logo search
istoria_kz_otvety

157. Послание президента 2006.

1. Первый приоритет: Успешная интеграция Казахстана

в мировую экономику – основа качественного прорыва

в экономическом развитии страны

Мы желаем видеть Казахстан страной, развивающейся в соответствии с глобальными экономическими тенденциями. Страной, вбирающей в себя все новое и передовое, что создается в мире, занимающей в системе мирового хозяйства пусть небольшую, но свою конкретную «нишу», и способной быстро адаптироваться к новым экономическим условиям.

Мы должны быть готовы к острой конкуренции и использовать ее в своих интересах. Казахстан может и должен активно участвовать в многосторонних международных экономических проектах, которые способствуют нашей интеграции в глобальную экономику, и опираются, в том числе, на наше выгодное экономико-географическое положение и имеющиеся ресурсы.

1.1. Реализация «прорывных» проектов международного значения, развитие индустрий, производства товаров и услуг, которые могут быть конкурентоспособными в определенных нишах на мировом рынке.

Мы должны сделать ставку на создание и развитие производств, ориентированных на экспорт конечных продуктов; совместных предприятий в области нефтегазового, транспортного и других подотраслей машиностроения, металлургии, химии, агропромышленной сферы. Предстоит развивать биотехнологические центры при активном международном участии; Парк информационных технологий как региональный IT-центр.

Правительством должны быть приняты конкретные программы поддержки конкурентоспособности национальных товаров и услуг. Надо иметь специализированные структуры поддержки частного бизнеса и продвижения его товаров и услуг на мировые рынки, изучить мировой опыт работы таких организаций и адаптировать его к условиям нашей страны.

1.2. Интеграция в международную экономику путем участия Казахстана в региональных и международных экономических объединениях и ассоциациях.

Казахстан может и должен активно участвовать в многосторонних международных экономических проектах, что будет способствовать нашей интеграции в глобальную экономику и поддержит наших экспортеров.

В плане регионального партнерства мы намерены и дальше содействовать расширению взаимовыгодного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и формированию Единого Экономического Пространства.

Необходимо также сконцентрировать внимание на проектах Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития и недавно созданного Евразийского банка развития.

1.3. Вступление в ВТО как дополнительный инструмент экономической модернизации и укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках.

Переговорный процесс по вступлению Казахстана в ВТО идет полным ходом. Значительная часть законов республики, которые регулируют внешнеторговый режим, уже приведены в соответствие с нормами ВТО или находятся на обсуждении в Парламенте.

Убежден, что вступление нашей страны в эту международную экономическую организацию открывает широкие возможности для укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках. Однако, эти возможности нужно умело и выгодно использовать.

Мы должны снять экономически неоправданные ограничения на уровне учредительного участия иностранных инвесторов в тех секторах, где это еще не сделано.

1.4. Государственная поддержка развития экспортно-импортного кредитования.

Приоритетом должны стать поддержка и кредитование экспорта несырьевых товаров и импорта высокотехнологичного оборудования.

Объем экспорта готовой продукции сегодня составляет 2 миллиарда долларов США в год. На этом уровне несырьевой экспорт находится уже почти десяток лет. Необходимо, наконец, добиться поступательного увеличения этого объема.

Мы должны опираться на лучшую мировую практику, активно развивать сотрудничество с экспортно-импортными агентствами зарубежных стран.

1.5. Участие Казахстана в качестве учредителя и акционера международных компаний, разрабатывающих и развивающих новые технологии.

Полагаю, что настало время, когда Казахстан в дополнение к собственным научным ресурсам должен проявить инициативу по участию в международном бизнесе высоких технологий, в том числе на самом начальном, учредительском уровне.

И здесь очень важна роль Инновационного Фонда, который будет отвечать за эту работу.

Мы могли бы последовать примеру других стран, которые приобретали пакеты акций новых или формирующихся высокотехнологичных компаний по всему миру для овладения передовыми технологическими идеями в наиболее «прорывных» направлениях экономического развития.

Тем самым, мы можем стать владельцами соответствующих авторских прав и интеллектуальной собственности. Для таких проектов нам надо шире использовать институт «почетных консулов» в других странах.

