§ 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
В Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским.
Первоначально большинство христиан не признавали над собой власть епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя — патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии.
Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г. папой римским стал Григорий I, ' умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже в 754 г., возникло Папское государство.
По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной). Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание: Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только '" монахов.
Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. при папе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотия сана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время спора Николай использовал якобы найденный им сборник старинных документов. Из них следовало, что император Константин Великий передал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи. Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов — подделка.
Окончательный раскол православной и католической церквей произошел в 1054 г.
Организация католической церкви.
По своему устройству католическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части города, которые молились в одном храме. Священниками становились после особого обряда. Его проводил епископ — глава священников епархии (области).
Приходские священники избирали епископа епархии. Во время обряда посвящения епископу в знак власти над верующими вручали кольцо и посох. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.
Клюнийская реформа. Монашеские ордена.
Колоссальным авторитетом пользовались монастыри. Жизнь монастыря определялась уставом. Несколько раз в день монахи совершали совместную молитву. Остальное время посвящали труду. Они работали на полях, пасли скот, возделывали огороды, занимались торговлей и ремеслом. Монахи переписывали книги, составляли хроники, открывали школы и больницы.
Однако по меру роста богатств многие монахи забывали о строгости и чистоте монашеской жизни. Во владениях монастырей оказались земли с крестьянами. Монахи все меньше трудились сами, и все больше жили за счет крестьян. Главы монастырей — аббаты окружали себя роскошью, стремились к наслаждениям.
Такое положение вызывало протест не только среди населения, но и среди отдельных монахов. Некоторые из них основывали новые монастыри, где возрождались строгие правила. С X — XI вв. центром борьбы за очищение монашества стал монастырь Клюни во Франции. Приверженцы Клюни появились в других монастырях, где восстанавливались старинные порядки. Клюнийская реформа затронула всю церковь. Папы запретили торговлю должностями, отстраняли продажных и распутных священников и епископов. Служителям церкви запретили иметь семью, чтобы не было стимула копить богатства. Реформа значительно укрепила авторитет церкви.
Однако со временем в церковной среде вновь распространяются пороки, связанные с ростом богатств. Недовольство существующим положением привело к возникновению в XIII в. орденов монахов-нищих. Эти монахи считали, что они должны жить не в монастырях, а странствовать по всему миру и проповедовать учение Христа. Первым возник орден монарх францисканцев. Его основателем стал итальянец Франциск Ассизский. Он проповедовал любовь к людям и даже животным, отказ от имущества, добровольную нищету. Францисканцы своим примером показывали всем возможность безгрешной жизни. Другим объединением монахов-нищих стал орден доминиканцев, возникший в Испании. Доминиканцы прославились защитой католичества.
Борьба пап и императоров Священной Римской империи.
В X в. правители Восточно-Франкского королевства (Германии) возглавили борьбу против набегов венгров, создали мощное рыцарское войско. Первоначально в Германии не существовало четкой «феодальной лестницы». Вассалами короля были не только герцоги и графы, но и многие рыцари. Король Отгон I в 955 г. в битве на реке Лехе окончательно разгромил венгров. Отгон укрепил свою власть, подчинил себе многих герцогов. Для усиления своего авторитета король установил особые отношения с церковью. Он даровал ей многие льготы, но присвоил себе право утверждать епископов — вручал им кольцо и посох. Церковь в Германии перешла из-под власти папы римского под власть короля.
Отгону благоприятствовало снижение в го время авторитета папы. Знать Рима и Итальянского королевства сажали на папский престол своих ставленников. Отгон совершил несколько походов в Италию, принял титул короля Италии, разгромил врагов папы. В 962 г. папа короновал Отгона императорской короной. Так вновь произошло воссоздание империи, которая позже стала называться Священной Римской империей. Папы попали в полную зависимость от императоров. Из-за этого папство еще больше теряло свой авторитет. Некоторые служители церкви стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Первоначально их поддержали и императоры, приемники Отгона, поскольку тоже хотели повысить уважение к церкви, которая была одной из опор их власти. Однако, укрепив церковь, папы начали борьбу за освобождение от власти императоров. Был принят закон, по которому в избрании пап могли участвовать лишь |несколько епископов-кардиналов. Император отстранялся от участия в выборах. Затем папа провозгласил, что епископы должны ^подчиняться только ему, а не императору.
В 1073 г. папой стал ярый приверженец преобразований
Григорий VII. Между ним и императором Генрихом IV развернулась открытая борьба за власть над епископами. Она продолжалась и при их преемниках. В конце концов, папы одержали почти полную победу над императорами. Помогло им то, что со временем императорская власть в Германии ослабла, а Италия фактически отпала от империи.
