§ 64. Русская культура XIX в.
Развитие науки.
Ускоренное развитие промышленности предъявляло запросы к разным областям знаний. Требования новой эпохи в подготовке детей к жизни выразил в своих работах педагог к.д. Ушинский. Он создал новую образовательную систему.
Большие успехи были сделаны в исторической науке. Труд Н. М. Карамзина «История государства Российского» стал первым
научно-систематизированным обзором истории России с древнейших времен до начала ХVIIв. Новое направление в историографии было представлено С. М. Соловьевым. Ему принадлежит обширнейшая (в 29 томах) «История России с древнейших времен», в которой проводилась идея закономерности исторического процесса и обусловленности его Экономическими потребностями общества. Крупный вклад в развитие историографии был внесен В. О. Ключевским. В России сложились школы историков по изучению Средневековья, истории славян, Византии, стран Востока и др.
Значительные успехи были сделаны в медицине, математике, химии, физике. Труды замечательного русского хирурга и педагога Н. И. Пирогова нанесли удар по натурфилософским идеалистическим взглядам на природу и жизнь. Ученый указал на опыт как на главный метод научного познания природы и человека.
Материалистическое представление великого русского математика Н. И. Лобачевского о пространстве позволило ему создать неевклидову геометрию. Он решил проблему, которая была недоступна всем математикам мира в течение 2 тыс. лет.
Основы электрохимии и электрометаллургии заложил В. В. Петров, Открывший тепловое и световое действие электрического тока. Академик Б. С.Якоби открыл в 1836 г. новое направление в технике - гальванопластику. Его мастерская изготовила медные барельефы для Исаакиевского собора и Эрмитажа в Петербурге и для Большого театра в Москве.
Всемирное значение имели открытия И. М Сеченова, И. И. Мечникова, КА. Тимирязева. И. М. Сеченов - крупнейший естествоиспытатель-материалист - явился основоположником отечественной физиологической школы и естественно-научного направления в психологии. И. И. Мечников был специалистом в области биологии и медицины. Он создал первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. Основоположник русской школы физиологии растений К. А. Тимирязев исследовал процесс фотосинтеза, обосновал роль хлорофилла в этом процессе.
Высокую оценку в мировой науке получили труды ученых-химиков Д И. Менделеева, А. М. Бутлерова, Н. Н. Зинина и др. Менделеев открыл закон периодических элементов и составил на основе этого закона специальную периодическую таблицу. Бутлеров создал теорию химического строения, явившуюся фундаментом современной органической химии. Широкое признание во всем мире получили труды ученого-физика А. Г. Столетова в области электричества и магнетизма. Мировую известность ему принесло открытие первого закона фотоэффекта.
Значительными достижениями отмечено и развитие техники в России. Талантливым военным инженером П. Н. Яблочковым была изобретена дуговая лампа. Русский электротехник А. Н. Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. В конце столетия А. С. Попов изобрел радио.
Путешественники и первооткрыватели.
В XIX в. русскими путешественниками было сделано немало выдающихся географических открытий. В 1803 г. началась и в 1806 г. завершилась первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. На кораблях «Надежда» и «Нева» мореплаватели прошли Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Особенно важные исследования были проведены на Дальнем Востоке, где были нанесены на карту очертания берегов Сахалина, других островов. На основе материалов экспедиции составили «Атлас Южных морей».
В 1819-1821 гг. состоялась вторая русская кругосветная экспедиция. Ее возглавили Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. В январе 1820 г. шлюпы (одномачтовые корабли) экспедиции совершили крупнейшее открытие - подошли к неведомому тогда ледяному континенту - Антарктиде. Шлюпы в тяжелейших условиях обошли вокруг весь материк, нанеся на карту часть его побережья. Кроме того, моряки Беллинсгаузена и Лазарева открыли ряд островов в южной части Тихого океана.
Выдающимся исследователем Дальнего Востока стал Г. И. Невельской. Он возглавил Амурскую экспедицию, изучившую устье реки Амур и многие километры дальневосточного побережья. Невельской доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров, как полагали ученые. Результатом экспедиции Невельского стало более активное освоение русскими людьми берегов Амура, а затем и Уссурийского края.
