logo search
Otvety_ekzamen_IGPZS

7)Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла

История государства и права Древней Греции , как одна из составляющих дисциплины “История государства и права зарубежных стран”, представляет особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и зарождения правовых норм.

Политическая история Аттики являет собой класси-ческий образец возникновения государства. Энгельс пишет: “Как развивалось государство, частью преобразуя органы ро-дового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых ор-ганов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного “вооруженного народа”, защищавшего себя собственными сила-ми в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная “публичная власть”, которая была подчинена этим государ-ственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа – все это, по крайней мере, в начальной ста-дии, мы нигде не можем проследить лучше чем в Древних Афинах”.

В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых об-щин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Атти-ки было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получи-ло в Греции название синойкизма (греч. – совместное посе-ление).

Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гоме-ровский период. О синойкизме Энгельс сказал следующее: ” Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, т.е. часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объяв-лена имеющей общее значение и была передана в ведении пре-бывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововве-дению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой либо из

коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый 6народ. В связи с этим возникло общее афинское на-родное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдель-ных племен и родов; афинский гражданин, как таковой полу-чил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению

родового строя…” Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному рас-слоению населения Аттики, которое особо интенсивно проте-кало в VIII-VII веках до н.э.

Родовая знать создала особую группу, носившую назва-ние эвпатридов, т.е. “имеющих благородных отцов”. Экономи-ческую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.

Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов проти-востояла остальная масса аттического свободного населения – демос. Демос не был однороден. В его состав входили кре-стьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты - крестьяне лишившиеся собственной земли, ремесленники, куп-цы, судовладельцы.

Кроме того в Аттике проживало немало выходцев из дру-гих общин, считавшихся людьми “не чистого происхождения” и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, мет-ки не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.

Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы.

Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Потому орга-низация управления в Афинах претерпевает существенные из-менения.

В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Профессор С.И.Радциг считает, что потомки последнего афинского царя Кодра предпочли выбор-ную власть архонта наследственной должности царя. Архонты , избранные из эвпатридов, управляли Афинами.

Сначала эта должность была пожизненной, затем архон-ты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год.

Первоначально избирался только один архонт. Позже об-разовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности ис-полнялись безвозмездно, и архонтство считалось высшей по-честью не только для самого архонта, но и для всего его рода.

По окончании срока полномочий архонты вступали в аре-опаг – высший государственный совет, заменивший совет ста-рейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. В Аттике VIII-VI веков до н.э. продолжало созываться народное собрание -–экклесия. Как полагают историки в экк-лесии (”собрании вызванных лиц”) могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным инструментом в руках родовой знати, которая могла не до-пустить к участию в нем неугодных ей общинников.

Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.

Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было из-дание писанных законов 3 законов Драконта. До этого време-ни писанных законов не существовало. Судили согласно обы-чаям предков. Отсутствие писанных законов позволяло судь-ям-аристократам выносить несправедливые решения, что побу-ждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.

В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное пра-во. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необы-чайной жестокостью и основной мерой наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитивности этих законов. Драконт лишь записал существо-вавшие устные законы. Однако, драконтовы законы имели большое историческое значение. Писанное право вносило по-рядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда.

Реформы Солона и Клисфена

К VI веку до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка.

Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному

расслоению свободного населения. В среде свободных возникает целый комплекс

противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще

удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и

ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и

средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как

противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом),

возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый

господствующий класс требовались глубокие социальные и политические

преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до

н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных

враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный,

половинчатый характер.

В это время в городе было три партии: горцы, которые хотели все

изменить; паралии, которые хотели изменить немногое; педиеи, которые не

хотели ничего изменять. Подкупленные беспристрастием Солона, все эти партии

дали ему неограниченную власть, предоставили в его распоряжение все

должности и доходы; словом, провозгласили его неограниченным властителем на

все время, нужное для устройства государства. Друзья Солона убеждали его

удержать эту власть навсегда и сделаться тираном вместо того, чтобы быть

только законодателем; но он отвечал им едкими насмешками и продолжал свою

работу.

Прежде чем мечтать об устройстве государства, нужно было искоренить

настоящее зло – долги, и остановить распространение этого зла. Солон достиг

этого, издав закон о погашении долгов (сисахфия – долговая реформа),

облегчавший уплату изменением величины процентов и номинальной цены монеты.

