175. Иницированная Президентом рк индустриально – инновационная программа развития Казахстана. Стратегия индустриально-инновационного развития.
В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.
Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:
• обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
• повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
• создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
• диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
• развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.
Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.
На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.
В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.
В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.
На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.
Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.
На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.
Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.
Реализация Стратегии позволит:
• увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;
• повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;
• замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).
Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.
176)Развитие образования, науки и культуры в современном Казахстане
Новый этап развития Казахстана ориентирован на ускоренное продвижение государства в сообщество 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В связи с этим, политика в области образования направлена на формирование национальной модели образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.
Документом, определяющим долгосрочные приоритеты в области образования, является «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года», разработанный в целях реализации долгосрочной стратегии «Казахстан-2030». На основе этого документа были составлены две государственные среднесрочные программы развития образования, первая из которых была утверждена в 2000 году (на период 2000-2005 гг.), вторая – в 2004 году (на период 2005-2010 гг.). Государственная программа развития образования в РК до 2010 года была разработана на базе Концепции развития системы образования РК до 2015 года, одобренной правительством в феврале 2004 года.
В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы приоритеты образовательной политики были нацелены на поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики. Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап – 2005-2007 годы, второй этап – 2008-2010 годы
Развитие образования, науки и культуры в современном Казахстане Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются: – формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся; – социальная адаптация школьников к жизни в обществе; – воспитание гражданственности и любви к Родине; – обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.
В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано:
"Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам".
Несмотря на общее снижение научных работ в Казахстане после 1991 года, за последние 10 лет казахстанской наукой достигнуты результаты, некоторые из которых имеют мировой уровень.По результатам исследований получено 877 патентов, разработано 136 образцов техники, созданы и испытаны 193 сорта сельскохозяйственных культур, выведено и апробировано 14 новых типов, линий и пород сельскохозяйственных животных. Подготовлена проектно-конструкторская и техническая документация для 36 наукоёмких производств.В 2003 году в Республике Казахстан научные исследования и разработки выполняли 267 организаций. Среди специалистов-исследователей 942 работника имеют учёную степень доктора, 2688 — кандидата наук.
Современные культурные процессы в Казахстане многолики и разнообразны. Под ними понимается широкий спектр изменений, инноваций, коренных преобразований, охватывающих различные отрасли и сферы образования, науки и культуры, включая все развивающиеся в настоящее время виды и жанры искусства. По причине комплекса исторических обстоятельств Казахстан является государством с полиэтническим обществом. Поэтому культурный процесс здесь вбирает в себя явления, связанные с взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур. При этом следует отметить, что как ни в какой другой сфере социального развития в Казахстане, в области культуры национальное выступает в наиболее индивидуальном, можно сказать "чистом" виде, впитывая все лучшее из инонационального. В то же время, культурные процессы в казахстанском обществе не ограничиваются национальными культурами географических масштабов страны.
177) Реформы в системе образования Республики Казахстан.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев внес предложение о проведении глубоких реформ в системе образования в рамках национальной кампании по вхождению в число пятидесяти самых конкурентоспособных стран в мире. Наряду с этим предложением, президент дал поручение диверсифицировать основанную на нефти экономику этого среднеазиатского государства, а также использовать некоторую часть государственных нефтедолларов на оказание помощи социально уязвимым слоям населения.
«Почти все преуспевающие современные государства, которые активно интегрировали в международную экономическую систему, сделали ставку на «умную экономику». А для ее создания нам, прежде всего, следует развивать свой собственный человеческий капитал», - заявил Назарбаев на заседании парламента 28 февраля в Послании народу Казахстана.
В частности, Назарбаев указал на потребность в современных методиках образования - включая интерактивное обучение и образовательное телевидение – для обеспечения Казахстана кадровыми ресурсами, способными развивать «основанную на инновациях» экономику.
Он обратился к правительству с поручением открыть 100 новых школ и запросом на разработку системы аттестации преподавания и обучения, а также метода аккредитации образовательных учреждений в соответствии с международными стандартами.
В начале сентября прошлого года правительство одобрило госпрограмму образования на 2011-2020 годы. Планируется, что 14% вузов в Казахстане пройдут международную специализированную аккредитацию, все вузы внедрят европейскую систему перевода кредитов, а 20% вузов будут осуществлять двухдипломное образование совместно с зарубежными вузами. Государственная образовательная накопительная система позволит гражданам Казахстана осуществлять накопления средств на обучение своих детей с выделением премий от государства. Механизм уже отработан, ведутся расчеты. В ближайшие три года планируется построить 90 детсадов. До 2015 года будет открыто 615 мини-центров и 163 частных детсада, возвращено 118 ранее приватизированных детсадов, 154 за счет высвобождения зданий коммунальной собственности. А дошкольным воспитанием предусмотрено охватить 100% детей. С целью перехода на 12-летнее образование будет построено 522 общеобразовательные школы, на что из бюджета выделят 167,4 млрд тенге. Программу реализуют в два этапа: первый - 2011-2015 годы, второй - 2016-2020 годы.
