logo search
Л

2. Индустриальное развитие края

В 30-е годы в Самарском крае создается значительный индуст­риальный потенциал.

К 1928 году в области был в основном восстановлен довоен­ный уровень промышленного производства. Тогда же разрабатывает­ся план развития промышленности области, по которому намечалось увеличить объем продукции за пять лет на 270,1%. К началу 1930 года вошли в строй все старые производственные мощности, велось новое капитальное строительство, повысились темпы роста промыш­ленного производства. Начавшаяся разведка полезных ископаемых установила, что край имеет значительные запасы высококачествен­ных бурых железняков в Орско-Халиловском районе и сланцев – на Кашпире и Большом Сырте.

Появились предпосылки для развития горнодобывающей, метал­лургической промышленности, для расширения топливно-энергетической базы края.

Созданная весной 1930 года ВСНХ СССР специальная комиссия под руководством В.В.Куйбышева, подготовила новый вариант пяти­летнего плана развития народного хозяйства Средне-Волжского края, по которому объем капитальных вложений в промышленность был увеличен в пять раз, их основная часть направлялась в тя­желую промышленность. Объем валовой продукции промышленности было намечено увеличить в 6 раз, а ее удельный вес в валовой продукции народного хозяйства края поднять до 47% к концу пятилетки.

С начала 30-х годов в области велась реконструкция действую­щих предприятий металлообрабатывающей, текстильной, швейной и пищевой промышленности. Одновременно усиливалась подготовка к широкому строительству.

К 1932 году в крае было построено и введено в эксплуатацию 65 новых предприятий, что позволило увеличить объем продукции по сравнению в 1928 годом в 3,5 раза.

Очень остро стояли вопросы подготовки технически грамот­ных рабочих и инженерно-технического персонала. В 1929-1931 годах сложилась система рабочего образования, состоявшая из школ фабрично-заводского ученичества, краткосрочных курсов на производстве и школ молодежи. В июне 1932 года создаются курсы технического минимума для рабочих, курсы мастеров для передови­ков производства. Повышению технического уровня рабочих способствовала техническая пропаганда (технические эстафеты, научные и технические конференции и т.д.).

Для подготовки инженерно-технических работников в 1930-1931 годах в Самаре были открыты шесть высших технических вузов: строительный, химический, энергетический, плановый, геологораз­ведочный, механический, начали работать 20 рабочих факультетов и несколько десятков техникумов. За годы второй пятилетки они выпустили 2218 специалистов высшей квалификации, несколько ты­сяч специалистов подготовили техникумы края. На предприятия Среднего Поволжья прибыл также большой отряд инженеров и техников, окончивших вузы и техникумы в других областях страны.

В годы второй пятилетки край намечалось превратить в "район развитого транспортного машиностроения, электрохимичес­кой промышленности, нефтепереработки и развитой промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья, развернуть строи­тельство Халиловского металлургического завода и Блявинского комбината цветной металлургии".

Госплан наметил вложить в тяжелую и легкую промышлен­ность края за годы второй пятилетки 1 млрд. 319 млн. рублей. Основными стройками пятилетки стали районные ТЭЦ в Куйбышеве и Орске, три сланцевых рудника в Кашпире и Общем Сырте, рудник и металлургический завод в Халилове, карбюраторный завод в Куйбышеве, мясокомбинаты в Орске и Куйбышеве, сахарные заводы в Каменском и Тимашеве, соляная шахта в Илецке и другие предприятия.

Для осуществления такого строительства необходима была серьезная топливно-энергетическая база. В 1931-1936 гг. в крае была увеличена добыча сланцев, усилены поиски промышленных запасов нефти. Первые тонны волжской нефти были получены в ап­реле 1936 года бригадой бурового мастера Н.С.Солдатова на скважине № II, а 1 октября 1936 года бригада мастера А.А.Аванесова при освоении скважины № 8 в районе Сызрани получила промыш­ленную нефть с дебитом полторы тонны в сутки. И уже через год добыча нефти в области приобрела промышленные масштабы. Было положено начало созданию на огромных пространствах, расположен­ных между Волгой и Уралом, одного из крупнейших нефтедобывающих районов страны.

Энергетическая мощность увеличивалась путем строительства небольших электростанций, в том числе Кузнецкой, Оренбургской и Сызранской, расширения Куйбышевского энергокомбината. Развер­нулись подготовительные работы к началу строительства Куйбышев­ской ГЭС. Однако осуществлению проекта помешала Великая Отечест­венная война.

В середине 30-х годов повысились темпы развития производст­ва строительных материалов края. В 1935 г. был введен в экс­плуатацию Куйбышевский толерубероидный завод, ежегодно выпус­кавший 575 тысяч рулонного толя, около 40% общесоюзного произ­водства мягкой кровли. Вошли в строй новые кирпичные заводы в районе Безымянки, Первомайский и Батракский асфальтовые за­воды и другие предприятия.

К концу 1934 года был построен карбюраторный завод (позд­нее завод автотракторного электрооборудования имени А.М.Тара­сова). А в 1935 году вступил в строй завод запасных частей для железнодорожного транспорта. В эти же годы был построен Алексеевский серный завод, начато строительство Водинского серного завода.