Во второй половине XIX в. все больше внимания уделялось изучению Северного Ледовитого океана. Значительных успехов достигли русские географы в глубинных районах Азии. Большое значение имела экспедиция П. П. Семенова - Тян-Шанского на ТяньШань в 1856-1857 гг. Прославленным путешественником стал Н. М Пржевальский. Он исследовал Уссурийский край, труднодоступные районы Монголии и Китая, Средней Азии, побывал в пустыне Гоби, на Тянь-Шане, в Тибете. Среди его достижений открытие неизвестных науке озер, хребтов, животных (дикая лошадь Пржевальского, дикий верблюд, тибетский медведь), растений. Не менее известным путешественником был Н. Н. Миклухо-Маклай. Два с половиной года прожил он среди жителей острова Новая Гвинея. Его описание обычаев, быта, культуры племен Новой Гвинеи до сих пор сохраняют большое научное значение. Русский путешественник стремился защитить местные народы от натиска европейцев.
Печать.
Самой популярной в Петербурге в первой половине XIX в. была книжная торговля А. Ф. Смирдина, так как он не только
реорганизовал издательство и книготорговлю, увеличив тиражи, удешевил стоимость книг, но и занимался просветительской деятельностью. Смирдин был первым, кто ввел плату за литературный труд.
В начале века значительно возросло количество периодических изданий - в 1809 г. их выходило 77. Больше выпускалось журналов, нежели газет: из 77 изданий только 9 были газеты, а остальные - журналы. Вторая четверть XIX в. отмечена бурным развитием периодической печати. Появляется ряд местных журналов, литературные журналы и газеты: «Литературная газета», «Московский телеграф», «Дамский журнал», «Московский наблюдатель» и др.
Развитие образования и науки в пореформенные годы создало условия для дальнейшего увеличения выпуска книг, журналов и газет. За последние 30 лет XIX в. возникло более тысячи новых типографий, в том числе и крупных. Издательства И.Д. Сытина, А. С. Суворина, Ф. Ф. Павленкова и др. работали быстро и качественно. Было издано много книг для народа. Главным принципом книгоиздателей был выпуск хороших и дешевых книг. Увидели свет книги из серий «Жизнь замечательных людей», «Пушкинская библиотека», «Популярно-научная библиотека», «Новая библиотека» и др. Популярностью пользовались журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русский архив», «Русская старина», «Вокруг света», «Вестник Европы», «Русский вестник». К концу века в России издавалось 105 ежедневных газет.
Развитие образования.
В правление Александра I в России была создана единая система, включавшая начальное, среднее и высшее образования. В дальнейшем происходило ее постепенное становление и совершенствование. Но только реформа 1861 г. дала толчок для качественного рывка в развитии образования. Быстро увеличивается сеть начальных школ. Они делились на церковноприходские школы, народные училища Министерства народного просвещения и земские школы. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Основными типами средних школ были гимназии и реальные училища.
Получило дальнейшее распространение высшее образование.
К существующим 7 университетам прибавилось еще 2 - в Одессе и Томске. Увеличилось и число студентов. Университеты объединяли крупные научные силы. Наиболее быстрыми темпами распространялось высшее техническое образование. Было открыто Высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харькове и Томске, электротехнический институт в Петербурге. Значительным достижением было открытие высших женских институтов - Бестужевских курсов и женского Медицинского института в Петербурге, Высших женских курсов в Москве.
Выросло число публичных библиотек, образовывались комитеты грамотности. Во второй половине XIX в. ученые России добились крупных успехов почти во всех областях знания.
Литература.
XIX век - самый блестящий период в истории русской литературы. В это время были созданы творения, получившие всемирное признание.
Литературная жизнь в начале века характеризовалась борьбой между старым и новым. Уходящим литературным направлением был классицизм. Затем появляются новые направления - сентиментализм, романтизм. В 20 - 30-е гг. XIX в. господствующие позиции занимает критический реализм, прославивщии русскую литературу.
В первой половине XIX в. творили великие русские поэты и писатели А. С. Пушкин, М. Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь. Популярнейшими литераторами середины - второй половины XIX в. были И. С. Тургенев, Н.А. Некрасов и др. Л. Н. Толстой, Ф. М.Достоевский, А. П. Чехов оставили неизгладимый след не только в отечественной, но и в мировой литературе.
Архитектура.
В начале XIX в. русские зодчие обогатили неоклассицизм ХVIIIв. национальными чертами, создав стиль русского классицизма. Выдающимся русским зодчим был А. Н. Воронихин. Он создал Казанский собор - сооружение монументальное и величественное, органически вошедшее в ансамбль Невского проспекта Петербурга. А.Д. Захаров известен как автор уникального здания Главного адмиралтейства, для композиции которого характерна четкая, законченная ритмическая система. Ряд градостроительных архитектурных работ огромного масштаба выполнил также ведущий мастер этого времени К. И. Росси. Ему принадлежит создание многих дворцов Петербурга и других городов. Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры - особенность стиля позднего русского классицизма.