- 1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.
- 2. Памятники каменного века на территории Казахстана.
- 5.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройсво.
- 6. Историко – культурное значение Великого Шелкового пути.
- 8. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
- 9.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.
- 10. Основные черты государственного устройства хунну, усуней, кангюев.
- 11. История Первого Тюркского каганата. (552 – 603 гг.)
- 12. История Западно – Тюркского каганата. (603 – 704 гг.)
- 13. Тюрки в системе международных отношений в VI веке.
- 14. Тюргешский каганат. (704-756 гг.)
- 16. Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство, культура.
- 17. Государство огузов: этнополитическая история, хозяство, культура.
- 18.Этнополитическая история кыпчаков.
- 19. Государство Караханидов: этнополитическая история, социально экономическое развитие и культурный ренессанс.
- 20. Ханство кипчаков.
- 21. Культура тюркских племен в VI-XII в.
- 22. Памятники древнетюркской пиьменности.
- 23. Верования и обычаи древних тюрков.
- 24. Городская культура Южного и Юго-Восточного Казахстана в VI-XII в.
- 25. Ученые и мыслители IX-XII вв.
- 26. Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана.
- 27. Кого завоевали монголы?
- 28. Военная тактика Чингисхана при завоевании Средней Азии и Казахстана.
- 30. Последствия монгольского завоевания для казахского народа.
- 31.Как монголы поделили завоеванные земли на территории Средней Азии и Казахстана.
- 32. Казахстан в период образования, усиления и распада Золотой орды.
- 33. Ак - Орда первое государство на этнической территории Казахстана.
- 34. Восточный Дешт-и-кипчак в составе Государства кочевых узбеков (Ханства Абулхаира 1428-1268 гг.)
- 35. Юго-Восточный Казахстан в составе Могулистна в середине XIV – XV вв.
- 36. Западный Казахстан в составе Ногайской Орды.
- 37. Образование Казахского ханства в середине XV в.
- 38. Письменные источники об истории Казахского ханства в середине XV первая треть XVIII в.
- 40. Возвышение Казахского ханства при Касым хане (первая четверь xVв.)
- 41. «Временное ослабление» Казахского ханства в 20-30 гг. XVI в.
- 43.Казахское ханство при Тауекель хане.
- 44. Внутриполитическое положение Казахского ханства в XVII в.
- 45. Казахское ханство при Тауке хане. 1680-1718 гг.
- 46. Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи Рашиди» - источник по истории Казахского ханства.
- 47. Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах».
- 48. Какие этапы в формировании этнической территории Казахстана вы можете отметить.
- 49. Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и международное положение Казахского ханства в XVII в.
- 50. Какие особенности внешнеполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить.
- 51. Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине XVI в. Вы можете отметить?
- 52. Общественно политический строй казахов в XVI-XVIII в.
- 54. Хозяйство и быт казахов в XV-XVII в.
- 55. Казахско джунгарские отношения. Нашествие джунгар весной 1723 г.
- 56. Освободительная борьба казахского народа против джунгар. Битва при Буланты и в Анракае и их значение.
- 57. Этапы казахско джунгарских войн. Освободительная борьба казахского народа.
- 58. Представители письменной литературы XV-XVIII вв.
- 59. Акыны и жырау XV-XVIII в. И их творчество.
- 60. Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV- XVIII в.
- 61. Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII в. Вы можете отметить?
- 62. Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить?
- 63. Докажите, что в Казахстане в XV-XVIII в. Развивалось земледелие и городская культура.
- 64. Дайте характеристику кочевому скотоводству – главной отрасти хозяйства казахов в XV-XVIII.
- 65. Этапы вхождения Казахстана в состав Росийской империи.
- 66. Дайте характеристику первого этапа вхождения Казахстана в состав России.
- 67. Дайте характеристику второго этапа вхождения в состав России
- 68. Дайте характеристику третьего этапа вхождения в состав России
- 69. Завершающий этап вхождения Казахстана в состав России.
- 70. Абылай хан, как государственный деятель, политик и дипломат.
- 71. Участие казахов Младшего жуза в крестьянской войне под предводительством е. Пугачева 1773-1775 гг.
- 72. Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датулы 1784-1797 гг.
- 73. Образование Букеевского ханства в начале XIX в.
- 74. Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836-1838 гг.
- 75. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1824 гг.
- 76. Ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем жузах.
- 79. Процесс завоевания Российской империи Южного Казахстана в середине XIX в.
- 80. Административные реформы 1867-1868 гг. В Казахстане и их итоги.
- 81. Завершающий этап административно – судебной реформы. Положения об управлении краем 1886 1891 гг.
- 82. Восстание казахов Уральской и Тургайской областей и на Мангыстау против введения «Временного положения»
- 83. Переселение русских крестьян из России в Казахстан в конце XIX начале XX в.
- 85. Исследование Казахстана Российскими учеными в XIX веке.
- 86. Особенности культуры Казахстана в XIX веке. Школа Зар Заман. Акыны мыслители.
