32) Источники и институты мусульманского права.
Учение об источниках относится к числу наиболее разработанных в науке мусульманского права и отличается большим своеобразием. Как уже отмечалось, мусульманские исследователи выделяет в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и сунны (собрания имеющих правовое значение преданий — хадисов — о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), а вторую — нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения (иджма) наиболее авторитетных (правоведов — муджтаждов и факихов — и умозаключения по аналогии (кийас). В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране. Для характеристики Корана как источника мусульманского права важно иметь в виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Что же касается немногочисленных конкретных правил поведения, то большинство их возникло по частным случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на заданные ему вoпросы. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуальное происхождение С середины VIII в , когда в халифате начали складываться основные школы мусульманскою права, наступил новый этап формирования мусульманско-правовой науки — «период кодификации и имамов — основателей толков (махабов)», который длился около двух с половиной столетий и стал эпохой зрелости, «золотым векам» в развитии мусульманского права. Главным его итогом явилось возникновение различных направлений в толковании Корана и сунны, каждое из которых относительно автономно разрабатывало собственную систему правовых норм. Такое положение в конечном счете объяснялось историческими истоками мусульманского права — особенностями материальных и культурных условий его становления и развития. Основная объективная причина заключалась в заметных социально-экономических различиях районов огромного арабского халифата, где должно было действовать мусульманское право. Среди факторов идеологического порядка большое значение имело то, что, как уже отмечалась, основополагающие источники закрепили немного правил поведения, ставших правовыми Особое значение доктрины для развития мусульманского права объяснялось не только пробельностью и противоречивостью Корана и сунны, но и тем обстоятельством, что большинство содержащихся в них норм считались (имеющими божественное происхождение, а значит — вечными и неизменными. Поэтому теоретически они не могли быть просто отброшены и заменены нормативно-правовыми актами государства. В этих условиях мусульманские правоведы, исходя из предположения, что в основополагающих «источниках» имеются ответы абсолютно на все вопросы и задача сводится лишь к тому, чтобы их найти, разработали разнообразные приемы «извлечения» новых норм для решения вопросов, не урегулированных прямо Кораном и сунной. Мусульманское право потому и смогло выполнить свою историческую миссию, что не сводилось к немногочисленным предписаниям Корана и противоречивым хадисам, а опиралось на них в самых общих чертах как на свою идейно-теоретическую базу, черпая конкретное содержание из трудов юристов. Если первоначально не существовало строгих правил формулирования новых правил поведения, то впоследствии они были разработаны. Причем каждый из мусульманско-правовых толков создал свой набор методов юридической техники, позволявших вводить в оборот новые нормы в случае молчания основополагающих источников. Характерная особенность подобного пути развития нормативного содержания заключалась в том, что различные школы мусульманского права, используя собственные приемы, приходили в сходных ситуациях к несовпадающим решениям. Доктринальная разработка нормативного состава мусульманского права теоретически базировалась на уже упоминавшемся принципе свободы иджтихада. Практически он означал введение правоведами нескольких разновидностей норм. Прежде всего, толкуя общие предписания-ориентиры Корана и сунны, они придавали им юридический характер, формулировали на их основе конкретные судебные решения. Кроме того, со ссылкой на «необходимость», «интересы» общины, «пользу», изменение обычая или «основания» нормы они заменяли отдельные конкретные предписания Корана и сунны новыми правилами поведения. Иджтихад означал также возможность выбора среди противоречивых конкретных предписаний сунны и индивидуальных решений сподвижников пророка наиболее подходящего для данного дела. Наконец, в случае молчания указанных источников правоведы создавали новые нормы с помощью разнообразных логических приемов, которые мусульманско-правовая наука и называет «рациональными» источниками мусульманского права.
- Ответы экзамен игпзс
- 1)Государственный строй в странах Древнего Востока. Основные функции государства в условиях восточной деспотии(на примере Египта и Вавилона)
- 2)Законы Хаммурапи-памятник древневавилонского права. Регулирование имущественных и семейных отношений
- 3)Преступление и наказание, суд и процесс по законам Хаммурапи
- 4)Государственный и общественный строй Древней Индии
- 5)Общая характеристика законов Ману
- 6)Преступления и наказания по законам Ману
- 7)Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла
- 8)Демократическая республика в Афинах в 5-4 вв до н.Э. Основные черты и принципы афинской демократии
- 9)Особенности возникновения и развития государства в Спарте.
- 10) Особенности возникновения государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- 11)Государственный строй Рима в период республики. Отличия римской аристократической республики от афинской демократии.
- 12) Кризис республики и переход к монархии в Риме. Принципат и доминат. Причины распады и гибели Западной Римской империи.
- 14) Развитие источников римского права. Кодификация Юстиниана. Роль римских юристов.
- 15) Римское право по Законам хii таблиц.
- 16) Особенности общественного строя в Византии Трансформация в Византии рабовладельческого строя в феодальный.
- 17) Государственный строй Византийской империи и его развитие.
- 18) Образование державы франков и становление в ней феодального строя. Империя Карла Великого.
- 19) «Салическая правда» как памятник раннефеодального права. Особенности регулирования имущественных отношений по «Салической правде».
- 20) Преступление и наказание по «Салической правде».
- 21) Сословно-представительная монархия во Франции. Созыв Генеральных штатов. Великий «Мартовский ордонанс» 1357года.
- 22) Особенности абсолютной монархии во Франции.
- 23) Становление и развитие раннефеодальной и сеньориальной монархии в Германии. Образование «Священной римской империи германской нации».
- 24) Политический распад Германии. «Золотая булла» 1356 года. Особенности сословно-представительной монархии в Германии.
- 25)Особенности абсолютизма в немецких землях. Закрепление феодальной раздробленности в Германии Вестфальским договором 1648 года после 30-летней войны.
- 26)Основные памятники права средневековой Германии. «Каролина» 1532года.
- 27) «Великая хартия вольностей» 1215 г. И становление сословно-представительной монархии в Англии.
- 28) Общая характеристика средневекового права в Западной Европе. Его источники. Рецепция римского права. Роль канонического права. Городское право.
- 29)Раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Особенности государственно-правового статуса обеих церквей.
- 30) Абсолютизм в Англии. Источники права и правовых институтов средневековой Англии.
- 31)Возникновение государства у арабов. Государственный строй Арабского Халифата.
- 32) Источники и институты мусульманского права.