Правительство должно тщательно проработать вопрос технологической инициативы Казахстана на международном рынке.

1.6. Формирование в Казахстане благоприятных условий для производства товаров с защищенными правами интеллектуальной собственности и торговой маркой.

Уверен, что укрепление репутации Казахстана как жесткого гаранта защиты авторских прав и торговых марок позволит нам активнее развивать и диверсифицировать новые сектора экономики.

Считаю, что Казахстан должен реализовать широкую публичную кампанию, направленную на создание нетерпимого отношения к контрафактной продукции, принять меры административного и уголовного преследования за нарушение прав интеллектуальной собственности и подделку торговых марок. Уверен, что эти меры получат одобрение и поддержку мировых производителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции и обернутся притоком новых инвестиций и диверсификацией экономики Казахстана.

1.7. Создание академических центров и учебных заведений, соответствующих самым высоким международным стандартам.

Речь идет о создании и развитии в Казахстане современных научных центров и «технологических парков» с международным участием, поддержке процесса освоения новых технологий и формировании гибкой системы переквалификации кадров.

Развитие научного потенциала должно быть направлено на максимальное приближение прикладной науки к производству, к бизнесу.

Нужно создать соответствующие предпосылки для привлечения лидирующих академических институтов и центров в Казахстан. Для этого нам нужно использовать инструменты типа “инкубационных проектов” для совместного развития в Казахстане филиалов международных учебных заведений.

Считаю, что в целях стимулирования развития «инкубационных проектов» Правительству надо решить ряд организационных вопросов, в том числе, бесплатного предоставления земельных участков для развития научных центров как это было сделано, к примеру, в Индии; предоставления первоначального стартового капитала, создания необходимой базовой инфраструктуры и ряд других.

1.8. Развитие современной и конкурентоспособной транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

Основной задачей транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана остается интеграция в евразийскую транспортную систему. Развитие транспортно- коммуникационного комплекса должно в полной мере обеспечить использование преимуществ геостратегического расположения страны, являющейся транзитным мостом между Европой и Азией.

Следует развивать конкретные договоренности с соседями для введения эффективных процедур по организации быстрого прохождения грузов.

Все эти и другие задачи должны найти отражение в ходе разработки и реализации Транспортной Стратегии Республики Казахстан до 2015 года.

При решении этих вопросов мы должны уделить особое внимание механизмам обеспечения государственно-частного партнерства.

1.9. Реализация открытой политики использования природных ресурсов.

Мы инициировали, и будем проводить и дальше открытую политику использования природных ресурсов, обеспечения прозрачных и стабильных условий сотрудничества с транснациональными компаниями и нашими главными региональными соседями. Это укрепит репутацию Казахстана как перспективного и надежного международного партнера, который вносит свой конкретный вклад в обеспечение энергетической безопасности.

Наше внимание должно быть сосредоточено сейчас на диверсификации и обеспечении устойчивых каналов поставок энергоресурсов Казахстана на мировые рынки, а также на опережающем развитии отраслей глубокой переработки, непосредственно связанных с нефтегазовым комплексом.

1.10. Развитие Алматы как крупного регионального центра финансовой и деловой активности.

Динамичное развитие Алматы в качестве главного финансового центра Центрально-азиатского региона должно быть сфокусировано на создании благоприятных условий и возможностей для крупных финансовых организаций Казахстана стать основными «подрядчиками» в сфере предоставления займов, страховых и финансовых услуг для крупных региональных бизнес-проектов.

Для обеспечения эффективной работы Финансового центра необходимо создать и соответствующую инфраструктуру, прежде всего, телекоммуникации. Очевидно также, что требуется привлечение менеджеров, имеющих отличную деловую репутацию и опыт работы по созданию таких центров и свободных зон за рубежом.

Следует обратить особое внимание и на развитие рынка сопутствующих услуг в «свободных» финансово-экономических зонах.

2. Второй приоритет: Дальнейшая модернизация

и диверсификация экономики Казахстана

как фундамент устойчивого экономического роста

Для поддержания устойчивого и динамичного роста экономики страны государство обязано стимулировать спрос на продукты и услуги высокого качества, используя инструменты фискальной, денежно-кредитной политики, государственного регулирования эффективного перераспределения основных факторов производства.

