147. Форумы и Ассамблея народов Казахстана.
Указ президента РК от 1 марта 1995г. "Об образовании ассамблеи народов РК". Ассамблея народов Каз-на яв-ся консультативно-совещательным органом при Президенте РК. Ассамблея осуществляет свою деятельность в соответствии с конституцией, законами, актами Президента РК и настоящим положением. Целью яв-ся выроботка на основе оценки событий и прогонозов политической ситуации в республике практических рекоммендаций, обеспечивающих консолидацию. Деятельность направлено на решение следующих задач: Содействие сохран. межначион. согласия и стабильность в стране; выроботка предложений по проведению государственной политики, способствует развитию дружественных отношений. Между представителями национальностей проживающих на территории Казахстана. В декабре 1992г. состоялся форум народов Казахстана. Ассамблей РК - это консультативно-совещательный орган при президенте РК.
148. Создание Вооруженных сил РК и их модернизация. Необходимость создания национальных Вооруженных Сил встала перед руководством Казахстана сразу же после развала Советского Союза. От правильной и взвешенной реализации этого решения зависели не только роль и место государства в международном сообществе. От этого зависел характер дальнейшего развития Казахстана.
Первым шагом в создании армии суверенного Казахстана явился Конституционный Закон о государственной независимости Республики Казахстан, который определил, что «Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных Вооруженных Сил».
Этот вопрос руководство Казахстана решило последним из стран СНГ, до конца отстаивая идею вначале единых, а впоследствии Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств. Указ «О создании Вооруженных Сил Республики Казахстан» Президент страны подписал 7 мая 1992 года.
С этого дня все воинские формирования, дислоцировавшиеся на территории Казахстана, вместе с вооружением, техникой и имуществом перешли под юрисдикцию республики.
Военно-политическое руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Республики Казахстан – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Казахстан.
Высшим военно-политическим органом руководства Вооруженными Силами в военное время является Верховное Главное командование (Ставка Верховного Главного командования).
Ставка Верховного Главного командования осуществляет управление Вооруженными Силами через Комитет начальников штабов.
Управление Вооруженными Силами в мирное время осуществляет министр обороны Республики Казахстан через Комитет начальников штабов. Первым министром обороны Казахстана был назначен генерал-полковник Сагадат Кожахметович Нурмагамбетов.
Основу Вооруженных Сил Казахстана составили войска 40-й общевойсковой армии.
Той самой армии, которая под командованием генерал-майора А. Тухаринова 27 декабря 1979 года вошла в Афганистан и более девяти лет противостояла вооруженной оппозиции моджахедов.
В состав Вооруженных Сил Казахстана, кроме 40-й общевойсковой армии, вошли войска ВВС и ПВО, а также соединения и части их обеспечения и обслуживания. В короткие сроки была создана система управления Вооруженными Силами. В этот период наряду с созданием армии осуществлялись меры политико-дипломатического характера для обеспечения военной безопасности государства.
Руководство страны сконцентрировало свои усилия на создании пояса безопасности по периметру границ, основ региональной системы коллективной безопасности, снижении ядерной угрозы. Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия, как и Республика Беларусь, добровольно отказавшись от прав на ядерный арсенал. В этот период Главе государства приходилось принимать и другие востребованные временем решения.
В рамках деятельности по созданию системы коллективной безопасности в регионе Казахстан стал участником Договора о коллективной безопасности государств – участников СНГ.
Между тем к началу XXI века обстановка в мире сложилась достаточно неоднозначная.
Очаги напряженности в различных уголках земного шара коренным образом изменили геополитическую ситуацию в регионе и мире.
Мировая цивилизация столкнулась с эскалацией международного, транснационального терроризма. Возникли новые факторы, дестабилизирующие обстановку в регионе и создающие угрозу национальной безопасности.
