logo
Otvety_ekzamen_IGPZS

4)Государственный и общественный строй Древней Индии

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет

тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро.

Первыми жителями древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов

сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни,

языком, верованиями, культурой. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в

его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов.

Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики

древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было

наличие государственного законодательства ,направленного на ограничение

произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей

без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его

кастовое положение. Индийские рабы могли иметь семьи, собственность ,право на

наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь

рабом ,не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Таким образом, особенность древнеиндийского рабства является его

неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохранять

значительные пережитки первобытно - общинного строя. Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I

тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так

называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие

государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы

государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль

играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых

политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой

кшатриев.

Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи

выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность,

вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей

храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.

В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со

временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При

выборных монархах вся полнота правления сосредотачивалась в руках совета

старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных

органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в

совещательный орган при монархе - паришад. Но зависимость правителей от

брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и

соперничество между представителями правящих варн, была неизменной.

Примерно в IX - VIII веках до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных

государств возникают первые более или менее крупные государства, которые

ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства

кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили

заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведут свое начало традиции слабых и кратковременных

государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в

упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной

власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических

причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости

общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда

определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным

следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека

была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной

власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской

общины и ее натуральным хозяйством, с патриархально-межкастовыми

взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами,

получившая название «джаджмани».

Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III

тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного

производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение

населения. Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индо-

арийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов

Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до

наших времен свои культурные ценности цивилизаций Востока.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к

следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I

тысячелетия до н.э. - до I века н.э.), периоду складывания и существования

самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке

государственного образования - империи Маурьев.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего

могущества это государство достигло в IV - III вв. до н.э. при династии

Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана.

Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии

древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических

событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению

различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок.

В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов,

получивших развитие в последующий период. Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти.

Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень

строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником

престола. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во

главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали

особым статусом, в частности немалой автономией. Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции

(джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей

провинциального управления являлась деревня. Во главе джанапад стояли крупные

государственные чиновники - раджуки. В главных городах округа имелись

канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.

Между тем империя маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших

на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат

управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до

н.э. Индия распалась на множество государственных образований.

Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического

строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная

часть населения - свободные землевладельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в остальных районах

империи еще существовали примитивные родовые общины. В течении долгого

времени общины были изолированные друг от друга, но постепенно эта

ограниченность и замкнутость нарушалась.

Среди литературных памятников этого периода особое место занимает

древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье,

советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд

религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и

дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название

«Законы Ману».

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III веке до н.э. в период

правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная

восточная монархия.

Империя складывалась не только в результате войн, но и в результате так

называемого морального завоевания - распространения религиозно-культурного

влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны.

Относительная централизованность держалась не только на военной силе Маурьев,

но и на проводимой ими гибкой политике объединения страны..

В империи Маурьев - сложном политическом образовании - не прекращалась

борьба двух тенденций : к установлению единодержавного правления и к

сепаратизму, раздробленности. Последняя в конечном счете и побеждает. В силу

этого нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации государства,

несмотря на картину «идеального» всеохватывающего правления, нарисованную в

Артхашастре. Сохранение государственного единства требовало твердого государственного

управления.

Специальная группа царских чиновников была связана, например, с организацией

управления царским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны.

Артхашастра упоминает чиновников, призванных надзирать за царскими

пастбищами, за гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей,

судостроением и пр. С регулированием экономической жизни страны была связана

деятельность специальных категорий чиновников (адхьякша), среди которых

особое место занимали чиновники финансового ведомства, ведавшие сбором

налогов, государственной казной. Выделялась также особая группа чиновников,

следившая за снабжением армии. Среди других высших чиновников особое место

занимали главный судья, юридический советник царя и советник царя по делам

культа, воспитатель его сыновей, верховный придворный жрец (пурохита).

Наряду с назначением чиновников царской властью существовала практика

передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая

система. Для придания должной эффективности государственному аппарату Маурьи

создали сеть контрольных, надзорных должностей, инспектирующих чиновников -

шпионов, царских тайных агентов, которых царь «принимал и днем и ночью».

Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное деление и

связанная с ним система местного управления. В период создания Законов ману в Индии уже хорошо понимали разницу между

собственностью и владением при этом. Законы указывают 7 возможных способов

возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или

находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а так же

получение милостыни. Среди основных видов собственности Законы называют

землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь

получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен,

защищающий население страны. За незаконное присвоение чужой собственности

(чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю

объявляли вором. Обязательственные отношения получили в законах ману довольно тщательную

разработку. В основном в Законах говориться об обязательствах из договоров.

Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа.

Существовали так же договор аренды земли, договор купли-продажи, договор

дарения и т.д. Для древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж.

Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял

собой имущественную сделку ,в результате которой муж покупал себе жену и она

становилась его собственностью. Законы ману определяют положение женщины

следующим образом : в детстве ей полагалось быть под властью отца, в

молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей, ибо "женщина ни

когда непригодна для самостоятельности". Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена не могла покинуть

семью, даже если муж ее продал и оставил. За измену жена подвергалась

страшным карам, вплоть до смертной казни.