logo
istoria_kz_otvety

49. Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и международное положение Казахского ханства в XVII в.

Конец ХVІ - начало ХVII вв. — особый период в истории Казахстана, время укрепления казахской государственности, активных военно-политических, торговых и культурных отношений казахов с соседними странами и народами. В это время власть казахов распространялась на Ташкент, Туркестан, Сауран, Андижан, за которые происходили постоянные войны между казахскими правителями и Аштарханидами. Аштарханидам, правившим Мавераннахром после Шайбанидов (1500—1598 гг.) более полутора столетия (1598—1743 гг.), посвящен ряд сочинений среднеазиатских авторов. Немалое место в сообщениях этих сочинений уделено участию казахов в политических делах Аштарханидов при Имамкули-хане (1020/1611 — 1051/1642 гг.). Смутным временем был период правления Имамкули-хана. В первой половине XVII в. среди казахских султанов существовало несколько соперничавших между собой гуппировок, возглавляемых султанами Есимом (официально наследовал титул хана в 1598 г. после Тауекеля, правил в Туркестане), Турсуном, Абулаем, Хан-заде. Так, в 1611 г. Есим-хан во главе с 5 тысячами казахов из Туркестана и Ташкента оказал помощь Имамкули-хану в борьбе с Ираном и Вали-Мухаммадом. Однако этот союз носил временный характер, и Имамкули-хан неоднократно совершал походы против казахов. В «Тарих-и аламара-йи Аббаси» описываются два похода Имамкули на Ташкент против казахов: один в начале 1020/1611 г., а второй - в начале 1022/1613 г. В первом походе Имамкули-хан, дойдя до Самарканда, помирился с казахами и признал за ними право господства над Ташкентом и его областью. В 1613 г. Имамкули-хан вместе с Надир-Мухаммад-ханом, возглавившим балхские войска, совершили поход на Ташкент и одержали победу над казахами. После этой победы он назначил своего сына Искандар-султана правителем Ташкента. Вскоре ташкентцы убили Искандара, и тогда Имамкули-хан, снова овладев Ташкентом, учинил страшную резню. Ташкент недолго оставался во власти бухарского хана. Подробности взаимоотношений казахских владетелей с Бухарским ханством описываются в «Тарих-и аламара-йи Аббаси», «Бахр аль-асрар» и в «Статейном списке» Ивана Хохлова. Эти источники сообщают о войне (1030/1620—1621) между Имам-кули-ханом и казахским ханом Турсун-Мухаммадом, сидевшим в Ташкенте. По словам Искандара Мунши, Имамкули, два раза разбитый наголову, вынужден был помириться с казахами. В 1613 г. Имамкули-хан объявил казахского султана Турсуна правителем Ташкента. Позже Турсун-хан отказался признавать сюзеренитет Аштарханида Имамкули-хана, начал чеканить свою монету и взимать в свою пользу бадж (пошлину) и харадж (поземельный налог). После этих событий и междоусобной борьбы с Турсун-султаном Есим-хан вместе с подвластными ему казахскими и киргизскими улусами вынужден был уйти в Киргизстан. Источники, повествующие о событиях XVI—XVII вв., упоминают о союзных отношениях казахов и киргизов. Киргизы вплоть до середины XVIII в. признавали власть казахских ханов Тахира, Хакназара, Тауекеля, Есима, которые в источниках часто назывались как «государи казахский и киргизский». В начале XVII в. отмечаются совместные действия казахов и киргизов в политических делах Аштарханидов. В 1621 г. состоялось одно из самых крупных сражений между войсками Аштарханидов и объединенными силами казахов и киргизов. Турсун-хан собрал около 100 тысяч воинов, из которых 10 тысяч было выставлено правителями киргизских племен. По сообщениям Махмуд ибн Вали, численность войска Имамкули-хана достигла 160 тысяч. К тому же к Аштарханидам присоединился со своим войском казахский султан Абулай, правитель Андижана и ставленник Имамкули-хана. Противники сошлись близ крепости Шахрухийа. В тот момент сражения, когда воины под началом Абулай-султана стали покидать поле боя, в бухарском войске поднялась паника, и Имамкули-хан отступил. К началу XVII в. относятся союзные отношения казахских ханов с чагатаидами Могулии: Турсуна с ханом Яркенда и Кашгара Абд ал-Латиф (Апак)-ханом; Есима с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим-ханом. Более того, в тот период, когда Есим-хан, видимо, не был признан всеми единственным