В этих условиях, безусловно, необходимо было принять ряд мер, направленных на формирование качественно новых Вооруженных Сил, способных адекватно противостоять не только традиционным, но и асимметричным угрозам. Указ Президента от 7 мая 2003 года стал новым этапом на пути сбалансированного развития казахстанской армии, в соответствии с которым была создана оптимальная структура войск и органов военного управления. Проведено четкое разграничение полномочий и функций Министерства обороны и Комитета начальников штабов, созданного на базе Генерального штаба.
Вооруженные Силы Республики Казахстан сегодня имеют трехвидовую структуру – Сухопутные войска, Силы воздушной обороны и Военно-морские силы. Созданы и действуют четыре региональных командования («Астана», «Восток», «Запад», «Юг»). Резерв Верховного Главнокомандующего – Аэромобильные войска, а также Ракетные войска и артиллерия показали на практике свою эффективность. Создан Центр управления повседневной деятельностью войск.
Несомненно, одним из важнейших аспектов качественного улучшения армии является ее переход на профессиональную основу.
На данный момент Вооруженные Силы укомплектованы военнослужащими по контракту на 65 процентов от штатной численности. Это позволило обеспечить необходимую степень боеспособности, дальнейшее совершенствование системы комплектования, осуществлять подготовку военно-обученного резерва. С переходом армии на контрактную основу сократится и призыв граждан на срочную службу.
Эти меры также дают возможность для более эффективного отбора призывников, создания своего рода конкурентной среды. Здесь хотелось бы акцентировать внимание на том, что профессионализация предусматривает не только изменение принципа комплектования. В словосочетание «профессиональная армия» заложено более емкое определение.
Ее основу составят люди в первую очередь с профессиональным подходом к выполняемому делу. Такая армия должна иметь современнуюбоевую технику и вооружение лучших мировых образцов. Военнослужащие не будут отвлекаться на решение социально-бытовых вопросов, заниматься не свойственными им функциями. Следует заметить, что даже при переходе армии на контракт примерно 10 – 15 процентов граждан, как и ранее, будут проходить срочную службу.
В Вооруженных Силах сформирован институт сержантов-профессионалов, как говорится, становой хребет казахстанской армии. Именно сержантский состав, являясь первоначальным звеном управленческой системы, представляет собой наиболее многочисленный отряд командного состава Вооруженных Сил. От сержантовпрофессионалов во многом зависят дисциплина и правопорядок в войсках. Главным принципом обучения и в повседневной деятельности у сержантов был и остается принцип: «Делай, как я». Из года в год, исполняя одни и те же функциональные обязанности, они развивают и совершенствуют свои навыки. К тому же зрелый возраст армейского наставника, его жизненный опыт, несомненно, способствуют его авторитету в среде солдат и повышают эффективность процесса обучения. Таким образом, единожды обученный сержант использует полученные знания многократно на протяжении всей службы, а проблема постоянной переподготовки младших командиров из числа призывников отпадет за ненадобностью.
Первой ступенью в профессионализации армии стала подготовка младшего командного состава, сержантов-профессионалов при ведущей роли Кадетского корпуса, единственного подобного рода учебного заведения в регионе и Содружестве Независимых Государств.
Казахстан создает новую генерацию офицеров и профессионалов-контрактников, отличающихся высоким интеллектуальным потенциалом, знающих иностранные языки, умеющих работать с современной техникой.
Для этого в Казахстане есть все условия. Так, с учетом опыта ведущих стран у нас создана отечественная система военного образования, включающая сеть военно-учебных заведений.
Ведущая роль при этом отведена Национальному университету обороны.
Министерство обороны ведет системную работу по формированию нормативной правовой базы в области обороны. В 2006 году Президент Республики Казахстан своими указами утвердил Государственную программу развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на 2006 – 2010 годы, предусматривающую комплексное развитие всей военной организации страны по единому замыслу; новые правила прохождения воинской службы; новую военную форму одежды и знаки различия военнослужащих.