В конкретном плане в целях дальнейшей модернизации и диверсификации экономики Казахстана считаю необходимым сконцентрировать внимание на следующих направлениях.

3. Третий приоритет: Современная социальная политика,

защищающая наиболее «уязвимые» слои населения,

и поддерживающая развитие экономики.

К числу наиболее приоритетных направлений дальнейшей модернизации социальной сферы относятся следующие.

3.1. Поддержка наиболее «уязвимых» слоев населения.

3.2. Переориентирование системы социальной поддержки в соответствии с условиями рыночной экономики.

3.3. Вопросы жилищного строительства и развития рынка недвижимости.

3.4. Переход на современные принципы и стандарты в организации сферы здравоохранения.

3.5. Обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с международными стандартами.

3.6. Внедрение международных стандартов социальной ответственности бизнеса.

3.7. Создание эффективной системы развития трудовых ресурсов.

4. Четвертый приоритет: Развитие современного образования,

непрерывное повышение квалификации

и переквалификации кадров и дальнейшее процветание

культуры народа Казахстана

4.1. Развитие системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров.

4.2. Укрепление роли культуры в процессе становления государственности страны на основе многонациональности и многоконфессиональности Казахстана.

5. Пятый приоритет: Дальнейшее развитие демократии

и модернизация политической системы

Как вы знаете, в течение прошлого года в стране было развернуто обсуждение Общенациональной программы демократических реформ. Национальная комиссия по вопросам демократизации и гражданского общества обобщила итоги состоявшихся дискуссий.

Мы продолжим масштабные политические реформы в стране, направленные на повышение эффективности политической системы и государственного устройства Казахстана.

Необходимо гармонично учитывать как общие закономерности построения демократических и процветающих государств, так и важные культурно-исторические черты и традиции нашего общества.

Единение, которое продемонстрировали казахстанцы, выбирая Главу государства в декабре прошлого года, не оставляет сомнений в консолидации нашего общества. Наши граждане четко понимают, что это необходимое условие стабильного развития страны. Мы впервые в ходе предвыборной кампании столкнулись с таким феноменом как обеспокоенность казахстанцев, а в отдельных случаях, и просто страх из-за возможной дестабилизации в стране, тем более, что кое-кто, видимо, на это и рассчитывал.

И мы помним, как облегченно вздохнули наши граждане после выборов.

Мы должны признать, что отсутствие глубоких традиций демократической культуры, восприятие свободы как вседозволенности вполне способны дестабилизировать страну, перечеркнуть все наши планы на будущее и отбросить нас далеко назад. Это урок, который мы извлекли из состоявшейся президентской гонки.

Одна из причин наших заблуждений в том, что либерализм власти, воспринимается упрощенно, как ее слабость и неспособность наложить вето на те или иные «шалости» и «капризы» своевольных честолюбцев. Нам надо избавляться от иллюзий и заблуждений.

Поэтому без оглядки на критику внутри страны и извне, мы должны наряду с развитием демократических традиций предусмотреть достаточно жесткую систему их защиты. Надо, наконец, осуществлять суровый спрос за нарушение законов, должны быть определены меры ответственности за клевету, подкуп, насилие, и, если нужно, пересмотрены соответствующие законы.

Обеспечение исполнения гражданами Конституции и законов страны - обязанность правоохранительных органов. Для них не должен возникать вопрос: «а что скажут где-то и кто-то?», а есть четкое правило: «нарушил закон - несешь ответственность согласно его статьям». Иначе мы повторим советское «закон-дышло».

Кто из руководителей правоохранительных органов не исполняет это правило, тот не может оставаться в должности. По-другому мы не построим правовое государство и демократическое общество.

Мы должны поставить жесткий заслон распространению религиозного экстремизма.

Мы должны активно привлекать НПО на развитие социальной сферы, для контроля исполнения программ развития страны. В то же время, мы не должны допускать их деятельность, не предусмотренную законом.

Ассамблея народов Казахстана вот уже более 10 лет превосходно решает задачи единения многонационального народа Казахстана. Я не помню случая за это время, чтобы, принимая важное для страны и народа решение, мы бы обошли вниманием Ассамблею или не приняли бы в расчет ее позицию. Полагаю, что роль этого общественного института надо повышать. Все эти вопросы предстоит рассмотреть Госкомиссии по вопросам демократизации.