Другой закон возвратил свободу тем, долги которых сделали их рабами, и

отняв у кредиторов всякое право в будущем на личность должника. Благодаря

этому закону, с полей Аттики стали исчезать ограды и закладные столбы,

указывающие на поземельные долги. Солон хвалился, что очистил от долгов

афинскую землю. Сначала многие были недовольны этими законами, но впоследствии все

убедились в их мудрости. И в течение трех веков, пока существовала

афинская демократия, она ни разу не возвращалась к этой мере Солона.

Уважение к собственности так глубоко вкоренилось в умы, что никто не

осмеливался требовать прощения долгов и уменьшения цены монеты.

Спокойствие, водворившееся от этих первоначальных мер, дало Солону больше

времени и свободы для составления других законов. Он и в них внес ту же

мягкость и умеренность, стараясь согласовать нравственные правила и выгоды

материальные, и «соединить», как он сам говорил,»силу и правосудие».

Прежде всего он провозгласил общую амнистию или прощение, из которой

исключались изменники и убийцы.

Из древней конституции Солон сохранил только некоторые положения,

остальные отменил. Он начал с уничтожения законов Дракона, за исключением

тех, которые относились к убийцам. Архонтство, ареопаг и четыре трибы с их

подразделениями были оставлены. Но он дал право гражданства тем

иностранцам, которые поселились в Аттике с семьями и имуществом. Он

узаконил два главных нововведения: по первому, каждый гражданин обладал

известными правами, которые доставляло ему его звание; вторым он разделил

всё население на четыре класса по состоянию. Первый закон был вполне

демократический; второй был демократический тем, что уничтожал

потомственное дворянство, и аристократическим тем, что ставил богатых во

главе государства.

Четыре класса были организованы следующим образом. В первый входили

все граждане, обладавшие годовым доходом, по крайней мере, в 500 медимнов

пшеницы или соответственным количеством масла или вина. Они назывались

пентакосиомедимнами. Из них выбирались архонты, главные должностные лица,

предводители войска и флота.

Второй класс – всадники или гипеи – должны были иметь более 300

медимнов дохода – состояние, признанное необходимым для содержания лошади.

Этот класс поставлял кавалерию и, кроме того, ему предоставлялись

второстепенные должности.

Третий класс – зевгиты или владельцы двух мулов: их состояние

равнялось от 150 до 200 медимнов, они поставляли тяжеловооружённую пехоту и

занимали низшие должности.

Четвёртый класс – теты или подёнщики; он заключал всех тех, кто имел

менее 150 медимнов; из них набирали рекрутов для лёгкой пехоты и флота. Они

не допускались к общественным должностям и почестям, но могли участвовать в

народном собрании и судах. Это неравенство в общественном положении вознаграждалось

распределением государственных податей: четвёртый класс ничего не платил, и

это было действительным удовлетворением. Три первые класса занимали

соответственные должности и платили подать, соответствующую их состоянию;

она была так распределена, что не могла возбуждать недоразумений.

Нужно, однако, заметить, что государственные налоги взимались только в

случае необходимости; постоянные же таможенные пошлины на товары ввоза

платились как бедными, так и богатыми. По конституции Солона четыре политических учреждения руководили

управлением страны: архонты, сенат, народное собрание и ареопаг.

Архонтов было всегда девять, и подразделялись они, как и прежде. Они

исполняли также судейские обязанности, но не принимали участия в судах

присяжных, члены которых выбирались по жребию из всех трёх классов. Вступая

в должность, архонты клялись исполнять законы; оставляя её, они давали

отчёт своей деятельности в народном собрании. Пока же они были облечены

властью, их особа считалась священной. Четыреста сенаторов выбирались из трёх первых классов. Каждая

триба поставляла сто членов, избираемых сначала по большинству голосов, а

позднее по жребию; их недостатки исправлялись строгими испытаниями, которым

они подвергались, будучи ещё кандидатами. В организации афинского сената

есть одно отличие от сената спартанского, служащие яркой характеристикой

обеих республик. В Спарте сенаторы выбирались пожизненно, должны были иметь

не менее 60 лет и за решение собрания отдельные члены ответственны не были.

В Афинах назначенным возрастом являлись 30 лет; состав сената менялся

ежегодно, и члены его были ответственны; это было вполне демократично.

Сенат в Афинах составлял и обсуждал законы до представления их на

утверждение народного собрания; вел финансовые и административные дела;

обнародовал постановления, которые в течение года имели силу закона, и имел

право налагать денежные штрафы. Сенат делился на двенадцать комиссий с

одинаковым числом членов; эти комиссии назывались пританиями, и каждая из

них имела первенствующее значение в течение одного месяца, как в сенате,

так и в народном собрании. Каждая притания во время своей деятельности

отыскивала способы для удовлетворения неотложных нужд и интересов

государства. Она содержалась на средства правительства.