В 2007 году в стране была принята новая военная доктрина. При подготовке документа учтена современная геополитическая обстановка, проведена диагностика проблем по обеспечению военной безопасности, определены кардинальные меры по выводу военной составляющей государства на новый качественный уровень. В военной доктрине сохранены преемственность сугубо оборонительному принципу, сбалансированное сочетание невоенных и военных мер в обеспечении военной безопасности. В ходе разработки проекта военной доктрины учтены основные критерии доктринальных документов в области обеспечения военной безопасности таких стран, как Россия, США, Великобритания, Китай и других. Наряду с традиционными задачами Вооруженные Силы по решению Президента Республики Казахстан могут быть привлечены к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для проведения антитеррористических операций и обеспечения режима чрезвычайного положения.
Часть состава Вооруженных Сил может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Таким образом, Вооруженные Силы Республики Казахстан являются гарантом стабильности общества, гарантом независимости, защиты конституционного строя, суверенитета и авторитета государства на мировой арене.
Несомненно, одно из важных направлений – оперативная и боевая подготовка войск, которые выполняются в полном объеме, согласно плану подготовки Вооруженных Сил.
Проведен ряд крупных учений, в том числе и международных. Среди них следует выделить «Или-2006», «Рубеж-2006», «Степной орел-2006», «Шыгыс-2007». В широкомасштабном учении «Или-2006» были задействованы все виды и рода войск, другие силовые структуры. В ходе учения войска получили практику форсирования широкой водной преграды с отработкой действий в операции по локализации и уничтожению незаконного вооруженного формирования.
За действиями военнослужащих на заключительном этапе наблюдал Президент страны – Верховный Главнокомандующий Нурсултан Назарбаев, который отметил высокую боевую готовность наших офицеров и солдат, а наиболее отличившихся поощрил.
Наряду с военнослужащими России, Китая, Кыргызстана и Таджикистана подразделение Аэромобильных войск Вооруженных Сил Казахстана приняло участие в учении «Мирная миссия-2007» в Челябинской области Российской Федерации. Здесь особое внимание уделялось повышению слаженности работы Объединенного штаба в проведении совместных операций антитеррористического характера.
Высокий профессионализм и мастерство личного состава Вооруженных Сил Республики Казахстан было особо отмечено руководством, иностранными наблюдателями.
В текущем году интенсивность боевой подготовки частей и соединений возросла.
Количество занятий, проводимых в ночных и сложных условиях, по сравнению с прошлым годом увеличилось почти на 10 процентов и составляет 30 процентов от общего числа. В процесс боевой учебы с каждым годом все больше внедряются современные тренажерные комплексы.
Качество подготовки войск во многом определяет инфраструктура. В этом вопросе Министерством обороны сделано немало.
Возьмем, к примеру, региональное командование «Запад», которому в последнее время уделяется особое внимание, в том числе и в связи с формированием Военно-морских сил. В городе Актау, где недавно побывал Верховный Главнокомандующий, построены новые объекты военного городка, штаб бригады береговой обороны. Еще три года назад там кроме голой степи ничего не было. В 2007 году получены три современных боевых корабля водоизмещением 150 тонн каждый, ставших основой ВМС.
Несколько слов о международном военном сотрудничестве, которое осуществляется в контексте внешней политики государства и направлено прежде всего на модернизацию Вооруженных Сил. Подтверждением уровня стратегического партнерства с Россией стала реализация договоренностей президентов Казахстана и России по взаимному урегулированию вопросов аренды испытательных полигонов Российской Федерацией в Казахстане и обучения казахстанских военнослужащих в вузах Вооруженных Сил России. Весной подписано девять документов межгосударственного и межправительственного уровня по этим вопросам. Сейчас в России проходят подготовку на льготной основе почти 900 военнослужащих Казахстана.
Основными направлениями сотрудничества с Китаем остаются обеспечение мер доверия и безопасности в районе общих границ и военно-техническая сфера. Недавно из КНР поставлена партия тяжелых транспортеров и оргтехники.
Успешно развивается двустороннее военное партнерство и с другими странами, такими как Республика Беларусь, Турция, Великобритания, Германия, Франция, Южная Корея, Индия, Пакистан, США, Украина. Всего более чем с тридцатью государствами. Министерство обороны Казахстана является активным участником внешнеполитического взаимодействия в рамках ОДКБ, СНГ, ШОС, НАТО (ПРМ).
