- 149. Астана – столица Республики Казахстан
- 150. Представительство Казахстана в обсе: итоги и значение
- 152. Казахстанско – российские отношения на современном этапе
- 153. Казахстан и шос
- 154. Делимитация и демаркация рк государственной границы соседними государствами.
- 155. Статус казахского языка в рк.
- 157. Послание президента 2006.
- 159Становление института Президентской власти в
- 160. Государственные структуры современного Казахстана: парламент.
- 161. Государственная структура современного Казахстана: Правительство
- 162. Судебная власть Республика Казахстан — унитарное государство с президентской формой правления. Президент является главой государства[14] и Верховным Главнокомандующим[15
- 163. Конституционный совет рк
- 164. Изменения и дополнения внесенные в Конституцию рк в мае 2007 г. I. Права и свободы граждан
- 5) Статья 51
- 166. Основные положения лекции президента рк в казну
- 167. Непровительственные организации в Казахстане 1990 – 2011
- 168) Государственная программа «Болашак»: Историческое значение для будущего страны
- 170)Государственная программа «Нурлы Кош» и значение
- 172. Миграционная политика Современного Казахстана
- 4. Развитие животноводства.
- 175. Иницированная Президентом рк индустриально – инновационная программа развития Казахстана. Стратегия индустриально-инновационного развития.
- 178. Казахстан – в мировом сообществе.
- 179. Вхождение Казахстана в оон и другие международные организации.
- 180. Деятельность и роль первого Президента рк в создании и становлении независимого Казахстана.