4. Духовная культура
Наибольшей самобытностью отличается духовная культура народа. Однако и здесь прослеживаются аналогии в различных жанрах культуры, роднящие этнические группы Самарского края.
Значительное место в духовной жизни населения занимали обряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навыки народа, его мифологические представления и религиозные верования – как ранние языческие, так и более поздние из бытовавших на Волге – христианские и исламские. Обрядами отличались определенные этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и оканчивался совершением определенных обрядов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельческие традиции, обращенные к солнцу, земле и растительности. Это сохранялось в христианском обрядовом календаре до конца 30-х гг. у русского, мордовского и чувашского населения края. В отдельных моментах христианская календарно-обрядовая культура совпадала и с мусульманской.
Так, начало нового года земледельцев было приурочено к рождению нового солнца – дню зимнего "солнцеворота". Этот день православная церковь празднует как Рождество Христово. Однако все народы края включали в новогоднюю обрядность языческие нормы – гадали об урожае, приплоде скота, прославляли силы природы, от которых зависел человек. Для русского человека это был особый период – "зимние святки", продолжавшиеся до Крещения (19 января по новому стилю).
Сходство в традиционной культуре народов края особенно характеризует период окончания зимы и наступления весны. Все христиане встречали весну "широкой" масленицей, которая по срокам приближалась к мусульманскому Новому году – Наврузу – 21-22 марта по новому стилю, что в жизни природы соответствовало и победе весенних сил над зимними.
Началу весеннего сева предшествовали массово организованные праздники и обряды: у православных жителей края – вербное Воскресение, Пасха, Красная горка (воскресение после Пасхи), которая заканчивала неделю весенних свадеб; у чувашей существовали многочисленные обряды в честь верховных весенних сил – "моление плуга", "варлах-келарни" (вынос семенного материала), "сумар чук" (моление о дожде), "уи чук" (моление на поле).
У мордвы специфической формой общественного быта были коллективные моления по случаю начала или завершения земледельческих работ, сопровождаемые разнообразными религиозно-матическими обрядами. Своеобразное общественное моление в мордовском селе устраивалось и на христианской праздник вербного Воскресения – в честь Вербавы (матери вербы).
В мусульманском календаре к этому периоду был приурочен древний языческий праздник Сабантуй ("свадьба плуга"), наиболее распространенный в настоящее время у татар. В этот день перед севом устраивались скачки – состязания на лошадях, массовые спортивные мероприятия (борьба, перетягивание каната, лазание по шесту или столбу) должны были выявить среди молодежи победителя – батыра, что определяло его особый статус в общине. В наши дни обряд утратил свое первоначальное предназначение и отличается как массовое гуляние среди татар области по окончании посевных работ.
Аналогия татарскому Сабантую встречалась у самарских чувашей в обряде "Агатуй".
По окончании посевных работ, в период появления молодых ростков и зелени, у всех народов края проводились обряды благодарения земли. Всеми православными народами широко отмечался престольный праздник – Троица, обязательным языческим атрибутом которого у русского населения была береза, вокруг которой девушки водили хороводы, пели, плели венки, под березой ели обрядовое блюдо – яичницу, приготовленную "вссыпчину" (вскладчину), В этот день сельская молодежь на отведенных для общественных гуляний местах устраивали хороводы, кадрили, различные игры.
Самым насыщенным обрядовым периодом были летние святки и купальные вечера, когда молодежь ходила гулять за село, водила хороводы и кадрили. Все без исключения "на купалу" обливали друг друга водой из ведра – у источники или колодца.
Лето по православному календарю заканчивалось 2 августа днем св.Ильи. После этого дня вступал в силу запрет на купание в воде, начинались осенние работы.
Осенние обряды и праздники земледельцев вновь обращались к земле и характеризовались благодарением земли за принесенный урожай. В этом цикле обрядов много таких, которые обращены к отдельным сельскохозяйственным культурам, выращенным крестьянами и собранными осенью. Так, отмечаемыми в Самарском крае осенними праздниками были спасы – яблочный, хлебный, медовый.