В XII в. власть римских пап возросла. Слово духовенства было законом и для простого человека, и для феодала, и для короля. Попытки некоторых правителей противостоять папам оканчивались неудачей. В середине XII в. императором стал Фридрих Барбаросса. Это был умный и решительный человек. Он сумел несколько укрепить свою власть в Германии и хотел вновь подчинять Италию, но его рыцарское войско было разбито ополчением итальянских городов, которые поддержали папу. Поражение императора еще более усилило значение пап. Самым могущественным из них стал папа Иннокентий III (1198— 1616). Иннокентий называл себя наместником Христа на земле. Он свергал и назначал императоров и королей. По приказу Иннокентия начинались войны. Папа старался обуздать усобицы феодалов и столкновения между христианскими странами, а все силы направить на борьбу с еретиками и мусульманами.
Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордена.
Прекращение в начале XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало успешному хозяйственному развитию европейских стран и быстрому росту населения. Однако к конку XI в. это привело к острой нехватке свободных земель. Участились войны и их спутники — голод, эпидемии. Причину всех несчастий люди видели в наказаниях за грехи. Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины туркам и сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к не мусульманам, паломничество туда стало почти невозможным.
Идея похода против мусульман для освобождения Гроба Господня получала все большее распространение в Европе. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей, как феодалов, так и крестьян. Все мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа римский Урбан II призвал к походу в Палестину. Участники похода украшали свою одежду и доспехи крестами — отсюда и его название. В первом крестовом походе участвовали как феодалы, так и крестьяне.
В 1096— 1099 гг. крестоносцы отвоевали у турок - сельджуков Сирию и Палестину. Там возникло Иерусалимское королевство, вассальными владениями которого считались графства Эдесское и Триполитанское, княжество Антиохийское. Государства крестоносцев вели постоянные войны с мусульманскими правителями окрестных стран. Постепенно крестоносцы, которых на Востоке было не очень много, начали терять свои владения. Было еще семь крупных крестовых походов. В них уже почти не участвовали крестьяне, зато во главе рыцарей часто шли императоры
и короли. Однако все эти походы были почти безрезультатны. Во время четвертого крестового похода крестоносцы напали на Константинополь и в 1204 г. взяли его. Они создали на землях Византии Латинскую империю. Лишь в 1261 г. правителям сохранившейся от Византии Никейской империи удалось освободить Константинополь. Но своего былого могущества Византия уже не восстановила.
В Палестине при поддержке римских пап были созданы духовно-рыцарские ордена. Вступавшие в орден становились монахами-воинами. Первым возник орден тамплиеров. Затем был создан орден госпитальеров. Позже возник Тевтонский орден. Рыцари-монахи жили за счет земель, принадлежавших орденам в Палестине и в Европе. Отряды орденских рыцарей отличались от обычного феодального войска своей дисциплиной. Однако со временем ордена богатели, и их члены перестали проявлять былое рвение в воинских делах. Многие из них окружили себя роскошью. Утверждали даже, что тамплиеры, которые особенно обогатились, тайно отреклись от христианства.
Тем временем натиск мусульман усиливался. В 1187 г. султан Салах-ад-Дин (Саладин), объединивший Сирию и Египет, отвоевал Иерусалим. В 1291 г. пала последняя крепость крестоносцев в Палестине — Акра.
Несмотря на неудачу и большие жертвы, крестовые походы имели для Западной Европы и положительное значение. Они способствовали знакомству европейцев с более высокой в то время культурой Византии и восточных стран, заимствованию многих достижений. Укрепились позиции европейских купцов. Это вело в дальнейшем к развитию товарно-денежных отношений, росту городов и ремесленного производства. Отток наиболее воинственной части феодалов, и их гибель способствовали усилению в ряде европейских стран королевской власти.
Ереси и борьба с ними церкви.
Ереси, т.е. отклонения от церковных догматов, возникли еще во времена становления христианской церкви. Однако с XII —XIII вв. они особенно усилились. Еретики указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, ведут распутную жизнь, вмешиваются в дела государств. Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви, когда ее служители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности.
Некоторые еретики учили, что миром правят две равные друг Другу силы, — Бог и дьявол. Сами себя они называли людьми бога, а всех противников, в том числе духовенство во главе с папой римским, — слугами дьявола. Еретики призывали к уничтожению храмов и икон, к истреблению всех служителей церкви. Были еретики, которые выступали за равенство всех людей не только перед Богом, но и в земной жизни. Они предлагали поделить поровну все имущество. В общинах таких еретиков имущество считалось общим: общими иногда были даже жены.
Еретики отказывались молиться в «испорченных" храмах, платить церковную десятину. Кое-где еретиками становились даже феодалы, в том числе правители больших областей, недовольные претензиями римских пап на светскую власть. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Италии и юге Франции еретики составляли большинство населения. Здесь истребляли духовенство и создавали свою церковную организацию.
Служители церкви осуждали ереси и проповедях, накладывали проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Подозреваемые и ересях подлежали аресту, допросу с применением пыток, а затем казни. Не надеясь на усердие светских правителей, жалевших своих подданных, папы создали церковный суд - святую инквизицию (расследование)- Человек, попавший в руки инквизиции, подвергался самым изощрённым пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало их публичное сожжение заживо на костре. Иногда сжигали разом до 100 и более человек. Помимо еретиков инквизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дьяволом ведьм и колдунов. Многие сотни тысяч женщин погибли в Западной Европе на кострах из-за этих нелепых обвинений. Имущество осужденных делили между церковью и местными сластями. Поэтому от инквизиции особенно страдали богатые горожане.