С 30-хгг. XIX в. все более распространенным становится так называемая эклектика - смешение разных архитектурных стилей. Своеобразный «русско-византийский стиль» был присущ К. А. Тоту - автору храма Христа Спасителя в Москве, Николаевского (Ленинградского) вокзала и многих других сооружении.
Во второй половине XIX в. строительство приобрело огромный размах. Сооружались фабричные здания, магазины, банки, вокзалы, жилые дома, театры, музеи; внедрялись новые материалы (цемент, железные конструкции). Продолжалось господство эклектики. В 70-80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национального стиля обратились к народному прикладному искусству и памятникам русского зодчества ХVII в. Наиболее значимыми постройками этого стиля стали здания Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Верхних торговых рядов (ГУМ) (А. Н. Померанцев, инженер В. Г. Шухов), храм Спаса на крови в Петербурге на месте убийства Александра II (А. А. Парланд) и др.
Живопись.
В живописи в первой половине XIX в. господствовал академический классицизм, центром которого была императорская Академия художеств. Среди представителей академического искусства выделялись своим талантом К.П. Брюллов и Ф. А. Бруни. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на современников. Важнейшим событием в живописи стало творчество А.А. Иванова, автора эпической картины «Явление Христа народу».
Мастер портрета О.А.Кипренский представлял романтическое направление в живописи. Обращение А. Г. Венецианова к изображению крестьян ввело в живопись новое содержание.
Полотна П.А. Федотова написаны в реалистическом стиле. В картинах «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» сатирически изображался быт купцов и чиновников.
Началом нового этапа развития русской живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861гг., и прежде всего картины В. Г. Перова «Приезд станового на следствие» и «Сельский крестный ход на Пасхе».
В 1863 г. лучшие выпускники Академии художеств отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали художественную артель. Идейным руководителем артели был И. Н.Крамской. Он возглавил Товарищество передвижников.
Высочайших вершин достиг в своем творчестве выдающийся художник И. Е. Репин. Особый успех имела его картина «Бурлаки на Волге». В исторической живописи ведущее место занимали картины В. И. Сурикова. Важнейшие исторические события были изображены в таких работах художника, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» и др.
В работах художников В. Г. Перова (например, «Тройка»), Н. А. Ярошенко (« Кочегар»), Г.Г. Мясоедова («Земство обедает») и других нашли отражение социальные мотивы. Получил дальнейшее развитие и жанр психологического портрета. Глубоким психологизмом отмечены портреты Крамского. Прекрасны портреты, созданные Репиным и Перовым. Ко второй половине XIX в. относится расцвет пейзажной живописи. Картины И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи, А. К Саврасова, В.Д. Поленова, И. К.Айвазовского принадлежат к числу шедевров мировой живописи.
Театр.
В первой половине XIX в. классицизм и сентиментализм на сцене русского театра также сменились романтизмом. Сценическое истолкование романтической драматургии связано с именами трагиков В.А. Каратыгина и П. С. Мочалова.
Выдающимся актером России был М.С. Щепкин, выходец из крепостных. Не надеясь на случайное вдохновение, Щепкин стремился найти объективные законы искусства актера, разработав метод сценического творчества, основанный на глубоком обобщении жизненных наблюдений. Свои лучшие роли артист сыграл в пьесах по произведениям русской сатирико-обличительной драматургии, стремясь к раскрытию характеров, отражающих сущность той или иной социальной группы.
С середины XIX в. ведущее место в репертуаре театров заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь А. Н. Островского. Главными драматическими театрами были Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. Появилось большое число театров и в провинции. Но любимым театром оставался Малый театр в Москве. На его сцене выступали выдающиеся актеры: П.М.Садовский, М.Н. Ермолова, А. П.Ленский, Г. Н. Федотова, С. В. Шумский и др.
Музыка.
В начале XIX в. творили талантливые композиторы А.А.Алябьев, А.Н.Верстовский, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев и др. В их произведениях были сильны романтические мотивы. Во второй четверти XIX в. начался период бурного расцвета русской музыки. Подлинно национальную музыку создал М И. Глинка, который написал оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», симфоническую пьесу «Камаринская». Младшим современником Глинки и продолжателем его традиций был А. С.Даргомыжский. Над оперой «Русалка» композитор работал около 10 лет. В своем творчестве он утверждал принципы критического реализма.
