logo
всемирная история

§ 100. Развитие советской культуры

Развитие культуры в послевоенные годы.

Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литерато­рами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. по-

являются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Па­нова и др.

Б. Полевому Принадлежит замечательное произведение «Повесть О настоящем человеке», очень популярное не только в СССР но и за границей. По мотивам Повести, был поставлен фильм, 'который стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. Фа­деев написал роман «Молодая гвардия, в Котором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. Почти сразу после воины, в 1946 Г., известный поэт А. Твардовский создал сти­хотворение «Я убит ПОДО Ржевом", ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. О событиях войны. Пишут Э. Казакевич ("Звезда", "Весна на Одере"), Л. Соболев ("Зеленый луч"), О. Гон­чар ("Знаменосцы"), П.Вершигора ("Люди с чистой совестью") Б. Лавренев («За тех, кто в море») и др.

Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее присталь­ным. В 1946-1948 гг. был Принят ряд партийных и правительствен­ных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались Отрицательные оценки таких литературных деятелей, как А.Ахматова, М Зощенко и др. Творчество этих авторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным. На литератур­ные произведения распространялась строгая цензура, авторы по­стоянно были Вынуждены переделывать свои произведения.

На сценах, прежде всего Московских театров начинают ИДТИ пьесы А. Сафронова («Московский характер" и «В одном городе,) Б. Ромашова «Великая сила», А. Крона («Кандидат партии,), А. Kopнеичука («Калиновая роща,) и др.

В заданном ключе ряд драматических Произведений рассказы­вал о гнилости буржуазного общества, тлетворности его идеоло­гии и особенно об «американском образе жизни»: «Голос Амери­ки» Б.Лавренева, «Русский вопрос» К. Симонова, «Заговор обре­ченных» Н. Вирте, «Я хочу домой,) С. Михалкова.

Во время войны киносеть в оккупированных фашистами райо­нах была полностью разрушена. Однако ПРОИЗВОДСТВО фильмов не прекратилось. Фильмы создавались на студиях Ташкента и других городов. В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художествен­ных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты («Молодая гвардия", «Подвиг разведчика,), «Повесть О настоящем человеке», «Сельская учительница», «Ку­банские казаки», «Весна,), «Встреча на Эльбе,) и Др., до сих пор пользующиеся популярностью.

В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести кар­тины А. Лактионова «Письмо с фронта", В. Костецкого «Возвра­щение" и др. Всеми способами поощрялось создание картин, изоб­ражающих «вождя народов" И. В. Сталина, строительство комму­низма. В портретной живописи наряду с образом героя-победите­ля появляется и образ мирного труженика. Здесь нужно отметить творчество П. Корина.

Музыка после войны приобрела новые черты. Появилось такое понятие, как военная песня, массовая песня и Т.Д. Композиторы активно сочиняли музыку к кинофильмам. Творчество таких ком­позиторов, как Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, при­обрело всемирную известность.

Развитие культуры в период «оттепели».

Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реа­билитация писателей, которые стали жертвами репрессии. Но од­новременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма.

В области киноискусства тоже царила относительная свобода.:

Если раньше требовалось снимать фильм только с четко заданной направленностью, то теперь от этого в тои или иной степени от­казались.

При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэта­ми - кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали.

В период «оттепели» произошли сдвиги. В сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата К ленинизму'>, культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив куль­турный феномен «шестидесятников».

Развитие науки, техники и образования.

В СССР увеличилось число научных учреждений и научных работников. В каждой союзной республике была своя Академия наук, в подчинении которой находилась целая система научных учреждений. В развитии науки были достигнуты значительные успехи. 4 октября 1957 г. был осу­ществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. со­стоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроход­цем космоса стал Ю.А. Гагарин.

Строились новые все более мощные электростанции. Успешно развивались самолетостроение, ядерная физика, астрофизика и другие науки. Во многих городах создавались научные центры. На­пример, в 1957 г. возле Новосибирска был построен Академгородок

После войны катастрофически уменьшилось количество школ, поэтому одной из задач правительства было создание новых сред­них учебных заведений. Увеличение числа выпускников средних школ вело к росту числа студентов вузов.

С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников,

студентов. Студентам стали выплачивать стипен­дию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образова­ние, а десятилетняя школа переводилась на ll-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве.

Духовная жизнь и культура «развитого социализма».

Идеологи КПСС стремились поскорее забыть идею Хрущева построить к 1980 г. коммунизм. Эта идея сменилась лозунгом о «развитом социализ­ме». Считалось, что при «развитом социализме» сближаются на­ции и народности, сложилась единая общность - советский народ. Говорилось о бурном развитии производительных сил страны, о стирании граней между городом и деревней, о распределении богатства на принципах «От каждого по его способностям, каж­дому по его труду». Наконец, провозглашалось превращение госу­дарства диктатуры пролетариата в общенародное государство ра­бочих, крестьян и народной интеллигенции, между которыми грани также непрерывно стираются.

В 60 - 70-е гг. хх в. культура перестала быть синонимом идеоло­гии, утратил ось ее единообразие. Идеологическая составляющая культуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности. Популярность приобрели произведения, созданные в провинции - В Иркутске, Курске, Воронеже, Омске и т.д. За культурой был признан особый статус.

Тем не менее, идеологические тенденции в культуре были еще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм. Усилились гонения на Русскую православную церковь. В стране закрывались храмы, священников смещали, лишали сана. Воин­ствующие безбожники создавали специальные организации для проповеди атеизма.