Народное собрание, созываемое всегда сенатом, состояло из всех

граждан, число которых колебалось между пятнадцатью и двадцатью тысячами.

Хотя город гостеприимно открывал свои ворота для иностранцев, но если кто-

нибудь из них проникал в народное собрание до получения звания гражданина,

он подвергался смертной казни, так как являлся узурпатором, т.е. незаконно

захватившим власть. Собрание начиналось жертвоприношением и молитвой; само

же заседание - чтением постановления сената, которое предлагалось на

утверждение народа; герольд приглашал взойти на трибуну тех, кто хотел дать

совет, полезный для государства. Голоса подавались поднятием руки, без

различия классов и состояния. Народное собрание утверждало законы, избирало

судей, которые должны были давать ему отчет по окончании исполнения

обязанностей, обсуждало политические дела, представленные сенатом. Словом

оно соглашалось, отвергало и исправляло. Каждый гражданин имел право

открыто высказать свое мнение перед народом, но никто, даже архонты, не

могли этого делать без посредничества сената. Каждый гражданин от 20 до 50

лет мог подавать голос в собрание, но старики имели право говорить первыми,

- слабое преимущество, даваемое старости. Впрочем, обычай был строже

правила, и обыкновенно на трибуну вступали только государственные ораторы:

10 граждан, которым было поручено, после публичного испытания, защищать

словом интересы республики. Это была одна из самых почетных и влиятельных

общественных деятельностей. Каждый гражданин имел право предать оратора

суду, если жизнь его была не вполне безукоризненна; если он был дурной сын

или плохой солдат, или, если он предлагал издать декрет, несогласный с уже

существующим законом. В последнем случае против него вели процесс по

старинны законам, и оратор или подвергался изгнанию, или на него налагали

такой штраф, который равнялся разорению. Чтобы предупредить слишком большое скопление процессов, Солон

постановил, чтобы шестидесятилетние граждане, принятые обеими партиями,

могли составлять верховный суд, решения которого считались

безапелляционными, то есть окончательными.

Ареопаг – древнее учреждение, пользовавшееся большим уважением народа,

разбирал дела по особенно важным преступлениям: убийства, отравы и измены.

Его заседания происходили на холме бога войны Арея, под открытым небом. В

члены ареопага избирались только архонты, следовательно, люди уже пожилые и

опытные в делах. Солон увеличил власть ареопага, преобразовав его в

верховный суд; он поручил ему надзор над народом, его нравами, воспитанием

и религией; дал ему право ревизовать постановления народных собраний и

возобновлять ведение дел и процессов. Члены ареопага избирались пожизненно.

Форме заседаний был придан торжественный и суровый характер. Они

происходили ночью, при свете факелов, под председательством второго

архонта. Подсудимый клялся прежде всего говорить только правду, и затем

излагал своё дело, причём рассказ должен был быть прост и, по возможности

краток; отступление, воззвания к жалости и милосердию судей строго

запрещались. Ареопагиты подавали голоса при помощи камешков, которые они

бросали или в оловянную урну милосердия, или в деревянную урну смерти.

Решение ареопага считалось неизменным, но виновному давалось право

удалиться в изгнание до исполнения приговора. Главная сила этого учреждения

заключалась в том высоком уважении, которым оно пользовалось в общественном мнении.

Возможно, что некоторые из названных учреждений были установлены до

Солона или, ещё вероятнее после него. Но даже и без особой точности в

наименовании законов Солона легко понять их общий дух: Солон, как он сам

говорил, положил конец раздражению бедных против богатых и дал каждой

партии не копье для атаки, а щит, чтобы иметь возможность укрыться и

защищаться от нападений. Солон придал больше значения брачным союзам, препятствуя тем из них,

которые имели вид покупки. Он хотел, чтобы брак представлял «тесный союз

мужа с женой, цель которого – основывать новые семейства и наслаждаться

сладостью взаимной нежности».Чтобы достигнуть этого, Солон запретил

старикам из корыстных целей жениться на богатых наследницах, а невестам

приносить мужу приданое больше трех платье и небольшого количества

недорогой домашней утвари.

