11)Государственный строй Рима в период республики. Отличия римской аристократической республики от афинской демократии.
В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса
Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики -
период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к
значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового
положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе
сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы
Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов.
Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось
существованием их коллективной собственности на землю и рабов,
принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность
на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к
отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не
ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.
Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую
верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких
производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство
общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии. В
силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между
крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами
обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла
основное содержание истории Римской республики. Только со временем
противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.
Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами -
свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими
статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала
право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности.
В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в
имущественных правоотношениях.
Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и
эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так,
после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во
II-I вв. до н.э. - более полумиллиона (число римских граждан, имевших
имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как
источник рабства имела широко развившаяся работорговля - покупка рабов за
границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их
естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что
несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда
в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода
республики получает распространение и самопродажа в рабство.
Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась
большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и
государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно
ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального
рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь
домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного,
основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета
республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное
рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких
свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных
рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских
ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше.
Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров,
скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и
стать вольноотпущенниками.
Государственный строй.Органы государственного управления.
В период республики организация власти была достаточно проста и
некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени
возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков
существования республики размеры государства значительно увеличились. Но
это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-
прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление
громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало
эффективность управления и стало со временем одной из причин падения
республиканского строя.
В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике
сочетались аристократические и демократические черты, при существенном
преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной
богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и
взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные
собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами
власти римского народа и были олицетворением свойственной полису
демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат
и магистраты - органы реальной власти нобилитета.
В Римской республике существовали три вида народных собраний -
центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря
своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических
и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до
н.э. с расширением Пределов государства и увеличением числа свободных
изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал
выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было
доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же
сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше
граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья
численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну
центурию.
В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание
высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров),
объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в
зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на
плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была
ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.)
и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские
собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они
получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в
политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому
времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами
всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться
в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих
собраниях.
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение.
Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и
в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии -
ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных
лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они
же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению.
Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по
ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено
тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для
голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то
обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и
избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали
утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было
отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов,
выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность
собрания.
Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат.
Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до
н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не
избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан
по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из
представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие
государственные должности. Это делало сенат органом верхушки
рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных
граждан.
Формально сенат был совещательным органом, и его постановления
назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как
указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а
затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии
предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же
образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц
(вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль
играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна
государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые
расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной
безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели
внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное
собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же
разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.
Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание
рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Отличия римской аристократической республики от афинской демократии.
509 г. до н.э. – установление республиканского строя после изгнания
Тарквиния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она
почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась.
Сочетались аристократические и демократические черты. Высшим государственным органом считается – народное собрание. У
народного собрания было три вида – комиций (от лат. соmitia – сходка); –
куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые
могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали
в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым,
тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода.
В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с
III в. до н.э. – предварительно рассматривал вопросы повестки комиций.
Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась
в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и
магистратами.
Сенат – контролировал и руководил деятельностью народного собрания в
нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой
срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5
лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших
магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими
магистратами считались –цензоры, консулы и преторы. Все магистраты
избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и
консула во время ведения военных действий).
Власть магистратов: высшая (военная власть, право заключать перемирие,
созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать
приказы и понуждать к их исполнению, право суд и назначения наказания – у
диктатора, консула и претора; диктатор мог приговорить к смертной казни без
права на обжалование, консул – его приговор мог быть оспорен в центуриатном
собрании; претор не мог) и общая (право отдавать распоряжения и налагать
штрафы за их неисполнение). Преторы – исполняли судебную власть. Преторы (городской и перегринский)
руководили судопроизводством (с IV в.), толковали право (с III–II вв.). 2
цензора избирались на 5 лет, они составляли списки граждан для
распределения их по трибам и разрядам, наблюдали за нравственностью и
издавали соответствующие эдикты. Армия – народное ополчение, которое формировалось по разрядам: центурии
(командовали центурионы); легионы (командовали военные трибуны); отряды
конницы (командовали декурионы).