Сотрудничество в рамках ОДКБ является для нас приоритетным направлением. С наибольшей интенсивностью в настоящее время мы взаимодействуем с Республикой Беларусь.
Этому в немалой степени способствовали официальный визит в 2007 году в Республику Беларусь министра обороны Республики Казахстан Даниала Ахметова и ответный официальный визит министра обороны Республики Беларусь генерал-полковника Леонида Мальцева в Республику Казахстан.
Сотрудничество министерств обороны двух стран осуществляется на основе соглашений между правительствами Республики Беларусь и Республики Казахстан о военном и военнотехническом сотрудничестве, подписанных 3 сентября 1998 года. Мероприятия проводятся в соответствии с планами двустороннего сотрудничества между министерствами обороны Республики Беларусь и Республики Казахстан, ежегодно утверждаемыми главами военных ведомств.
Исторически важным моментом в сфере военного сотрудничества между нашими странами явилось заключение контракта на обучение в Военной академии Республики Беларусь военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан. Первые из них приступили к обучению в Военной академии Республики Беларусь с 1 ноября 2007 года. С 2008 учебного года на паритетной основе планируется также обучение белорусских военнослужащих в Военном институте иностранных языков Министерства обороны Республики Казахстан.
Таким образом, в настоящий момент имеются все предпосылки для создания в перспективе долгосрочного двустороннего военного и военно-технического сотрудничества Республики Беларусь и Республики Казахстан.
В мае 2008 года Вооруженные Силы Республики Казахстан отметили свое 16-летие.
Сегодня они стоят на пороге нового этапа модернизации армии. Доминантами новой модели Вооруженных Сил должны стать высокоинтеллектуальные профессионалы и современные военно-технические системы. Это должна быть немногочисленная мобильная армия. Под руководством Верховного Главнокомандующего Нурсултана Назарбаева принимается комплекс мер, направленных на строительство профессиональных Вооруженных Сил, отвечающих самым высоким международным стандартам.
- 1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.
- 2. Памятники каменного века на территории Казахстана.
- 5.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройсво.
- 6. Историко – культурное значение Великого Шелкового пути.
- 8. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
- 9.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.
- 10. Основные черты государственного устройства хунну, усуней, кангюев.
- 11. История Первого Тюркского каганата. (552 – 603 гг.)
- 12. История Западно – Тюркского каганата. (603 – 704 гг.)
- 13. Тюрки в системе международных отношений в VI веке.
- 14. Тюргешский каганат. (704-756 гг.)
- 16. Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство, культура.
- 17. Государство огузов: этнополитическая история, хозяство, культура.
- 18.Этнополитическая история кыпчаков.
- 19. Государство Караханидов: этнополитическая история, социально экономическое развитие и культурный ренессанс.
- 20. Ханство кипчаков.
- 21. Культура тюркских племен в VI-XII в.
- 22. Памятники древнетюркской пиьменности.
- 23. Верования и обычаи древних тюрков.
- 24. Городская культура Южного и Юго-Восточного Казахстана в VI-XII в.
- 25. Ученые и мыслители IX-XII вв.
- 26. Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана.
- 27. Кого завоевали монголы?
- 28. Военная тактика Чингисхана при завоевании Средней Азии и Казахстана.
- 30. Последствия монгольского завоевания для казахского народа.
- 31.Как монголы поделили завоеванные земли на территории Средней Азии и Казахстана.
- 32. Казахстан в период образования, усиления и распада Золотой орды.
- 33. Ак - Орда первое государство на этнической территории Казахстана.
- 34. Восточный Дешт-и-кипчак в составе Государства кочевых узбеков (Ханства Абулхаира 1428-1268 гг.)
- 35. Юго-Восточный Казахстан в составе Могулистна в середине XIV – XV вв.
- 36. Западный Казахстан в составе Ногайской Орды.
- 37. Образование Казахского ханства в середине XV в.
- 38. Письменные источники об истории Казахского ханства в середине XV первая треть XVIII в.
