29)Раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Особенности государственно-правового статуса обеих церквей.
Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.
Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами[1]. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.
Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквями, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).
Точка зрения западной (католической) церкви.
Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом. Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви:[2]
Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах,
Михаила неправо называют патриархом,
подобно симонианам, они продают дар Божий,
подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.
Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.
[править]
Точка зрения восточной (православной) церкви
Отлучительная грамота вряд ли могла быть названа легитимной и имеющей каноническую силу. Во-первых, грамота была написана и подписана не Папой, а кардиналом Гумбертом и другими легатами, начиналась она так: «Гумберт, милостью Божией кардинал епископ Святой Римской Церкви, Петр, архиепископ Амальфийский, Фридрих, диакон и канцлер - всем сынам Католической Церкви...»
Во-вторых, в апреле, еще до того, как переговорный процесс сколько-нибудь продвинулся вперед, Лев IX умер, а следующий папа был избран лишь через год. Следовательно, его легаты к моменту сочинения и оглашения грамоты утратили легитимность.
Реакция Патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой. Достаточно сказать, что с целью успокоения волнений было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты. Далее, на последовавшем Соборе 20 июля за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей, что, собственно, и имело место. Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись.
Событие это стало оцениваться как нечто чрезвычайно важное лишь через пару десятков лет на Западе, когда к власти пришел папа Григорий VII Гильдебранд, а кардинал Гумберт стал его ближайшим советником. Его усилиями эта история и получила необычайное значение. Потом, уже в новое время, она рикошетом из западной историографии вернулась на Восток и стала считаться датой разделения Церквей также и там. [3]
- Ответы экзамен игпзс
- 1)Государственный строй в странах Древнего Востока. Основные функции государства в условиях восточной деспотии(на примере Египта и Вавилона)
- 2)Законы Хаммурапи-памятник древневавилонского права. Регулирование имущественных и семейных отношений
- 3)Преступление и наказание, суд и процесс по законам Хаммурапи
- 4)Государственный и общественный строй Древней Индии
- 5)Общая характеристика законов Ману
- 6)Преступления и наказания по законам Ману
- 7)Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла
- 8)Демократическая республика в Афинах в 5-4 вв до н.Э. Основные черты и принципы афинской демократии
- 9)Особенности возникновения и развития государства в Спарте.
- 10) Особенности возникновения государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- 11)Государственный строй Рима в период республики. Отличия римской аристократической республики от афинской демократии.
- 12) Кризис республики и переход к монархии в Риме. Принципат и доминат. Причины распады и гибели Западной Римской империи.
- 14) Развитие источников римского права. Кодификация Юстиниана. Роль римских юристов.
- 15) Римское право по Законам хii таблиц.
- 16) Особенности общественного строя в Византии Трансформация в Византии рабовладельческого строя в феодальный.
- 17) Государственный строй Византийской империи и его развитие.
- 18) Образование державы франков и становление в ней феодального строя. Империя Карла Великого.
- 19) «Салическая правда» как памятник раннефеодального права. Особенности регулирования имущественных отношений по «Салической правде».
- 20) Преступление и наказание по «Салической правде».
- 21) Сословно-представительная монархия во Франции. Созыв Генеральных штатов. Великий «Мартовский ордонанс» 1357года.
- 22) Особенности абсолютной монархии во Франции.
- 23) Становление и развитие раннефеодальной и сеньориальной монархии в Германии. Образование «Священной римской империи германской нации».
- 24) Политический распад Германии. «Золотая булла» 1356 года. Особенности сословно-представительной монархии в Германии.
- 25)Особенности абсолютизма в немецких землях. Закрепление феодальной раздробленности в Германии Вестфальским договором 1648 года после 30-летней войны.
- 26)Основные памятники права средневековой Германии. «Каролина» 1532года.
- 27) «Великая хартия вольностей» 1215 г. И становление сословно-представительной монархии в Англии.
- 28) Общая характеристика средневекового права в Западной Европе. Его источники. Рецепция римского права. Роль канонического права. Городское право.
- 29)Раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Особенности государственно-правового статуса обеих церквей.
- 30) Абсолютизм в Англии. Источники права и правовых институтов средневековой Англии.
- 31)Возникновение государства у арабов. Государственный строй Арабского Халифата.
- 32) Источники и институты мусульманского права.