15) Римское право по Законам хii таблиц.
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями. Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и др. Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций» - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания. Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая. От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», право Таблиц называли «цивильным», то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - «квиритским». От «цивитас» происходит доныне существующий термин «цивилистика», означающий «гражданское право», совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений. 2. Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи. Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название указанных категорий. Первая называлась res mancipi (рес манципи), вторая - res пес mancipi (рес нек манципи). Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципация). Слово это происходит от manus - рука. Первоначальное образное представление о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда "манус". Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот... (предположим, раб) принадлежит мне и я купил его за эту медь». Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия. Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточно сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели чеканить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного веса. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф. Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги. Здесь выступает перед нами строгий юридический формализм, красной нитью проходящий через все законодательство Таблиц. Присутствие свидетелей, как и все другие условия манципации, - дань традиции. Они играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ее условия, свидетели обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре); кроме того, они были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществляла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабочим скотом. Ее права легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля (а затем и италийская) была коллективной собственностью и соответственно с тем называлась ager publicus (агер публикус) - общее поле. Коллективным было на первых порах и рабовладение. Такой вид собственности, который принято называть античной, возникает благодаря объединению - путем договора или завоевания - нескольких племен, избирающих местом поселения один из родовых поселков. Непременным атрибутом античной собственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частная собственность развивается в данных условиях как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Античная собственность - это «совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации». Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (possessio). Настоящая частная собственность появляется у римлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью. Каждая римская семья получала участок для обработки. Когда его не хватало, прибегали к дозволенному «захвату» никем не обрабатываемой целины. Спустя два года участок становился законным владением. Часто спрашивают, почему в число «ресманципи» не входят орудия труда -плуг, борона и пр. Дело в том, что они весьма рано перешли в частную собственность. Объясняется же это, во-первых, той индивидуализацией пользования орудиями, с которой начинается процесс возникновения частной собственности; во-вторых, сравнительной несложностью и доступностью указанных орудий. Мы видим, таким образом, примечательную картину: земля еще считается общей собственностью, и община контролирует сделки с нею, но контроль этот формален. Фактическое распоряжение ею принадлежит частному лицу. То же следует сказать о рабах и рабочем скоте. Все другие вещи - пусть даже очень дорогие - переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся в манципации» - «рее нек манципи». 3. Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn - (нексум) «кабала». По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку», .что означало заточение в оковах. Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство. Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, закон предписывал: «Пусть разрубят должника на части» (но чаще всего применялась продажа в рабство. Признавалось вместе с тем, что по выплате долга гражданин возвращал себе свободное состояние). Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты и помощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы. Римский историк Тит Ливии рассказывает, что как-то кредитор вывел на площадь старого воина-центуриона, «истощенного от бедности и худобы», в рубище. Оказалось, что разорение постигло его от войны, податей, непосильных процентов. Должник показал обезображенную побоями спину. «Видя и слыша это, народ поднял сильный крик. Должники в оковах и без оков бросаются на улицу, умоляя квиритов о защите».
- Ответы экзамен игпзс
- 1)Государственный строй в странах Древнего Востока. Основные функции государства в условиях восточной деспотии(на примере Египта и Вавилона)
- 2)Законы Хаммурапи-памятник древневавилонского права. Регулирование имущественных и семейных отношений
- 3)Преступление и наказание, суд и процесс по законам Хаммурапи
- 4)Государственный и общественный строй Древней Индии
- 5)Общая характеристика законов Ману
- 6)Преступления и наказания по законам Ману
- 7)Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла
- 8)Демократическая республика в Афинах в 5-4 вв до н.Э. Основные черты и принципы афинской демократии
- 9)Особенности возникновения и развития государства в Спарте.
- 10) Особенности возникновения государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- 11)Государственный строй Рима в период республики. Отличия римской аристократической республики от афинской демократии.
- 12) Кризис республики и переход к монархии в Риме. Принципат и доминат. Причины распады и гибели Западной Римской империи.
- 14) Развитие источников римского права. Кодификация Юстиниана. Роль римских юристов.
- 15) Римское право по Законам хii таблиц.
- 16) Особенности общественного строя в Византии Трансформация в Византии рабовладельческого строя в феодальный.
- 17) Государственный строй Византийской империи и его развитие.
- 18) Образование державы франков и становление в ней феодального строя. Империя Карла Великого.
- 19) «Салическая правда» как памятник раннефеодального права. Особенности регулирования имущественных отношений по «Салической правде».
- 20) Преступление и наказание по «Салической правде».
- 21) Сословно-представительная монархия во Франции. Созыв Генеральных штатов. Великий «Мартовский ордонанс» 1357года.
- 22) Особенности абсолютной монархии во Франции.
- 23) Становление и развитие раннефеодальной и сеньориальной монархии в Германии. Образование «Священной римской империи германской нации».
- 24) Политический распад Германии. «Золотая булла» 1356 года. Особенности сословно-представительной монархии в Германии.
- 25)Особенности абсолютизма в немецких землях. Закрепление феодальной раздробленности в Германии Вестфальским договором 1648 года после 30-летней войны.
- 26)Основные памятники права средневековой Германии. «Каролина» 1532года.
- 27) «Великая хартия вольностей» 1215 г. И становление сословно-представительной монархии в Англии.
- 28) Общая характеристика средневекового права в Западной Европе. Его источники. Рецепция римского права. Роль канонического права. Городское право.
- 29)Раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Особенности государственно-правового статуса обеих церквей.
- 30) Абсолютизм в Англии. Источники права и правовых институтов средневековой Англии.
- 31)Возникновение государства у арабов. Государственный строй Арабского Халифата.
- 32) Источники и институты мусульманского права.