В мордовском осеннем праздничном цикле особо отмечался праздник "Пивань кудо" (пивной дом), который отмечали в период от осенней Казанской до Заговения. Сельская молодежь (для проведения обряда откупался дом), вскладчину варила пиво из свежего хмеля, договаривались о сроках проведения обряда. Это был своеобразный обряд определения возможных брачных пар, и поэтому молодежь подходила к обряду достаточно серьезно, а достигшая совершеннолетия эрзянская девушка впервые надевала особую взрослую одежду.
Свадебные обряды
Особой самобытностью отличались семейные обряды и праздники каждого народа. Самым традиционным, сохранившимся в значительной степени в своих основных элементах до наших дней, был свадебный обряд. Он или сохраняется в традиционной форме, или восстанавливается с сохранением традиционной основы и приобретением современной окраски.
У каждого народа свадебный обряд делился на три периода: досвадебный, свадебный и послесвадебный. Досвадебный цикл начинался со сватовства и оговора, где обговаривались условия заключения браков; количество и качество даров со стороны жениха и приданое невесты.
Сроки, на которые отодвигался день свадьбы, определялись количеством подарков, которые должна была приготовить невеста родственникам жениха. В число подарков включали рубашки – жениху и самым близким его родственникам, вышитые полотенца, девушкам – ленты, женщинам – карманы, сшитые из разноцветных кусочков ткани, носимые сбоку на поясе, что можно считать заимствованным русским населением у мордвы Самарского края.
День свадьбы у христианских народов как день венчания молодых в церкви начинался со сборов невесты к венцу – причитаниями, обращенными к дочери. Ее поднимала с постели мать, девушка причитала "на зарю", после чего начиналась подготовка молодой к выходу. В последний раз невесте ее подруги заплетали девичью косу, благословляли родители.
Составной частью свадьбы явилось забирание молодой. Поезжане, крестная мать и крестный отец жениха, сваха начинали эту процессию. Дружка жениха первым обращался к подругам невесты, которые исполняли "величальную песню дружке". Невесту выкупали, здесь в ряде случаев встречается выкуп красоты, дружка одаривал подарками и деньгами ее подруг.
Из церкви свадебная процессия направлялась в дом жениха, где происходил свадебный пир. У порога дома молодых встречали родители жениха, осыпали хмелем, деньгами, зерном и так далее.
Смысл послесвадебных обрядов сводился к проверке работоспособности и хозяйственности невесты, а также к оберегу против нечистой силы, которая могла проникнуть в избу вместе с гостями. Невесту на второй день после свадьбы посылали с ведрами за водой, у чувашей невеста должна была растопить очаг и сварить лапшу. Гости били горшки, сыпали на пол мусор, – невеста должна была чисто вымести помещение.
Отличительной особенностью татарских свадебных обрядов являлось проведение основной свадьбы в доме невесты. Свадьба начиналась с религиозного обряда бракосочетания. Затем начиналось застолье, обязательно с выносом меда и масла. У казанских татар свадьба проводилась отдельно для мужчин и женщин, у мишарей это разделение не было обязательным.
Все последующие обряды у татар можно отнести к послесвадебным. Это – встреча молодого в доме невесты, периодическое посещение им своей жены в ее доме, обряд переезда молодой в дом мужа. И если в предсвадебных обрядах молодые почти не участвовали, то в послесвадебных – они основные действующие лица.
Рождение ребенка воспринималось в семье как радостное событие. Вскоре после рождения сына или дочери приглашали родственников и соседей на праздник наречения именем. Детям старались давать имена, созвучные имени матери или отца, в них вкладывали пожелания благополучия, долголетия, здоровья, мужества, красоты.
Татары и башкиры хоронили покойников по мусульманскому обычаю – в глубоких прямоугольных ямах, с нишей, в саване, головой на запад, лицом к югу (к святилищу Кааба). На третий, седьмой и сороковой дни и в годовщину устраивали поминки.
* * *
Многовековое взаимодействие многих национальностей в хозяйственном освоении самарского Поволжья, дисперсное их проживание и наличие двух- и многонациональных сел неизбежно приводило к взаимному усвоению и обогащению приемов обработки земли и выращивания сельскохозяйственных продуктов, традиций народных ремесел, к выработке новых тканей и сюжетов для оформления национального костюма, к решению ассортимента блюд национальной кухни.