- 40. Возвышение Казахского ханства при Касым хане (первая четверь xVв.)
- 41. «Временное ослабление» Казахского ханства в 20-30 гг. XVI в.
- 43.Казахское ханство при Тауекель хане.
- 44. Внутриполитическое положение Казахского ханства в XVII в.
- 45. Казахское ханство при Тауке хане. 1680-1718 гг.
- 46. Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи Рашиди» - источник по истории Казахского ханства.
- 47. Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах».
- 48. Какие этапы в формировании этнической территории Казахстана вы можете отметить.
- 49. Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и международное положение Казахского ханства в XVII в.
- 50. Какие особенности внешнеполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить.
- 51. Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине XVI в. Вы можете отметить?
- 52. Общественно политический строй казахов в XVI-XVIII в.
- 54. Хозяйство и быт казахов в XV-XVII в.
- 55. Казахско джунгарские отношения. Нашествие джунгар весной 1723 г.
- 56. Освободительная борьба казахского народа против джунгар. Битва при Буланты и в Анракае и их значение.
- 57. Этапы казахско джунгарских войн. Освободительная борьба казахского народа.
- 58. Представители письменной литературы XV-XVIII вв.
- 59. Акыны и жырау XV-XVIII в. И их творчество.
- 60. Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV- XVIII в.
- 61. Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII в. Вы можете отметить?
- 62. Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить?
- 63. Докажите, что в Казахстане в XV-XVIII в. Развивалось земледелие и городская культура.
- 64. Дайте характеристику кочевому скотоводству – главной отрасти хозяйства казахов в XV-XVIII.
- 65. Этапы вхождения Казахстана в состав Росийской империи.
- 66. Дайте характеристику первого этапа вхождения Казахстана в состав России.
- 67. Дайте характеристику второго этапа вхождения в состав России
- 68. Дайте характеристику третьего этапа вхождения в состав России
- 69. Завершающий этап вхождения Казахстана в состав России.
- 70. Абылай хан, как государственный деятель, политик и дипломат.
- 71. Участие казахов Младшего жуза в крестьянской войне под предводительством е. Пугачева 1773-1775 гг.
- 72. Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датулы 1784-1797 гг.
- 73. Образование Букеевского ханства в начале XIX в.
- 74. Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836-1838 гг.
- 75. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1824 гг.
- 76. Ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем жузах.
- 79. Процесс завоевания Российской империи Южного Казахстана в середине XIX в.
- 80. Административные реформы 1867-1868 гг. В Казахстане и их итоги.
- 81. Завершающий этап административно – судебной реформы. Положения об управлении краем 1886 1891 гг.
- 82. Восстание казахов Уральской и Тургайской областей и на Мангыстау против введения «Временного положения»
- 83. Переселение русских крестьян из России в Казахстан в конце XIX начале XX в.
- 85. Исследование Казахстана Российскими учеными в XIX веке.
- 86. Особенности культуры Казахстана в XIX веке. Школа Зар Заман. Акыны мыслители.
- 87. .Великие казахские просветители и мыслители: ч.Валиханов, и.Алтынсарин, а.Кунанбаев и др.
- 88. Социально-экономическое развитие Казахстана а начале XX.
- 89. Влияние первой русской революции на Казахстан.
- 91. Казахская политическая пресса в начале XX века.
- 92. Казахстан в годы Первой мировой войны.
- 94. Особенно положения казахского общества после Февральской революции. Первый Всеказахский съезд.
- 95. Образование партии Алаш и ее программа.
- 96. Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти в Казахстане.
- 97. Образование Туркестаноской автономии. Мустафа Шокай.
- 99. Положение Казахстана в годы гражданской войны.
- 100. Политика «военного коммунизма» - переход к коммунистическому производству и распределению. Особенности ее проведения в Казахстане.
- 101. Образование Казахской асср. Учредительный съезд советов.
- 102. Земельно-водная реформа 1921 года.
- 103. Голод 1921-1922 гг. В Казахстане.
- 104. Нэп в Казахстане, ее особенности.
