logo
Otvety_ekzamen_IGPZS

11)Государственный строй Рима в период республики. Отличия римской аристократической республики от афинской демократии.

В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса

Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики -

период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к

значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового

положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе

сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы

Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов.

Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось

существованием их коллективной собственности на землю и рабов,

принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность

на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к

отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не

ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую

верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких

производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство

общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии. В

силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между

крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами

обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла

основное содержание истории Римской республики. Только со временем

противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами -

свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими

статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала

право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности.

В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в

имущественных правоотношениях.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и

эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так,

после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во

II-I вв. до н.э. - более полумиллиона (число римских граждан, имевших

имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как

источник рабства имела широко развившаяся работорговля - покупка рабов за

границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их

естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что

несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда

в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода

республики получает распространение и самопродажа в рабство.

Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась

большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и

государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно

ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального

рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь

домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного,

основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета

республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное

рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких

свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных

рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских

ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше.

Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров,

скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и

стать вольноотпущенниками.

Государственный строй.Органы государственного управления.

В период республики организация власти была достаточно проста и

некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени

возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков

существования республики размеры государства значительно увеличились. Но

это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-

прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление

громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало

эффективность управления и стало со временем одной из причин падения

республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике

сочетались аристократические и демократические черты, при существенном

преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной

богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и

взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные

собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами

власти римского народа и были олицетворением свойственной полису

демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат

и магистраты - органы реальной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных собраний -

центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря

своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических

и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до

н.э. с расширением Пределов государства и увеличением числа свободных

изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал

выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было

доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же

сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше

граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья

численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну

центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание

высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров),

объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в

зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на

плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была

ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.)

и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские

собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они

получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в

политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому

времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами

всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться

в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих

собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение.

Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и

в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии -

ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных

лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они

же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению.

Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по

ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено

тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для

голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то

обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и

избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали

утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было

отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов,

выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность

собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат.

Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до

н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не

избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан

по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из

представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие

государственные должности. Это делало сенат органом верхушки

рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных

граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления

назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как

указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а

затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии

предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же

образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц

(вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль

играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна

государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые

расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной

безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели

внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное

собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же

разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание

рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Отличия римской аристократической республики от афинской демократии.

509 г. до н.э. – установление республиканского строя после изгнания

Тарквиния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она

почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась.

Сочетались аристократические и демократические черты. Высшим государственным органом считается – народное собрание. У

народного собрания было три вида – комиций (от лат. соmitia – сходка); –

куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые

могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали

в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым,

тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода.

В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с

III в. до н.э. – предварительно рассматривал вопросы повестки комиций.

Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась

в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и

магистратами.

Сенат – контролировал и руководил деятельностью народного собрания в

нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой

срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5

лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших

магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими

магистратами считались –цензоры, консулы и преторы. Все магистраты

избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и

консула во время ведения военных действий).

Власть магистратов: высшая (военная власть, право заключать перемирие,

созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать

приказы и понуждать к их исполнению, право суд и назначения наказания – у

диктатора, консула и претора; диктатор мог приговорить к смертной казни без

права на обжалование, консул – его приговор мог быть оспорен в центуриатном

собрании; претор не мог) и общая (право отдавать распоряжения и налагать

штрафы за их неисполнение). Преторы – исполняли судебную власть. Преторы (городской и перегринский)

руководили судопроизводством (с IV в.), толковали право (с III–II вв.). 2

цензора избирались на 5 лет, они составляли списки граждан для

распределения их по трибам и разрядам, наблюдали за нравственностью и

издавали соответствующие эдикты. Армия – народное ополчение, которое формировалось по разрядам: центурии

(командовали центурионы); легионы (командовали военные трибуны); отряды

конницы (командовали декурионы).

Афинская демократия

юбой гражданин имел право (считалось даже, что все граждане, движимые заботой об интересах общества, обязаны) участвовать в работе суверенного собрания. Разработка повестки дня собрания и повседневное руководство городом осуществлялись советом; судебные и аудиторские функции — большим жюри. Членство как в совете, так и в жюри предоставлялось по жребию. Любой гражданин имел равные шансы быть сегодня правителем Афин, а завтра — верховным судьёй. Первый идеолог демократии, Перикл, отстаивал эту форму правления на том основании, что она способствует проявлению терпимости и гражданственности. Он ввёл плату за работу в жюри, которая равнялась примерно дневному доходу работника. Позднее такой порядок был распространён на членов совета и ассамблеи. Как отмечал Аристотель, это дало возможность участвовать в работе ассамблеи бедным. Подобно Платону и Фукидиду, Аристотель был против демократической формы правления; все трое они считали её не защищённой от невежественных демагогов и способствующей экспроприации собственников. Однако остаток восторженного отношения к демократии сохранился в слове, которое мы заимствовали у греков, — на древнегреческом языке idiotes означало «частные граждане». Серьёзное обсуждение вопроса о возрождении афинской демократии как возможной модели государственного устройства не возобновлялось вплоть до нашего времени. Сейчас, когда компьютерная технология сняла все препятствия на пути широкого участия людей в принятии решений, этот феномен начали исследовать в качестве вероятной жизнеспособной альтернативы представительной демократии.