В области, где еретиков было очень много, устраивали крестовые походы. Самыми крупными были походы на юг Франции против еретиков-альбигойцев при папе Иннокентии III- Входе войны истребляли поголовно жителей целых областей и городов.
Упадок папства.
После Иннокентия III могущество папства пошло на убыль. Возобновились схватки между папами и императорами. В результате были истощены обе стороны. Авторитет римских пап был подорван в ходе борьбы между папой Бонифацием VIII с французским королем Филиппом IV и последующим затем «авиньонским пленением» пан продолжавшимся до 1377 г. Все это время папы жили в городе Авиньоне на юге Франции и подчинялись воле французских королей. После возвращения пап в Рим начался Великий раскол в католической церкви. В течение 40 лет выбирались одновременно два, а иногда и три папы. В Англии и Франции церковь фактически оказалась в подчинении королевской власти.
Для преодоления кризиса католической церкви был созван Вселенский собор. Он заседал в Констанце с 1414 по 1418 г. В 1417г. был избран новый папа. Тем самым Великий раскол был преодолен.
- Раздел iосновы исторического знания § 1. Для чего и как изучают историю
- § 2. Концепции исторического развития
- 1. В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как наук»?
- Раздел II древнейшая и древняя история тема 1 первобытный мир и зарождение цивилизаций § 3. Происхождение человека
- § 4. Люди эпохи палеолита
- § 5. Неолитическая революция и ее последствия
- § 6. У истоков цивилизации
- Тема 2 цивилизации древнего мира § 7. Древнейшие государства
- § 8. Великие державы Древнего Востока
- § 9. Индия и Китай в древности
- § 10 Древняя Греция
- § 11. Древний Рим
- § 12. Культура и религия Древнего мира
- Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
- § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
- §15. Особенности развития Византийской империи
- § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
- § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
- § 18. Средневековый город
- § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
- § 20. Зарождение национальных государств
- 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
- Тема 4 от древней руси к московскому государству
- § 22. Образование Древнерусского государства
- § 23. Крещение Руси и его значение
- § 24. Общество Древней Руси
- § 25. Раздробленность на Руси
- § 26. Древнерусская культура
- § 27. Монгольское завоевание и его последствия
- § 28. Начало возвышения Москвы
- 29.Образовани единого Русского государства
- § 30. Культура Руси конца XIII — начала XVI в.
- Тема 5 индия и дальний восток в средние века
- § 31. Индия в Средние века
- § 32. Китай и Япония в Средние века
- Раздел IV история нового времени
- Тема 6 начало нового времени
- § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
- 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
- Тема 7 страны европы и северной америки в XVI —XVIII вв.
- § 35. Возрождение и гуманизм
- § 36. Реформация и контрреформация
- § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
- § 38. Английская революция XVII в.
- § 39, Война за независимость и образование сша
- § 40. Французская революция конца XVIII в.
- § 41. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения
- Тема 8 россия в XVI —XVIII вв.
- § 42. Россия в правление Ивана Грозного
- § 43. Смутное время начала XVII в.
- § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
- § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
- § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
- § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
- § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
- § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
- Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
- § 50. Османская империя. Китай
- § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
- Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
- § 52. Промышленный переворот и его последствия
- § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
- § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
- Тема II россия в XIX в.
- § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
- § 56. Движение декабристов
- § 57. Внутренняя политика Николая I
- § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
- § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
- § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
- § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
- § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
- § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- § 64. Русская культура XIX в.
- Тема 12 страны востока в период колониализма
- § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
- § 66: Китай и Япония в XIX в.
- Тема 13 международные отношения в новое время
- § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
- § 68. Международные отношения в XIX в.
- Вопросы и задания
- Раздел V история хх - начала XXI в.
- Тема 14 Мир в 1900-1914гг .
- § 69. Мир в начале хх в.
- § 70. Пробуждение Азии
- § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
- Тема 15 Россия в начале хх в.
- § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
- § 73. Революция 1905-1907гг .
- § 74. Россия в период столыпинских реформ
- § 75. Серебряный век русской культуры
- Тема 16 первая мировая война
- § 76. Военные действия в 1914-1918гг .
- § 77. Война и общество
- Тема 17 россия в 1917 г.
- § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
- § 79. Октябрьская революция и ее последствия
- Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
- § 80. Европа после Первой мировой войны
- § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
- § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
- § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
- § 84. Культура в меняющемся мире
- Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
- § 85. Причины и ход Гражданской войны
- § 86. Итоги Гражданской войны
- § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
- § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
- § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
- § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
- Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
- § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
- Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
- § 92. Накануне мировой войны
- § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
- § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
- Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
- § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
- § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
- § 97. Ссср в послевоенные годы
- § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
- § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
- § 100. Развитие советской культуры
- § 101. Ссср в годы перестройки.
- § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
- § 103. Крушение колониальной системы
- § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
- § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
- § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
- § 107. Современная Россия
- § 108. Культура второй половины хх в.