В январе 1935 года впервые в стране на Самарском станкоза­воде были изготовлены станки для холодной распиловки металла. Такие станки раньше ввозились из Германии. 25 ноября 1935 г. был создан трест Востокнефть, 8 декабря того же года начал давать продукцию завод им. В.В.Куйбышева (позднее – 9 ГПЗ).

На 30-е годы приходится значительный рост легкой и пищевой промышленности края. Были реконструированы грубосуконные и швейные фабрики. Строились новые хлебозаводы, молочные, комбикормовые заводы. Была проведена коренная техническая ре­конструкция Средневолжского станкостроительного завода, Куй­бышевской швейной фабрики "Красная звезда", завода имени Мас­ленникова. Был построен молочный завод и переоборудованы паро­вые мельницы города. Куйбышев становится крупным центром маши­ностроения и станкостроения.

Заметную роль в подъеме производительности труда в те годы играло стахановское движение. Известными передовиками производ­ства, рационализаторами стадии И.И.Юров – руководитель звена арматурщиков завода имени Масленникова, Н.И.Яшин – фрезеровщик Куйбышевской обувной фабрики, К.Терехина – токарь куйбышевско­го завода "Автотрактородеталь", кузнец завода НКПС Н.М.Матвеев. На карбюраторном заводе в сентябре 1935 г. молодой токарь Н.Ф.Курьянов, применив новый метод обработки, сократил время изготовления важной детали дизельнасоса с 41 мин., по норме до 17 мин. В сланцевой промышленности известным рационализатором был мастер-забойщик А.Ярулин.

Валовая продукция промышленности края в 1933-1937 гг. увеличилась в 2,4 раза. До 80% всей валовой продукции промышленности дали предприятия новых или целиком реконструирован­ных в годы первых пятилеток. Численность промышленных рабочих края выросла почти в три раза.

Добыча нефти в районе Куйбышева приобрела промышленное значение. Был реконструирован и Куйбышевский энергокомбинат, расширен Куйбышевский железнодорожный узел. В предвоенные го­ды был создан быстро развивающийся многоотраслевой промышлен­ный комплекс. Численность населения города выросла с 222 тыс. в 1928 г. до 390 тыс. в 1939 г.

Среднее Поволжье на общем фоне состояния дел в стране занимало одно из первых мест. ЦИК СССР постановлением от 15 марта 1935 года наградил Куйбышевский край высшей наградой то­го времени – орденом Ленина. Орденами были награждены многие передовики производства – П.А.Аристов, Н.Г.Ильин, Н.Ф.Курьянов, Н.М.Матвеев, А.Х.Неклюдова, А.Н.Николаев, Е.Г.Семенов, а также руководители области – В.П.Шубриков и Г.Т.Полбицин.

В 1938-1942 гг. объем производства Куйбышевской области планировалось почти утроить, добычу нефти довести до 1,5 млн тонн. Било решено построить гидротурбинный, компрессорный, кабельный, долотный заводы, завод токарных станков, фабрику модельной обуви, трикотажно-бельевой комбинат, новые пред­приятия строительных материалов, железнодорожную линию Кинель-Мелекесс, уложить вторые пути на участке Сызрань-Инза, расши­рить Куйбышевский, Безымянский и Кинельский железнодорожные узлы.

За три предвоенных года выпуск промышленной продукции уве­личился почти на 80%. Особенно быстро развивались ведущие от­расли тяжелой промышленности. Велась работа по внедрению многостаночного обслуживания, совмещению профессий, совершенство­ванию технологии, развивалось движение изобретателей и рацио­нализаторов. В 1939 году 117 передовых рабочих области были на­граждены орденами и медалями.

За тринадцать довоенных лет (1928-1940) объем промышлен­ного производства области возрос в 14 раз, причем в машино­строительной и металлообрабатывающей промышленности выпуск продукции возрос в 68 раз, в легкой – в 77 раз, стройматериа­лов – в 13 раз. Производство электроэнергии в 1940 г. по сравнению с 1928 г. возросло в 11 раз.

Но успехи этой промышленной революции были достигнуты ог­ромной ценой. Было разорено крестьянство, подорваны стимулы к саморазвитию деревни, упал жизненный уровень всего населения. В 1928-1941 гг. индекс различных цен вырос более чем в 6 раз. Отставала легкая и пищевая промышленность. При отсутствии рынка, быстрого оборота капитала и накоплений средства для индустриализации изыскивались за счет ограничения потребления народа. В развитых странах, дореволюционной России и в совет­ской России до середины 20-х гг. доля накоплений (то есть сред­ств, которые шли на расширение производства) составляли 5-10%. ' С конца двадцатых годов доля потребления резко сокращается, а сектор накопления непрерывно расширялся: 1930 гг. – 28%, 1931 г. – 40%; 1932 г. – 44%. Накануне войны фонд накопления превышал 30%. При тяжелом труде уровень жизни был крайне низок в городе, а в деревне – полуголодное существование, а то и просто – нищета. Широко применялись методы внеэкономического принуждения.

Тяжелым, самоотверженным трудом самарцев был создан значительный индустриальный и военно-промышленный комплекс на Сред­ней Волге.