Заметно влияние национальных сюжетов в русском фольклоре и русских в фольклоре народов Поволжья. Общие черты существуют в сценариях народных праздников и обрядов. Интенсивное взаимопроникновение и обогащение материальной и духовной культуры различных народов, оформление самобытной этнокультурной общности сделало Самарскую область уникальной и неповторимой в этнографическом отношении.
- Л.В.Храмков введение в самарское краеведение
- Л.В.Храмков введение в самарское краеведение
- Вместо предисловия
- Предмет и задачи краеведения.
- 1. Что изучает краеведение?
- 2. Шаг в былое
- Каковы же основные источники изучения истории края?
- 1. Вещественные источники.
- 2. Изобразительные источники.
- 3. Письменные источники.
- 4. Устные источники
- 5. Звукозаписи (фоноисточники).
- 6. Киноисточники.
- Исследователи самарского края
- 1. Естественно-научное исследование края
- 2. Самарские древности в трудах археологов
- 3. Историки и литераторы – исследователи Самарского Поволжья
- 4. Лингвистическое краеведение
- География самарского края
- 1. Природные условия Самарской области
- 2. Географические названия
- 3. Проблемы экологии.
- Этнография самарского края
- 1. Формирование населения края
- 2. Типы расселения
- 3. Одежда народов края
- 4. Духовная культура
- 5. Возрождение культурных традиций народов Самарской области
- Самарский край в древности и средневековье
- 1. Древности Самарского края
- Савроматы
- 2. Волжская Болгария.
- 1. Из сообщения арабского писателя XIII в. Казвини.
- 2. Русская летопись о разрушении столицы Волжской Болгарии монголами
- 3. Золотоордынский период истории Самарского Поволжья
- 4. Присоединение края к русскому государству
- Самарский край в XVI – XVII вв.
- 1. Волжская вольница
- 2. Основание Самары.
- Описание Самары, данное Адамом Олеарием в 1636 г.
- 3. Смутное время.
- 4. Самарский уезд и его администрация в XVII в.
- 5. Экономическое развитие края.
- 6. С.Т.Разин в Самарском Поволжье
- 1. Грамота Степана Разина к народу с призывом присоединиться к восстанию.
- 2. Сообщение воеводы я.Хитрово о сдаче Степану Разину г. Самары.
- Самарский край в XVIII века
- 1. Социально-экономическое развитие края
- 2. Оренбургская экспедиция. Новозакамская и Самарская укрепленные линии.
- 3. Восстание под предводительством е.И.Пугачева и Самарский край.
- 4. Освоение Самарского Заволжья в последней четверти XVIII века
- 1. Насильственная выдача замуж крепостной крестьянки Екатерины Степановой.
- 2. О наказании крепостных крестьян.
- 3. Из волжских песен о е.И.Пугачеве.
- 4. Манифест Емельяна Пугачева о даровании крестьянам свободы от власти помещиков, об отмене рекрутских наборов, подушных и других податей
- 5. Именной указ казаку л.И.Травкину, казакам и крестьянам деревни Михайловки Ставропольского уезда
- Самарский край в первой половине XIX века Фельдмаршал Михаил Кутузов – современникам и потомкам:
- 1. Социально-экономическое развитие края
- 2. Участие самарцев в Отечественной войне 1812 года
- Приказ из Усольской конторы о снаряжении воинов из крестьян в период войны 1812 г.
- 3. Отклики в крае на движение декабристов.
- Из судебного дела о жестоком обращении помещиков Шиошиных с крепостными людьми
- Самарский край во второй половине XIX в.
- 1. Рождение Самарской губернии
- Экономическое состояние г.Самары в 1855 г. (Из сведений Самарской городской управы о благосостоянии г.Самары)
- 2. На редутах Севастополя.
- Сообщения самарскому губернатору о желании крестьян вступить в ряды защитников Родины.
- 3. В эпоху великих реформ.
- "Освобождение крестьян графа Орлова-Давыдова
- 4. Самарское знамя на Балканах
- 4. Общественно-политическая жизнь
- Просвещение и культура самарского края
- 1. Развитие народного образования и появление первых научных учреждений.
- 2. Литература и периодика.
- 3. Театр.
- 4. Здравоохранение.
- В эпоху войн и революций (1901 – октябрь 1917 г.)
- 1. В начале XX века.
