logo search
istoria_kz_otvety

86. Особенности культуры Казахстана в XIX веке. Школа Зар Заман. Акыны мыслители.

Основные мотивы школы Зар-Заман – пессимизм, относительно настоящего и будущего казахов, ностальгия по ушедшому в прошлое «золотому веку», могуществу и независимости казахского ханства. Творчество Шортанбая (1818-1881) родился в районе гор Каратау ЮКаз, умер в Карагандинской области. Он осуждал колониальные порядки русских, призывал должностных лиц быть справедливыми и предерживаться нравственных установок религии. В 1888 г. был опубликован егосборник стихов «Предок наш – пророк Адам». Дулат Бабатайулы (1802-1871) родился на территории нынешнего Аягузского района ВКО. Он был одним из самых образованных людей своего времени. В своих произведениях-толгау-раздумиях «Ак Жайлау и Сандыктас», «Сулеймен», «О, Барак, молодой» подвергает суровой критике существующие порядки, говорит о бесправии народа, ухудщении нравов общества. Его заслуга совершенствование поэтической фрмы стиха, был выдающимся мастером худ. слова. Он был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен. В 1880г в Казани был опубликован его стихотворный сборник «Осиет-нама». Мурат Монкеулы (1843-1906) его творчество тесно связано с событиями происходящими в западном Казахстане. Переход земли в собственность РосГос по «временному положению об управлении в степных областях Оренбургского и Зап-Сиб ген-губ.» утвержденным 21 октября 1868 г, увеличение податей и налогов вынудили казахов ЗКаз на поднятие восстания. Распространилаь идея перекочевать в обетованный край «Жидели Байсын», «Тескен Тау». Царская власть выслав войска,преградила путь восставшим. Поэтическая сила Мурата особо проявилась именно в этот период. Он становится мощным глашатаем и рупором борьбы народа за свою независимость, за перекочевку в благодатный край. В стихотворении «Три эпохи» Мурат обрисовал картину горькой жизни казахов в условиях завоевания и колонизации. В этом стихотворении перечислил героев, таких как Асан Кайгы, Казтуган, Орак, Мамай, Тора и наконец Исатай, которые не смогли прожить счастливую жизнь и покинули этот мир не испытав счастья. Акын Мурат не скрывает своего беспокойства и страха из-за того,что колонизационная политика ведет не только к захвату исконных земель, но и оказывает пагубное влияние на воспитание подрастающего поколения. Стихотворение «Казтуган», «Шалкиз» представляют собой эпические образцы, которые дали возможность дальше развить традиции певцов и сказителей прошлого.