§ 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
Культура эпохи революции.
Важнейшим направлением политики большевиков стали борьба с неграмотностью и развитие образования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых, перестраивалась школа. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, однако большинство из них оказались неудачными.
Революционные события внесли раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в Эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали это из патриотических соображений, а многие искренне восприняли идеи революции. В 20-е гг. ХХ в. бурно развивались модернистские течения в поэзии, живописи, театре, архитектуре. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С Мельников искали новые начала в искусстве.
Одновременно продолжало развиваться традиционное направление. В эти годы творили великие режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович Данченко, поэт С. А. Есенин. Большой популярностью пользовались реалистические произведения о Гражданской войне Д.А. Фурманова, А. С. Серафимовича, И. Э. Бабеля, М,А. Булгакова, А.А. Фадеева. В 1928 г. вышла первая часть гениальной эпопеи М. А.Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба между сторонниками «нового искусства» и приверженцами традиционных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой властей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культуры».
Для первых лет советской власти характерно многообразие культурного развития, но при этом проявлялись попытки удушения «классово чуждых» направлений.
Культура в 30-е гг. ХХ в.
Развитие культуры, просвещение народа считались одними из главных приоритетов Советского госуцарства. Осуществление культурной революции предполагало всеобщую грамотность населения, так как еще в 1927 г. больше половины сельского населения было неграмотным. По всей стране были развернуты пункты ликбеза, к преподаванию в них привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.
Огромное значение для духовного обогащения имело приобщение народа к сокровищам отечественной и мировой культуры. Было увеличено число изданий А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Д. В. Кольцова, Н. В. Гоголя, других выдающихся русских и зарубежных писателей и поэтов.
Усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием культуры. Отдельными её отраслями теперь руководили специальные комитеты. При обсуждении сроков пятилетнего плана в повестку дня также включались дискуссии по темпам развития культуры. Большое значение придавалось утверждению марксизма в сознании людей. Среди деятелей культуры начали искать «классовых врагов», которые подвергались репрессиям. Боролись с «религиозными предрассудками». Активную работу вел Союз воинствующих безбожников, атеистическая пропаганда шла через печать, лекции, радио.
Одной из важнейших задач культурной революции было создание новой интеллигенции, преданной идеям социализма. Решение этой задачи требовало создания системы среднего и высшего образования и привлечения на cтopoнy советской власти старых специалистов.
Огромное значение имела деятельность А. М. Горького, который вел интенсивную работу с писателями. Особое внимание было обращено на подготовку технической интеллигенции, специалистов в области народного хозяйства. Увеличилось число вузов, академий, готовящих специалистов самого широкого профиля.
В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории в школах. В Московском и Ленинградском университетах восстанавливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интерпретировался с классовых позиций.
Промышленности требовались квалифицированные кадры. Для улучшения их подготовки были созданы технические кружки, курсы, школы. Много делалось для развития школьной системы образования. В 1930 г. правительство ввело обязательное начальное образование. Расширялось также общее среднее образование. Были увеличены денежные дотации на строительство, ремонт и оборудование школ, улучшено материальное положение учителей, усилено обеспечение школьников учебниками, письменными принадлежностями.
Советская наука.
В стране создавались новые научно-исследовательские центры. В Москве открылись институты органической
химии, геофизики. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Основой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Циолкоеского.
Под руководством А. П. Александрова были разработаны способы защиты кораблей от магнитных мин. Известные советские ученые К. Н. Семенов, Д. В. Скобелыцын, .17. И. Мандельштам, И. В. Курчатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физики. А. А. Микулин, В. Я. Климов, А.Д. Шведов заложили основы конструирование авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежит советским ученым С. В. Лебедеву и А. Е. Фаворскому. Больших успехов добились ученые в области физиологии, биологии и математики.
- Раздел iосновы исторического знания § 1. Для чего и как изучают историю
- § 2. Концепции исторического развития
- 1. В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как наук»?
- Раздел II древнейшая и древняя история тема 1 первобытный мир и зарождение цивилизаций § 3. Происхождение человека
- § 4. Люди эпохи палеолита
- § 5. Неолитическая революция и ее последствия
- § 6. У истоков цивилизации
- Тема 2 цивилизации древнего мира § 7. Древнейшие государства
- § 8. Великие державы Древнего Востока
- § 9. Индия и Китай в древности
- § 10 Древняя Греция
- § 11. Древний Рим
- § 12. Культура и религия Древнего мира
- Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
- § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
- §15. Особенности развития Византийской империи
- § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
- § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
- § 18. Средневековый город
- § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
- § 20. Зарождение национальных государств
- 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
- Тема 4 от древней руси к московскому государству
- § 22. Образование Древнерусского государства
- § 23. Крещение Руси и его значение
- § 24. Общество Древней Руси
- § 25. Раздробленность на Руси
- § 26. Древнерусская культура
- § 27. Монгольское завоевание и его последствия
- § 28. Начало возвышения Москвы
- 29.Образовани единого Русского государства
- § 30. Культура Руси конца XIII — начала XVI в.
- Тема 5 индия и дальний восток в средние века
- § 31. Индия в Средние века
- § 32. Китай и Япония в Средние века
- Раздел IV история нового времени
- Тема 6 начало нового времени
- § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
- 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
- Тема 7 страны европы и северной америки в XVI —XVIII вв.
- § 35. Возрождение и гуманизм
- § 36. Реформация и контрреформация
- § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
- § 38. Английская революция XVII в.
- § 39, Война за независимость и образование сша
- § 40. Французская революция конца XVIII в.
- § 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения
- Тема 8 россия в XVI —XVIII вв.
- § 42. Россия в правление Ивана Грозного
- § 43. Смутное время начала XVII в.
- § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
- § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
- § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
- § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
- § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
- § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
- Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
- § 50. Османская империя. Китай
- § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
- Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
- § 52. Промышленный переворот и его последствия
- § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
- § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
- Тема II россия в XIX в.
- § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
- § 56. Движение декабристов
- § 57. Внутренняя политика Николая I
- § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
- § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
- § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
- § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
- § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
- § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- § 64. Русская культура XIX в.
- Тема 12 страны востока в период колониализма
- § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
- § 66: Китай и Япония в XIX в.
- Тема 13 международные отношения в новое время
- § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
- § 68. Международные отношения в XIX в.
- Вопросы и задания
- Раздел V история хх - начала XXI в.
- Тема 14 Мир в 1900-1914гг .
- § 69. Мир в начале хх в.
- § 70. Пробуждение Азии
- § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
- Тема 15 Россия в начале хх в.
- § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
- § 73. Революция 1905-1907гг .
- § 74. Россия в период столыпинских реформ
- § 75. Серебряный век русской культуры
- Тема 16 первая мировая война
- § 76. Военные действия в 1914-1918гг .
- § 77. Война и общество
- Тема 17 россия в 1917 г.
- § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
- § 79. Октябрьская революция и ее последствия
- Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
- § 80. Европа после Первой мировой войны
- § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
- § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
- § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
- § 84. Культура в меняющемся мире
- Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
- § 85. Причины и ход Гражданской войны
- § 86. Итоги Гражданской войны
- § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
- § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
- § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
- § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
- Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
- § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
- Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
- § 92. Накануне мировой войны
- § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
- § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
- Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
- § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
- § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
- § 97. Ссср в послевоенные годы
- § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
- § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
- § 100. Развитие советской культуры
- § 101. Ссср в годы перестройки.
- § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
- § 103. Крушение колониальной системы
- § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
- § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
- § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
- § 107. Современная Россия
- § 108. Культура второй половины хх в.