- 2. Наш край в период революции 1905-1907 гг.
- Солдатская памятка (Из листовки Самарского комитета рсдрп)
- Из прощального письма Царевщинского крестьянина Лаврентия Щибраева
- 3. Столыпинская реформа и Самарский край
- 4. В годы первой мировой войны.
- 5. В период февральской революции и двоевластия.
- Становление советской власти (ноябрь 1917 – 1920 гг.)
- 1. Установление советской власти в губернии.
- 1. Красная гвардия в Самаре создана (Сообщение газ. "Приволжская правда")
- 3. Решение V губернского крестьянского съезда.
- 4. Защитим революцию. (Из постановления общего собрания рабочих мастерских, депо и малого ремонта)
- 5. Разговор в.И.Ленина с в.В.Куйбышевым по прямому проводу о борьбе с Дутовым
- 2. События гражданской войны на территории Самарской губернии.
- 3. Культурная жизнь
- 1. Враг близко! Все к оружию! (Из обращения Самарского военно-революционного комитета к рабочим и трудящимся о защите Самары от чехословацких отрядов)
- 2. Приказ № 1 Комуча о ликвидации Советской власти в Самаре и губернии
- 3. Советская власть в Самаре и губернии восстановилась (Приказ Самарского губревкома)
- 4. Пугачевский советский полк (Статья в.И.Чапаева в газ. "Революционная армия")
- 4. Защитим Советскую власть от Колчака! (Сообщение газ. "Коммуна" о резолюции красноармейцев Самарского советского полка)
- Самарский край в 20-е годы XX века
- 1. В условиях новой экономической политики
- 2. Экономическое развитие края во второй половине 20-х годов.
- 3. Народное образование и культурная жизнь
- Самарский край в 30-е годы
- 1. Изменения административных границ.
- 2. Индустриальное развитие края
- 3. Строительство и архитектура
- 4. Сельское хозяйство
- 5. Наука, образование
- 6. Культурная и общественно-политическая жизнь
- Самарский край в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
- 1. На отпор врагу
- 22 Июня 1941 года.
- 2. Запасная столица
- 3. Сталь и хлеб победы
- 4. В фонд обороны
- 5. Наука и народное образование
- 6. Культура и искусство
- 7. Ратный подвиг самарцев
- Вопросы и задания
- 1. С честью постоим за советскую землю. (Из резолюции митинга рабочих и служащих Средневолжского станкозавода) 22 июня 1941 г.
- 2. Характеристика на лучшую фронтовую комсомольско-молодежную бригаду Куйбышевского завода катэк.
- 3. Из письма колхозника колхоза им. Кирова Борского района Игнатова м.А. Т.Сталину о внесении 100 тысяч рублей на строительство самолета для Красной Армии и ответ т.Сталина.
- 4. Сообщение газ. "Степные известия" о сборе средств учащимися Березовской школы на постройку танка "Таня"
- 5. Из письма фронтовиков-куйбышевцев своим землякам.
- Экономическое развитие самарского края во второй половине XX века (1945-2000 гг.)
- 1. Переход на мирные рельсы
- 2. Экономическое развитие края в 50-80-е годы.
- 3.Архитектура и строительство
- 4. На рубеже веков (1990-2001 гг.)
- Вопросы и задания
- Наука, образование, культурная жизнь самарского края во второй половине XX века (1945 – 2000 гг.)
- 1. Научные учреждения и высшая школа
- 2. Народное просвещение
- 3. Страницы культурной жизни
- Духовные и художественные ценности самарского края
- Литература
- 1. "Россия сильна провинцией".
- 2. Литература и Самарский край.
- 3. Край в творчестве живописцев.
- 4. Страницы музыкальной жизни.
- 5. Летопись в камне и деревянные кружева.
- 6. Храмы и монастыри.
- 7. Возрождение традиционной культуры народов края
- Вместо заключения
- Целевые программы по краеведению
- Великая Отечественная война
- Культурные гнезда России
- Исчезнувшие памятники России
- Летописание
- Школьное краеведение
- Школьные музеи
- Программа курса "Экологическое краеведение"
- Примерная программа уроков обобщения, итоговых семинарских занятий,
- Улицы самары – куйбышева
- Содержание Вместо предисловия