ханом казахов, он вынужден был уйти к Абд ар-Рахим-хану и более пяти лет принимал участие со своими отрядами в борьбе на его стороне. Махмуд ибн Вали весьма детально освещает активное участие Есим-хана в районе Аксу и Бая. «Тем временем Абд ар-Рахим-хан из Чалыша и Есим-султан из Ташкента отправились на Аксу. В местечке Чинтимур-оглан они встретились друг с другом. Во время этого похода Абд ар-Рахим-хан и Есим-султан скрепили и связали нить дружбы отношениями сватовства и близкого родства: Абд ар-Рахим-хан сочетался узами брака с дочерью Кучик-султана, брата Есим-султана, а Есим-султан вступил в брачную связь с дочерью Абдар-Рахим-хана». Как видно, политические союзы между казахами и могулами закреплялись династическими браками. В «Хронике» Чораса отмечается, что матерью Абд ал-Латаф-хана была Ханым-падишах, сестра Турсун-хана. Междоусобные распри казахских сулганов все более усугублялись, воз-никла вражда между правителями Есимом и Турсун-Мухаммадом. Об этом подробные сведения мы находим у Абулгази, автора «Родословной тюрок», где он говорит, что Есим умертвил Турсун-хана и перебил множество людей его. Махмуд ибн Вали в «Бахр аль-асрар» подробно описывает войну казахских султанов и гибель Турсун-хана. В то время (1036-1628/27), когда Есим-султан совершал набег на калмаков, Турсун-султан, воспользовавшись ситуацией, отправил отряд в Туркестан, ставку Есим-хана для захвата и ис-требления его людей. Воины перебили множество людей, захватили жен и детей Есим-султана. Турсун-султан решил покончить с Есимом. Тем временем казахский султан Абулай, владетель Андижана, объединился с эмира-ми бухарского хана Имамкули и они напали на подвластный Ташкенту Бискент; после боев отняли его у Иш-Кара-султана казаха. Затем направились в Шахрухийю и выгнали оттуда Мурад-султана казаха. Когда эти обстоятельства стали известны Есим-султану, он тоже направился на Ташкент. В окрестностях Ташкента состоялось сражение хазахских ханов Есима и Турсуна. По сообщению «Бахр аль-асрар», Турсун-султан погиб: его умертвили его же приближенные. После этого бухарский хан передал Есим-султану грамоту о вручении ему бразды правления Ташкентом, Туркеста-ном. В 1628 г. вместе с убийством Турсуна Есим-ханом были истреблены остатки казахов-катаганов, находившихся в подчинении Турсуна. Согласно известиям Махмуда ибн Вали Есим-хан умер в 1628 г. Имеются и другие сведения о том, что Есим-хан правил до 1643 года. Есим-хан похоронен в г. Туркестане, подле мечети Ходжа Ахмада Ясави. До настоящего времени сохранилось предание, которое связывает с его именем создание Уложения, известного как «Есім ханның ескі жолы». После Есим-хана Казахское ханство раздирали усобицы. Ташкентом и его окрестностями правил Абулай-султан, казах, владевший Андижаном. Власть перешла к сыну Есима — Жангиру. История борьбы казахского народа за создание своей государственности — процесс многовековой и сложный. Вопрос этот возник с момента сложения казахского народа и постоянно сопутствовал всю его историю. Сложение Казахского ханства, внутреннее его развитие, горизонтальные и вертикальные связи, иерархические отношения, своя система ценностей, особенности склада народного характера неоднократно должны были выдержать испытания на прочность. В 30-50 годы XVII века определенную роль в развитии государственности у казахов сыграли более тесное сочетапие взаимосвязи различных регионов, развитие городов, изменения характера некоторых сословий в структуре общества, возвышение ханской власти, организация отпора различным посягательствам на казахскую государственность. Главную значимость приобрели города Туркестан, Джанкет, Сауран, Сайрам, Яны-Курган, Сузак, Чулак-Курган и другие. Казахстанская знать активно включалась в процесе управления городов, в регламентацию их положения. Сфера влияния казахов росла. Изменения происходили и в социальной структуре казахского общества. Наряду с султанами активизируется институт биев, поднимается социальное сословие батыров. Возрастала роль султанов как категории казахской государственности. Наряду со старой феодальной знатью «белой костью» — потомками Чингизидов в общинах и родах поднималось значение новых социальных категорий. Такими были