Семья уважалась всеми, и никто, даже правительство, не имел право

стараться проникнуть в тайны священного семейного очага. Солон обязует

взрослого сына кормить больного отца и прежде чем избрать гражданина в

высокую должность по требованию закона., нужно было справиться, был ли он

хорошим сыном: уважал ли своих родителей при жизни чтил ли память после

смерти.

До 16 лет родители воспитывали ребенка как хотели. В 16 лет афинянин

делался учеником государства и поступал в общественный гимназиум, где до

18лет учился под надзором должностных лиц и подвергался строгой дисциплине.

В 18 лет, т.е. в год своего гражданского совершеннолетия, юноша имел

право вступить во владение родовым имением. В это же время он поступал на

военную службу.

В 20 лет – в год политического совершеннолетия – молодой человек

делался полноправным гражданином. Он принимал участие в народном собрании,

где уже пользовался правом голоса.

В 30 лет гражданин имел право поступить в сенат.

В 60 лет он оставлял военную службу и мог отдыхать.

Желая поднять промышленность страны, Солон всячески поощрял занятие

торговлей и ремеслами. По одному из солоновых законов, отец, не научивший

сына ремеслу, не имел права требовать, чтобы сын содержал и кормил его в

старости, и ареопаг, следивший за занятиями граждан, должен был

наказывать праздных; таким образом, про Афины можно сказать, что они

возвели труд в закон.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в

Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

Компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий.

Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили

полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела к установлению

тирании Писистрата, а затем его сыновей (560- 527 гг. до н.э.), которые

закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический

строй, созданный Солоном. Писистрат облегчил положение мелких

землевладельцев, предоставив им кредит. Большой размах строительства

общественных сооружений давал средства существования бедноте. Реформы Клисфена, проведенные в

509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового

строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Аттика была разделена на десять территориальных фил, каждая из

которых включала три находящиеся в разных местах территории - городскую,

прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая

структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, т.к.

на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои

рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых

традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в

политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную

организацию. На смену кровнородственному пришёл территориальный принцип

деления населения.

Клисфен упразднил Совет четырёхсот и на основе вновь созданной

территориальной организации населения учредил Совет пятисот,

формировавшийся из представителей 10 фил по 50 чел. от каждой. Совет

руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного

собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан ещё один орган –

коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учётом

территориальной организации населения: по одному представителю от каждой

филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они

оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами

Афинского государства. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые

порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая

процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное

собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц,

которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались,

собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе

(глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осуждённый

большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.

Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался

впоследствии в политической борьбе между различными группировками,

существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления гос-ва в

Древних Афинах.

Реформы Эфиальта и Перикла

На 2 половину V в. до н.э. приходится заключительный цикл политико-правовых реформ. Инициаторы Эфиальт и Перикл.Цель реформ (462 г. до н.э.):усовершенствование уже сложившегося государственного механизма Афин;дальнейшая демократизация общественного и государственного строя.

Реформы Перикла:

Придали завершенный вид государству(демократической республике).

1)отмена деления населения на имущественные разряды.обеспечение доступа всем гражданам к участию в управление гос-вом.2)введена оплата должностей членов народного собрания,чл. Совета 500,исключение коллегия 10 стратегов.3)норикон – денежн. сумма, выделяемая гражданам на посещение театра.4)увеличивает роль народного собрания в политической жизни гос-ва, практикует бесплатную раздачу хлеба неимущим гражданам.

Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав

судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право

налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному

суду (гелиэе) (462 г. до н. э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля за

должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету

пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе. Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы

было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их

полномочий. Стремясь устранить почву для коррупции, Эфиальт усложнил

систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив

демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.

Процедура, возникшая в результате реформы, предусматривала, что

магистраты должны предоставлять отчеты в течение 30 дней после завершения

их полномочий 10 логистам, избранным из числа членов Совета 500. Логисты

обязаны были проверить отчет и передать его в народный суд (гелиэю) для

ратификации или выяснения возникающих споров. После поступления отчета в

гелиэю любой гражданин полиса в течение 3-х дней мог обратиться к

официальному лицу своей трибы (эвтину) с жалобой на уходящего в отставку

магистрата. Эвтин, рассмотрев жалобу, передавал ее в соответствующую

судебную инстанцию - в гелиэю или фесмофетам. Фесмофеты, получив жалобу,

вторично выносили отчет магистрата на рассмотрение народного суда. Его

решение имело окончательную силу. Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении

сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким

образом, почти полностью был лишен политической власти.