Традиции Глинки и Даргомыжского во второй половине XIX в. продолжили композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, ДА. Кюu, М. П. Мусоргский, А. П Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Члены «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народные песни. Они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Сюжеты брали в русской литературе. Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы Мycopгского. Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве».
В 60 - 70-е п. XIX в. музыка не только достигла своего расцвета, но и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами «Могучей кучки» этому способствовал близко примыкавший к ним великий русский композитор П.И. Чайковский, чья слава получила мировое признание (наиболее известны опера «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонические и другие произведения).
- Раздел iосновы исторического знания § 1. Для чего и как изучают историю
- § 2. Концепции исторического развития
- 1. В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как наук»?
- Раздел II древнейшая и древняя история тема 1 первобытный мир и зарождение цивилизаций § 3. Происхождение человека
- § 4. Люди эпохи палеолита
- § 5. Неолитическая революция и ее последствия
- § 6. У истоков цивилизации
- Тема 2 цивилизации древнего мира § 7. Древнейшие государства
- § 8. Великие державы Древнего Востока
- § 9. Индия и Китай в древности
- § 10 Древняя Греция
- § 11. Древний Рим
- § 12. Культура и религия Древнего мира
- Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
- § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
- §15. Особенности развития Византийской империи
- § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
- § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
- § 18. Средневековый город
- § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
- § 20. Зарождение национальных государств
- 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
- Тема 4 от древней руси к московскому государству
- § 22. Образование Древнерусского государства
- § 23. Крещение Руси и его значение
- § 24. Общество Древней Руси
- § 25. Раздробленность на Руси
- § 26. Древнерусская культура
- § 27. Монгольское завоевание и его последствия
- § 28. Начало возвышения Москвы
- 29.Образовани единого Русского государства
- § 30. Культура Руси конца XIII — начала XVI в.
- Тема 5 индия и дальний восток в средние века
- § 31. Индия в Средние века
- § 32. Китай и Япония в Средние века
- Раздел IV история нового времени
- Тема 6 начало нового времени
- § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
- 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
- Тема 7 страны европы и северной америки в XVI —XVIII вв.
- § 35. Возрождение и гуманизм
- § 36. Реформация и контрреформация
- § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
- § 38. Английская революция XVII в.
- § 39, Война за независимость и образование сша
- § 40. Французская революция конца XVIII в.
- § 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения
- Тема 8 россия в XVI —XVIII вв.
- § 42. Россия в правление Ивана Грозного
- § 43. Смутное время начала XVII в.
- § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
- § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
- § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
- § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
- § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
- § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
- Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
- § 50. Османская империя. Китай
- § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
- Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
- § 52. Промышленный переворот и его последствия
- § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
- § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
- Тема II россия в XIX в.
- § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
- § 56. Движение декабристов
- § 57. Внутренняя политика Николая I
- § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
- § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
- § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
- § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
- § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
- § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- § 64. Русская культура XIX в.
- Тема 12 страны востока в период колониализма
- § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
- § 66: Китай и Япония в XIX в.
- Тема 13 международные отношения в новое время
- § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
- § 68. Международные отношения в XIX в.
- Вопросы и задания
- Раздел V история хх - начала XXI в.
- Тема 14 Мир в 1900-1914гг .
- § 69. Мир в начале хх в.
- § 70. Пробуждение Азии
- § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
- Тема 15 Россия в начале хх в.
- § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
- § 73. Революция 1905-1907гг .
- § 74. Россия в период столыпинских реформ
- § 75. Серебряный век русской культуры
- Тема 16 первая мировая война
- § 76. Военные действия в 1914-1918гг .
- § 77. Война и общество
- Тема 17 россия в 1917 г.
- § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
- § 79. Октябрьская революция и ее последствия
- Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
- § 80. Европа после Первой мировой войны
- § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
- § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
- § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
- § 84. Культура в меняющемся мире
- Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
- § 85. Причины и ход Гражданской войны
- § 86. Итоги Гражданской войны
- § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
- § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
- § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
- § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
- Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
- § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
- Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
- § 92. Накануне мировой войны
- § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
- § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
- Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
- § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
- § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
- § 97. Ссср в послевоенные годы
- § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
- § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
- § 100. Развитие советской культуры
- § 101. Ссср в годы перестройки.
- § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
- § 103. Крушение колониальной системы
- § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
- § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
- § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
- § 107. Современная Россия
- § 108. Культура второй половины хх в.