бии. Если Чингизвды ставили себя выше всех остальных групп населения, имели право владения землей, то бии выдвинулись из коренных казахских родов в качестве старейшин и духовных наставников. Издревле это тоже шло от знатности происхождения. Однако с XVII века все большую роль у биев играли знания, жизненный опыт. Они распоряжались родовыми кочевьями и должны были занятие своей должности доказать деловыми качествами. Изменения коснулись и института батыров. Это особая социальная гуппа военного сословия. Батыром мог стать аристократ султан или бий, кто-либо из приближенных хана. Благодаря своим личным качествам в число батыров начали выдвигаться и рядовые общинники, потомки «черной кости». Между биями и султанами шла борьба за политическое влияние в казахских общинах. Власть отдельных биев была значительной, и они не считались с султанами. Внутри господствующих сословий в казахском обществе существовали резкие противоречия. И это тормозило Есим-хана в росте его власти. Можно предполагать, что время от времени при хане Есиме собирались съезды биев с участием родовой знати. На эту мысль наводит тот факт, что в конце XVII в. это было зафиксировано уже как норма в уложении законов «Жеты-Жаргы».В общих чертах таким было казахское ханство во второй четверти XVII века. Казахскому народу было что защищать и было кому защищаться. В годы своего правления Есим-хану пришлось постоянно считаться с джунгарским фактором. Он был основной заботой Есима во внешнеполитической деятельности и оказывал значительное влияние на внутреннюю жизнь казахского общества. По различным данным, например, русским летописям, с конца XVI века джунгарские владения оказались по левобережью Иртыша, в верховьях Ишима и Тобола. К началу XVII века джунгарские кочевья были разбросаны по среднему и верхнему Иртышу, Камышлову, верховьям Тобола, Ишима, некоторые из них были в междуречьях Эмбы, Урала и Волги. Среди них были представители разных племен — чоросы, дербеты, торгоуты, хошоуты. Движение джунгар из верховьев Иртыша, Тарбагатая на северо-запад диктовалось притязаниями на пастбища. Казахи в этих условиях создавали для джунгар серьезную опасность. Процесс передвижения джунгар к Уралу и Волге шел очень медленно. На него влияли различные и противоречивые обстоятельства. И длилось это более трех десятилетий. Иногда совершали они набеги на Урал, на Большую ногайскую орду. Но затем опять возвращались к верховьям Тобола, Ишима, к Иртышу. Они образовали разрозненные анклавы. Такие примеры, относящиеся к началу XVII века, были не редкостью. Джунгары создали коридор между казахскими кочевьями и российской территорией. Состояние джунгарских общин было воинственным — они воевали против казахов, башкир, ногаев, русских. Они сломали внутреннее равновесие, складывавшееся на землях Дешт-и Кыпчака, в большом регионе бывшей Золотой Орды, вытесняли отсюда различные тюркоязычные этносы. В 1629 году после поражений от казахов и киргизов и внутренних распрей в пределах Алтая и Джунгарского Алатау джунгары во главе с Хо-Урлюком двинулись на север. На этот раз переселение около двух тысяч хозяйств в районы верховьев Ишима, Тобола, Иргиза, Тургая, Эмбы укрепило положение джунгарских общин. Медленное продвижение и заселение большого количества джунгар к Тоболу, Эмбе, Уралу, Волге нарушало сложившийся уклад в пользовании земельными угодиями казахами, башкирами, ногайцами, хивинцами, рус-скими. Двигались в известном направлении: через верховья Ишима и Тобола к Эмбе и Уралу. Здесь уже было небольшое количество калмыков, однако вполне значительное для того, чтобы противостоять казахам и ногайцам, башкирам. Причем в этом продвижении джунгары опирались на поддержку потомков кучумовичей. Вскоре после откочевки большого количества джунгар на Запад скончался казахский хан Есим. Еще в период правления хана выдвинулся его сын Жангир (Джихангер). Он заставил часть ойратских кочевий признать свою власть над ними. По замечанию А. И. Левшина, Жангир принимал участие вместе с отцом в войнах с джунгарами. Однако он не был избран в ханы. И это сильно осложнило политическую обстановку в Казахском ханстве. На какой-то период сепаратистские стремления казахских владетелей одержали верх.

