logo search
istoria_kz_otvety

1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. Казахи относятся к тюркским народам, занимают среди них четвертое место по численности и входят в первую десятку по площади территории среди народов мира. Предки казахов, известные в истории под различными этнонимами, прошли сложный исторический путь. За свою долгую историю казахи внесли достойный вклад в мировую цивилизацию. Сегодня перед исторической наукой Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Она должна формировать историческое сознание народа и объективных__позиций. С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук. К ним относятся: Археология (от греч. архайс – древний и лотос – наука) - наука о древности. Лингвистика–наука о языках. Палеография – наука, которая изучает все, что связано с письменностью, письмом. Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты появления документов. Доказывает их подлинности, обнаруживает подделки по печатям на документах. Метрология–наука об измерениях, единицах измерения. Геральдика – наука о гербах и символах. Вексиология - наука о флагах. Этнография – наука, изучающая быт народов. Источниковедение – наука об источниках, на основе которых пишется история того или иного народа. Таким образом, основу исторического знания составляют источники. Исторические источники – это вещественные предметы, письменные документы, отражающие историю развития человеческого общества. Чтобы история была научной, объективной, она, прежде всего, должна опираться на достоверные источники. Поэтому одним из ведущих принципов исторической науки является принцип документальности. Историки говорят: «Без документов нет истории». Одной из значительных задач истории является воспитание казахстанского патриотизма. Эта задача стала одной из составных долгосрочных приоритетов, выдвинутых Президентом Н.Назарбаевым в послании народу «Казахстан -2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым. Поэтому объективное изучение истории и ее популяризация являются сегодня такими важными.

Задачи: - раскрыть роль и место казахского народа, казахской государственности в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации, в развитии историко-культурной общности народов Евразийского мира -проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени -переосмыслить ключевые проблемы истории народов (этногенез, государственность, отношения с соседними этносами, государствами, колониальные войны и национально-освободительные движения) -охарактеризовать социально-классовые отношения в казахском обществе, раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа -показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии. Цель курса - дать полное представление об основных этапах и особенностях исторического процесса па территории Казахстана с древнейших времен до наших дней, обратив особое внимание на проблемы формирования казахской народности и государственности, традиционного хозяйства, самобытной (кочевой) материальной и духовной культуры.