6. Шестой приоритет: Реализация Cтратегии национальной безопасности, адекватной современным угрозам и вызовам

К числу наиболее приоритетных направлений дальнейшего укрепления национальной безопасности нашей страны относятся следующие.

6.1. Новая Стратегия национальной безопасности на 2006-2010 годы.

6.2. Политика, направленная на противодействие религиозному экстремизму и борьбу с международным терроризмом и наркоторговлей.

6.3. Последовательная реализация комплексной общенациональной программы по борьбе с коррупцией как угрозой национальной безопасности и общественной стабильности.

7. Седьмой приоритет: Дальнейшая реализация

сбалансированного и ответственного внешнеполитического курса, учитывающего интересы Казахстана

и динамику регионального и мирового развития

Наши приоритеты во внешней политике остаются неизменными. Казахстан всегда будет оставаться ответственным и надежным международным партнером.

7.1. Развитие отношений стратегического партнерства с Россией на основе широких интеграционных процессов между нашими странами.

7.2. Укрепление взаимовыгодного сотрудничества с КНР.

7.3. Укрепление высокого уровня взаимоотношений с США.

7.4. Развитие сотрудничества с Европейским Союзом.

7.5. Сотрудничество с соседними государствами Средней Азии.

7.6. Развитие наших отношений со странами мусульманского мира.

158. Послание Президента РК 2009.»Через кризис к обновлению и и развитию» В сентябре 1927 г. XV съезд Коммунистической партии провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. В развитии кооперативного движения провозглашались принципы добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования. ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахстане к весне 1932 г. В зерновых районах Казахстана основной формой колхозного строительства должна была стать сельхозартель, а в животноводческих - товарищество по совместной обработке земли. Со второй половины 1929 г. в республике форсированными темпами стало развиваться колхозное движение. Создаются первые машинно-тракторные станции (МТС). Для проведения коллективизации и оседания Казкрайком партии привлек 8 тыс. рабочих. В республику были направлены 1204 рабочих из Москвы, Иваново-Вознесенска, Харькова, Ленинграда Нарушение принципа добровольности и законности с самого начала приняли повсеместный характер. Типичными являлись такие приемы принуждения, как лишение избирательных прав, угроза выселения за пределы района проживания или превентивный арест в «воспитательных целях». Излюбленным средством было зачисление колеблющихся в подкулачники. В 1929 г. в республике привлечено к ответственности 56 498 крестьян, из них более 34 тыс. были осуждены. В феврале 1932 г., в Чуйском районе в радиусе 150 км стягивались сотни хозяйств, 400 юрт выстроились в поселок «городского» типа. В Абралинском районе было сразу же коллективизировано 70% хозяйств, Жамбейтинском - 60%, а в Жаныбекском - 95%. В 1928 г. в Казахстане было коллективизировано 2% всех хозяйств, в 1930 г. - 56,4%, а к октябрю 1931 г. - около 65 %. В связи с продоюльственньми трудностями 1929 г. заготовке сельскохозяйственной продукции был придан характер чрезвьиайной акции времен «военного коммунизма». В 1931-1932 гг. в Чубартауском районе сдали на мясо 80% всего скота «Перегибов не допускать - парнокопытных не оставлять!» - таков был девиз тургайских перегибщиков, где от миллионного поголовья осталось всего 98 тыс. голов. Коллективизация и одновременное оседание разрушали вековой уклад жизни аула С 1929 по 1933 г. тройкой Полномочного представителя Объединенного государственного политического управления по Казахстану рассмотрены 9805 дел и приняты решения в отношении 22 933 лиц, из них к расстрелу приговорены 3386 человек, заключению в концлагеря на срок от 3 до 10 лет - 13 151 человек. За 1933 г. арестовано свыше 21 тыс. чел. Протоколы тройки рассматривались на закрытом заседании Казкрайкома партии и подписывались одним из секретарей: Ф.Голощекиным, И.Курамысовым, а с 9 марта 1930 г. — председателем Казкрайкома ВКП(б) Г.Рошалем.