Однако у джунгар произошло важное политическое событие. В 1635 году оформляется Джунгарское ханство. Джунгарский хан Хара-Хула накануне умер, во главе ханства стал его сын Батур, принявший титул хунтайши. Теперь казахам противостояли не просто кочевые общины, а более организованная политическая сила, охватившая огромные пространства от Урала до Алтая, хотя само Джунгарское ханство занимало только предгорья Алтая. Однако Казахское ханство с трех сторон оказалось замкнутым отдельными анклавами джунгарских владетелей. По сравнению с разбросанностью джунгар Казахское ханство было намного компактнее. В том же 1635 году началась казахско-джунгарская война. Нападающей стороной было Джунгарское ханство во главе с хунтайши Батуром. Казахи вынуждены были отбиваться от натиска конных дружинников джунгар. Однако среди различных султанов преобладали разные мнения и предложения о создавшейся ситуации. Необходим был человек, способный возглавить борьбу с джунгарами, который мог бы объединить казахских ополченцев и встать во главе их. На такой рискованный и смелый шаг события выдвинули Жангира. Казахские ополченцы под предводительством Жангара приняли бой джунгарских тайш. Таким образом, Жангир был один из первых казахских ханов, кто испытал джунгарский плен и унижение от своих противников. Так что военные действия начались в 1635 году и в последующие годы имели продолжение. Казахские дружинники в одних случаях терпели поражения, в других - им сопутствовала удача. В один из таких удачных исходов из плена был освобожден Жангир. Возвращение Жангира из плена поставило его в еще более сложное положение. Позор пребывания в плену, унизительное освобождение, междоусобные раздоры казахских феодалов, отсутствие внутреннего равновесия в казахском обществе, усиление джунгарских притеснений — все разом навалилось на Жангира. Однако авторитет его отца и личные качества спасали Жангира. Он удачно строит свои отношения с батырами и биями, обращает особое внимание на взаимоотношения с Бухарскими и Хивинскими ханами. Авторитет Жангира быстро поднимался. Большую часть времени он проводил в городе Туркестане — надо было находиться в центре общественной жизни и контролировать ситуацию о положении своих соперников и движении джунгар. Важны были не только энергия, но и ум. Жангир проявлял себя активно. У Жангира устанавливаются хорошие отношения с Жалантосом, известным деятелем Бухарского ханства, строителем дворцов Самарканда. Впрочем, казахи были тесно связаны с Бухарским ханством, часть их проживала здесь постоянно. Среди бухарских правителей играл заметное положение Абдул-Васи. Важную роль играл и Жалантос Бахадур (1576-1656 гг.) Жангир поддерживает отношения и с правителями Восточного Туркестана. Причем в этом участвовал и сын Жалантоса — султан Тауке. Жангир даже снаряжал посольства в соседние страны. В сентябре 1640 года послы Жангира находились в ставке хунтайши Батура. В это время там находились и российские послы. В своем статейном списке Меньшой-Реме-зов писал: «А были у контайши в те поры, как он, Меньшой, отдавал государево жалованье, Ильден-тайжа Урлюков сын да четверы послы бухарские, Казачьи орды Янгира-царевича, да Далай-лабы». Эти данные свидетельствуют, что политическая деятельность Жангира началась еще до того, как он был провозглашен ханом. Более того, его имя и его деятельность были известны джунгарским хунтайши Хара-Хуле, Батуру идругим. Джунгарское ханство успешно вело борьбу против маньжурских притя-заний, было принято «Степное положение» 1640 года. Джунгарские тайаши угрожали сибирским воеводам, усиливали свое влияние на южных соседей. Надвигалась новая угроза и для казахов различных регионов. Жангир об этом знал и предпринял необходимые меры. Необходимо было собрать казахское ополчение и попросить помощи у соседних правителей. И в свою очередь хунтайша Батур создал коалицию для наступления на Жетысу. К этой коалиции примкнул сын халхасского Алтын-хана — Омбо-Эрдени, зять Батура-хунтайши Огирту-Цэцен-хан, хан Аблай — младший брат Очирту, тайша Чокур, тайша Солтан (холтский) и множество мелких тайш. Началась новая казахско-джунгарская война 1643—1647 годов. Она была подготовлена предшествующим ходом