logo
Л

3. Культурная жизнь

Даже в тяжелейших условиях гражданской войны велось культурное строительство. Важнейшей задачей была ликвидация безграмотности. Первым губернским комиссаром просвещения стал педагог Владимир Аркадьевич Тронин.

После освобождения Самары кампания по ликвидации неграмот­ности была развернута по всей губернии, расширялась школьная сеть для детей. В школы был открыт широкий доступ рабочей и крестьянской молодежи. Большая забота проявлялась о распростра­нении образования среди национальных меньшинств.

Важную роль в распространении знаний и культуры в деревнях играли избы-читальни, клубы, народные дома, библиотеки. Эти оча­ги культуры к концу 1920 года имелись почти в каждом селе, в каждой деревне. При них возникали драматические, политико-просветительные кружки, которые расширяли кругозор жителей села, вовлекали в переустройство села, знакомили их с искусством. Продолжал работу Самарский университет (1918-1927 гг.)

В университете развернулась большая научно-исследовательская ра­бота студентов и преподавателей, возникли общества истории, ар­хеологии, этнографии, литературы, геологии и т.д. В те годы это было единственное высшее учебное заведение в губернии, здесь ве­лась подготовка математиков, историков, филологов, врачей, агро­номов, преподавателей школ.

Американский писатель-публицист, друг советской России Аль­берт Рис Вильяме, свидетель и участник Октябрьских событий, в своей книге "Сквозь русскую революцию" в 1921 году писал о виденном в первые месяцы Советской власти: "Повсюду открыва­лись школы – во дворцах, в казармах, на заводах и фабриках... В эти школы стремились миллионы детей и даже некоторые сорока- и шестидесятилетние люди. Целая страна принялась учиться читать и писать. Рядом с революционными прокламациями и оперными афи­шами на стенах и заборах появились листовки с описанием жизни великих людей, плакаты о здоровье, искусстве и науке. Перед массами распахнулись ранее закрытые для них двери в храм куль­туры. Крестьяне и рабочие заполняли музеи и картинные галереи".

Очень много делалось для охрани культурного наследия прош­лого. 10 октября 1918 года, то есть на третий день после освобождения Самары от белогвардейцев, губревком издал приказ об охране культурных, научных и художественных ценностей и пред­метов старины. При отделе народного образования была учреждена Коллегия по охране и использованию в просветительной работе культурно-исторических ценностей, в том числе библиотек, произ­ведений искусства и старины, оставленных бежавшей с белыми бур­жуазией. Коллегию возглавил известный ученый В.Н.Перетц.

К 1920 г. в губернии работали 445 изб-читален и 410 биб­лиотек. Читателей в них было 152 тыс. человек, т.е. в пять раз больше, чем до революции.

Вопросы и задания

1. Каковы причины периодических политических кризисов Временного Правительства и его органов в провинции?

2. Как происходило установление советской власти в Самарской губернии?

3. Каковы были цели и реальная политика Комитета членов Учреди­тельного собрания?

4. Почему КОМУЧ потерпел поражение?

5. Когда был образован Самарский государственный университет?

6. Расскажите о событиях гражданской войны на территории Самар­ской области.

7. Как вы думаете, почему не смогли реализоваться альтернативы большевистской власти в лице "социалистической коалиции" и "белого движения"?

8. Какие культурно-просветительные мероприятия были осуществлены в крае в годы гражданской войны?

Документы