Афинская демократия
юбой гражданин имел право (считалось даже, что все граждане, движимые заботой об интересах общества, обязаны) участвовать в работе суверенного собрания. Разработка повестки дня собрания и повседневное руководство городом осуществлялись советом; судебные и аудиторские функции — большим жюри. Членство как в совете, так и в жюри предоставлялось по жребию. Любой гражданин имел равные шансы быть сегодня правителем Афин, а завтра — верховным судьёй. Первый идеолог демократии, Перикл, отстаивал эту форму правления на том основании, что она способствует проявлению терпимости и гражданственности. Он ввёл плату за работу в жюри, которая равнялась примерно дневному доходу работника. Позднее такой порядок был распространён на членов совета и ассамблеи. Как отмечал Аристотель, это дало возможность участвовать в работе ассамблеи бедным. Подобно Платону и Фукидиду, Аристотель был против демократической формы правления; все трое они считали её не защищённой от невежественных демагогов и способствующей экспроприации собственников. Однако остаток восторженного отношения к демократии сохранился в слове, которое мы заимствовали у греков, — на древнегреческом языке idiotes означало «частные граждане». Серьёзное обсуждение вопроса о возрождении афинской демократии как возможной модели государственного устройства не возобновлялось вплоть до нашего времени. Сейчас, когда компьютерная технология сняла все препятствия на пути широкого участия людей в принятии решений, этот феномен начали исследовать в качестве вероятной жизнеспособной альтернативы представительной демократии.
- Ответы экзамен игпзс
- 1)Государственный строй в странах Древнего Востока. Основные функции государства в условиях восточной деспотии(на примере Египта и Вавилона)
- 2)Законы Хаммурапи-памятник древневавилонского права. Регулирование имущественных и семейных отношений
- 3)Преступление и наказание, суд и процесс по законам Хаммурапи
- 4)Государственный и общественный строй Древней Индии
- 5)Общая характеристика законов Ману
- 6)Преступления и наказания по законам Ману
- 7)Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла
- 8)Демократическая республика в Афинах в 5-4 вв до н.Э. Основные черты и принципы афинской демократии
- 9)Особенности возникновения и развития государства в Спарте.
- 10) Особенности возникновения государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
- 11)Государственный строй Рима в период республики. Отличия римской аристократической республики от афинской демократии.
- 12) Кризис республики и переход к монархии в Риме. Принципат и доминат. Причины распады и гибели Западной Римской империи.
- 14) Развитие источников римского права. Кодификация Юстиниана. Роль римских юристов.
- 15) Римское право по Законам хii таблиц.
- 16) Особенности общественного строя в Византии Трансформация в Византии рабовладельческого строя в феодальный.
- 17) Государственный строй Византийской империи и его развитие.
- 18) Образование державы франков и становление в ней феодального строя. Империя Карла Великого.
- 19) «Салическая правда» как памятник раннефеодального права. Особенности регулирования имущественных отношений по «Салической правде».
- 20) Преступление и наказание по «Салической правде».
- 21) Сословно-представительная монархия во Франции. Созыв Генеральных штатов. Великий «Мартовский ордонанс» 1357года.
- 22) Особенности абсолютной монархии во Франции.
- 23) Становление и развитие раннефеодальной и сеньориальной монархии в Германии. Образование «Священной римской империи германской нации».
- 24) Политический распад Германии. «Золотая булла» 1356 года. Особенности сословно-представительной монархии в Германии.
- 25)Особенности абсолютизма в немецких землях. Закрепление феодальной раздробленности в Германии Вестфальским договором 1648 года после 30-летней войны.
- 26)Основные памятники права средневековой Германии. «Каролина» 1532года.
- 27) «Великая хартия вольностей» 1215 г. И становление сословно-представительной монархии в Англии.
- 28) Общая характеристика средневекового права в Западной Европе. Его источники. Рецепция римского права. Роль канонического права. Городское право.
- 29)Раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Особенности государственно-правового статуса обеих церквей.
- 30) Абсолютизм в Англии. Источники права и правовых институтов средневековой Англии.
- 31)Возникновение государства у арабов. Государственный строй Арабского Халифата.
- 32) Источники и институты мусульманского права.