- 106. Какие казахские земли вошли в состав касср после национально-территориального размежевания казахских земель в 20-30-е годы XX в.
- 107. Репрессии против казахской интеллигенции в 20-30-е годы XX в.
- 109. Насильственный перевод казахских крестьян к сплошной оседлости в годы коллективизации. Итоги и последствия.
- 111. Восстание 1929-1931 гг. Против насильственной коллективизации.
- 112. Голод 1931-1933 г. Экономические и демографические последствия.
- 113. Письмо Рыскулова Сталину: «Письмо пятерых»
- 115. Итоги индустриализации в Казахстане.
- 116. Культура Казахстана в 20-30-е годы XX в. Противоречия и проблемы.
- 117. Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы XX в. Становление системы народного образования.
- 118. Создание научных центров. Формирование научных кадров в 20-30- годы XX в.
- 120. Массовые политические репрессии в Казахстане в 1937-1938 г.
- 121. Перестройка жизни республики на военный лад в годы вов.
- 122. Подвиги казахстанцев на фронтах вов.
- 124. Трудовой подвиг казахстанцев в годы вов.
- 125. Депортация отдельных народов в Казахстан. Положение депортированных народов(1941-1945гг.)
- 126. Казахстан – арсенал фронта.
- 127. Общественно-политическая жизнь Казахстана в послевоенные годы.
- 130. Развитие науки и образования Казахстана (1946-1964)
- 131. Казахстан в период хрущевских реформ (1956-1964 гг).
- 132. Казахстана в период кризиса «развитого социализма»(1965-1985 гг.)
- 133. Экономические реформы в ссср 60-х годов XX в. И их незавершенность.
- 134. Социально-экономическое положение Казахстана в 1965-1985 гг.
- 135. Застойные явления в сельском хозяйстве Казахстана (1970-1985 гг)
- 136. Достижения и противоречия в сфере культуры и науки в годы застоя.
- 137. Казахстан в период реформ Горбачева.
- 138. Декабрьские события 1986 г. В Алматы и их современная оценка.
- 139. Распад ссср и образование снг
- 140. Этапы становления рк, делорация о государственном суверенитете казсср, закон о государственной независимости рк
- 141. Государственные символы рк
- 142. Конституция 1993 года
- 143. Конституция 1995 года. Выборы в двухпалатный парламент
- 145. Современные политические партии в Казахстане.
- 146. Участие Казахстана в меджународных региональных организациях.
- 147. Форумы и Ассамблея народов Казахстана.
- 149. Астана – столица Республики Казахстан
- 150. Представительство Казахстана в обсе: итоги и значение
- 152. Казахстанско – российские отношения на современном этапе
- 153. Казахстан и шос
- 154. Делимитация и демаркация рк государственной границы соседними государствами.
- 155. Статус казахского языка в рк.
- 157. Послание президента 2006.
- 159Становление института Президентской власти в
- 160. Государственные структуры современного Казахстана: парламент.
- 161. Государственная структура современного Казахстана: Правительство
- 162. Судебная власть Республика Казахстан — унитарное государство с президентской формой правления. Президент является главой государства[14] и Верховным Главнокомандующим[15
- 163. Конституционный совет рк
- 164. Изменения и дополнения внесенные в Конституцию рк в мае 2007 г. I. Права и свободы граждан
- 5) Статья 51
- 166. Основные положения лекции президента рк в казну
- 167. Непровительственные организации в Казахстане 1990 – 2011
- 168) Государственная программа «Болашак»: Историческое значение для будущего страны
- 170)Государственная программа «Нурлы Кош» и значение
- 172. Миграционная политика Современного Казахстана
- 4. Развитие животноводства.
- 175. Иницированная Президентом рк индустриально – инновационная программа развития Казахстана. Стратегия индустриально-инновационного развития.
- 178. Казахстан – в мировом сообществе.
- 179. Вхождение Казахстана в оон и другие международные организации.
- 180. Деятельность и роль первого Президента рк в создании и становлении независимого Казахстана.