событий, устремлениями джунгарских феодалов и Батура хунтайши. В целом Батуру удалось собрать войско в 50 тысяч человек. Сюда вошли в основном джунгары различных групп и союзники — монгольские народы Центральной Азии. В 1643 году Батур захватил часть земель в южных отрогах Тянь-Шаня, взял в плен несколько тысяч казахов и киргизов. Тогда Жангир обратился за помощью к эмиру Жалантосу. Была достигнута договоренность и с владетелями тянь-шаньских киргизов. Они обещали свою помощь. Обстоятельства требовали срочных действий. С собранным ополчением Жангир направился в Джунгарский Алатау, в местность Орбулак. Здесь в засаде казахский хан упредил продвижение джунгар. У султана Жангира было 600 вооруженных всадников. Это были отборные дружинники. Здесь были батыры Шапрашты Карасай, Аргын Агантай, Алшын Жиембет, Канлы Сарбук, Найман Коксерек, Дулат Жаксыгул, Суан Елтинды. В борьбе против джунгар Жангир принял остроумный и правильный маневр. Так его описывает А. И. Левшин: «Несмея вступить с сею горстью людей в открытый бой, он поместил одну половину оной между двух гор в ущелье, которое окопал глубоким рвом и обнес высоким валом, а с другой половиною скрылся, сам за горою. Зюнгары, подойдя к укреплению, напали на оное, и в то время, когда они теряли множество людей в сражении весьма невыгодном для осады, по причине узкого пространства. Джангир устремился на них с тыла. Неожиданность сего удара, отважность воинов, избранных для оного, и отличные ружья, которыми все они были снабжены, нанесли Багатуры (Батуру) сильный урон». По данным казахских шежире и народных преданий, сражение состоялось в Джунгарском Алатау, в местности Орбулак. Орбулакская битва наряду с крупными событиями вошла в историю казахского народа. Жангир получил прозвище Салкам («Внушительный»). Батур-хунтайши предпринимает усилия для борьбы с казахским ханством, началась подготовка похода в казахскую степь. В последующие годы война продолжалась. В 1646 году Батур предпринял новый поход для отмщения за свое прежнее поражение. Об этом тобольский боярин Данила Аршинский сообщал: «А до их де, Данилова с товарыщи, приезду ходил комтайша войною в Казачью орду на Янгира царевича и многих людей побил, да и брата Янгарова с женою и з детьми и со многими людьми в полон взял». В 1647 году Джунгарский посол Хорохай Далдин сообщал томским властям: «была де контайши войны черными ж колмаками с Кунделенем-Убашою. Да он же бился с Казачью ордою и после же с ними помирился докаместа от них задору не будет». На этом военные действия завершились, война закончилась. Установился мир. Видимо правильно предполагает В. А. Моисеев: «Возможно, что определенное давление на Батура оказал Хунделен-тайша, связанный узами дружбы с Джангером». Казахско-джунгарская война 1643—1647 годов имела важное значение для казахского общества. В общественном сознании укреплялась идея о том, что правильная организация ополченцев, централизованного руководства, взаимовыручка необходимы в затянувшейся борьбе против джунгарских завоевателей. Однако эта война имела свои последствия и для ойратского общества. В нем началась новая вспышка междоусобной борьбы. Явственно выступили старые внугренние межфеодальные противоречия. Таким образом, вторжение джунгар на территорию казахских кочевий в первой половине XVII века нарушило сложившиеся хозяйственные районы казахов, киргизов, башкир, ногайцев, каракалпаков. Казахский Есим-хан много сил вложил в решение взаимоотношений с джунгарскими тайшами. Во второй четверти XVII века борьбу казахского народа против джунгарских завоевателей возглавил Жангир-хан. Ему удалось добиться единства различных казахских родов в борьбе против общего врага. Дипломатическая деятельность хана была направлена на заключение союза с правителями Восточного Туркестана, Бухары, тянь-шаньских киргизов. Военные действия 1643—1644 годов показали военное искусство Жангира, умение правильно ориентироваться в обстановке, воодушевить воинов в решительный момент, личным участием способствовать успеху в военных действиях. Все эти качества ярко проявились в битве при Орбулаке. Казахские воины своей храбростью и самоотверженностью доказали способность защитить свободу и независимость своей земли.