- 87. .Великие казахские просветители и мыслители: ч.Валиханов, и.Алтынсарин, а.Кунанбаев и др.
- 88. Социально-экономическое развитие Казахстана а начале XX.
- 89. Влияние первой русской революции на Казахстан.
- 91. Казахская политическая пресса в начале XX века.
- 92. Казахстан в годы Первой мировой войны.
- 94. Особенно положения казахского общества после Февральской революции. Первый Всеказахский съезд.
- 95. Образование партии Алаш и ее программа.
- 96. Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти в Казахстане.
- 97. Образование Туркестаноской автономии. Мустафа Шокай.
- 99. Положение Казахстана в годы гражданской войны.
- 100. Политика «военного коммунизма» - переход к коммунистическому производству и распределению. Особенности ее проведения в Казахстане.
- 101. Образование Казахской асср. Учредительный съезд советов.
- 102. Земельно-водная реформа 1921 года.
- 103. Голод 1921-1922 гг. В Казахстане.
- 104. Нэп в Казахстане, ее особенности.
- 106. Какие казахские земли вошли в состав касср после национально-территориального размежевания казахских земель в 20-30-е годы XX в.
- 107. Репрессии против казахской интеллигенции в 20-30-е годы XX в.
- 109. Насильственный перевод казахских крестьян к сплошной оседлости в годы коллективизации. Итоги и последствия.
- 111. Восстание 1929-1931 гг. Против насильственной коллективизации.
- 112. Голод 1931-1933 г. Экономические и демографические последствия.
- 113. Письмо Рыскулова Сталину: «Письмо пятерых»
- 115. Итоги индустриализации в Казахстане.
- 116. Культура Казахстана в 20-30-е годы XX в. Противоречия и проблемы.
- 117. Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы XX в. Становление системы народного образования.
- 118. Создание научных центров. Формирование научных кадров в 20-30- годы XX в.
- 120. Массовые политические репрессии в Казахстане в 1937-1938 г.
- 121. Перестройка жизни республики на военный лад в годы вов.
- 122. Подвиги казахстанцев на фронтах вов.
- 124. Трудовой подвиг казахстанцев в годы вов.
- 125. Депортация отдельных народов в Казахстан. Положение депортированных народов(1941-1945гг.)
- 126. Казахстан – арсенал фронта.
- 127. Общественно-политическая жизнь Казахстана в послевоенные годы.
- 130. Развитие науки и образования Казахстана (1946-1964)
- 131. Казахстан в период хрущевских реформ (1956-1964 гг).
- 132. Казахстана в период кризиса «развитого социализма»(1965-1985 гг.)
- 133. Экономические реформы в ссср 60-х годов XX в. И их незавершенность.
- 134. Социально-экономическое положение Казахстана в 1965-1985 гг.
- 135. Застойные явления в сельском хозяйстве Казахстана (1970-1985 гг)
- 136. Достижения и противоречия в сфере культуры и науки в годы застоя.
- 137. Казахстан в период реформ Горбачева.
- 138. Декабрьские события 1986 г. В Алматы и их современная оценка.
- 139. Распад ссср и образование снг
- 140. Этапы становления рк, делорация о государственном суверенитете казсср, закон о государственной независимости рк
- 141. Государственные символы рк
- 142. Конституция 1993 года
- 143. Конституция 1995 года. Выборы в двухпалатный парламент
- 145. Современные политические партии в Казахстане.
- 146. Участие Казахстана в меджународных региональных организациях.
- 147. Форумы и Ассамблея народов Казахстана.
- 149. Астана – столица Республики Казахстан
- 150. Представительство Казахстана в обсе: итоги и значение
- 152. Казахстанско – российские отношения на современном этапе
- 153. Казахстан и шос
- 154. Делимитация и демаркация рк государственной границы соседними государствами.
- 155. Статус казахского языка в рк.
- 157. Послание президента 2006.
- 159Становление института Президентской власти в
- 160. Государственные структуры современного Казахстана: парламент.
- 161. Государственная структура современного Казахстана: Правительство
- 162. Судебная власть Республика Казахстан — унитарное государство с президентской формой правления. Президент является главой государства[14] и Верховным Главнокомандующим[15
- 163. Конституционный совет рк
- 164. Изменения и дополнения внесенные в Конституцию рк в мае 2007 г. I. Права и свободы граждан
- 5) Статья 51
- 166. Основные положения лекции президента рк в казну
- 167. Непровительственные организации в Казахстане 1990 – 2011
- 168) Государственная программа «Болашак»: Историческое значение для будущего страны
- 170)Государственная программа «Нурлы Кош» и значение
- 172. Миграционная политика Современного Казахстана
- 4. Развитие животноводства.
- 175. Иницированная Президентом рк индустриально – инновационная программа развития Казахстана. Стратегия индустриально-инновационного развития.
- 178. Казахстан – в мировом сообществе.
- 179. Вхождение Казахстана в оон и другие международные организации.
- 180. Деятельность и роль первого Президента рк в создании и становлении независимого Казахстана.