logo search
КРР

32. Отличительные черты культуры республики Карачаево-Черкесии.

Республика в составе РФ, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Столица - город Черкесск. Образована 12 января 1922 года.

Карачаево-Черкесия – многонациональная республика, основные языки - карачаевский, черкесский, абазинский, ногайский, русский. На этих языках ведется телерадиовещание, издаются газеты и журналы. 

Большая часть населения Карачаево-Черкесии исповедует ислам суннитского толка. На территории современной Карачаево-Черкесии ислам начинает устойчиво развиваться в XVI—XVII вв. Уже в XVIII в. господствуют феодальные отношения, а патриархально-общинный уклад сохраняется как пережиток. В этот период здесь утвердилась ханифитская школа - «мазхаб» суннитского богословия. Однако вплоть до XIX в. в верованиях сохраняется сложный синтез христианства (распространяется из Византии, в X веке), ислама и дохристианских традиций. Окончательная исламизация происходит в середине XIX.  В республике активно идёт строительство новых культовых зданий, строятся новые мечети, христианский собор, растет число мусульманских общин, появляются новые религиозные учебные заведения. В последний период, наблюдается некоторое усиление фундаменталистических течений в исламе. 

В истории черкесов и карачаевцев, как и других народов Кавказа, трагическими оказались годы Кавказской войны, которая унесла множество человеческих жизней. Были сожжены селения, царские командиры принуждали местных жителей подчиняться чуждым для них законам, переселяли в неблагоприятные для проживания места. 21 мая 1864 года после столетней кровопролитной войны русские войска захватили урочище Кбаада, считавшиеся в тот момент оплотом черкесского сопротивления. Этот день официально считается датой окончания Кавказской войны. По окончанию Русско-кавказской войны черкесы, карачаевцы и другие кавказские народы были выселены в Османскую Империю. В процессе выселения погибло несколько сотен тысяч людей.

Народное прикладное искусство карачаевцев и черкесов представляют историческую, художественную и эстетическую ценность. Это произведения золотошвейного искусства, кузнечного и камнерезного дела с богатством их орнаментальных форм, непререкаемым совершенством художественного опыта, изготовление резной деревянной посуды, тиснение и аппликация по коже, резьба по дереву, плетение циновок из болотной травы чий и др. Черкесское искусство славится ювелирными изделиями, изготовлением оружия. Особой красотой отличаются карачаевские войлочные ковровые изделия кийизам.

Фольклор характерезуется богатством и разнообразием форм: сказания, исторические, трудовые, героические, сатирические, любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки. Богатое и разнообразное традиционное хореографическое искусство. Наряду с общекавказскими танцами распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы - голлу, сандракъ, тепене, тeгерек и другие. Древние танцы карачаевцев носят синкретический характер, где танец тесно связан с песней, музыкой, драмой,молитвой,реквизитом.  Традиционные музыкальные инструменты - тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь.  черкесы В фольклоре центральное место занимают: эпос, сказания на общеадыгские сюжеты. Развито искусство сказителей и исполнителей песен «джегуаки». Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни.  Традиционные музыкальные инструменты — скрипка (щичапщина), бжамей (свирель), пхацыч (ударный инструмент), различные бубны, на которых играли руками и палочками. Гармошка имеет корни из Германии, на ней играют главным образом женщины, на остальных инструментах — мужчины. 

33. Своеобразие культуры республик Ингушетия и Чечня.

Республика в составе РФ. Входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Столица – город Грозный. Граничит: на западе — с Ингушетией, на северо-западе — с Северной Осетией и Ставропольским краем, на северо-востоке и востоке — с Дагестаном, на юге — с Грузией. Согласно изменениям в Конституции Российской Федерации образована 10 декабря 1992 года.

Абсолютное большинство населения составляют чеченцы (95,5 %), проживают также русские, кумыки, аварцы, ногайцы, ингуши. До депортации чеченцев и последующего их возвращения в северных районах республики русские и русскоязычные (терские казаки) составляли абсолютное большинство населения, в городе Грозном и бассейне Сунжи их количество также было значительно.

Господствующая религия — ислам суннитского толка.

Согласно Конституции Чечни, официальных языков в республике два — чеченский и русский.

ля образцов чеченского музыкального народного творчества характерны диатонический склад, сопоставление гармоний соседних ступеней, кварто-квинтовые и секундо-квинтовые созвучия, 2- и 3-голосие в хоровых и инструментальных произведениях. Хроматизмы и увеличенные секунды в мелодиях отсутствуют. Ритмика остра, часто встречаются смена размеров и чередование триолей с чётным ритмическим делением, особенно в танцевальных мелодиях (чаще всего — лезгинка). Народные мелодии отличаются разнообразием жанров. Это героико-эпические песни — илли, иллеш (часто в форме речитатива), исполняемые мужчинами. К хоровым песням мужчин относится назма (обычно 2- и 3-голосные); к лирическим женским и девичьим — эшарш, халхаран йиш, имеющие много местных вариантов. Среди инструментальных наигрышей — ладуга йиш. Народные инструменты: дечиг-пондур (струнно-щипковый), атух-пондур (струнно-смычковый); духовые — шедаг (свирель), зурна, маа (из рога); ударные — вота (двухсторонний барабан), жиргиа (бубен); цузам (из гусиного пера со скрипучим звуком); широкое распространение получила восточная гармоника.

Республика Ингушетия входит в состав РФ и Северо-Кавказский федеральный округ. Столица-город Магас. Название республики происходит от русского наименования населения (ингуши — от названия села Ангушт) и от грузинского суффикса -ети, что в сумме означает «место где живут ингуши». Этот этноним получил своё распространение с XVIII века. С I тысячелетия до нашей эры на территории современной Ингушетии распространена Кобанская культура, получившая своё название по аулу Кобан (Тагаурское ущелье, Северная Осетия), где были найдены древнейшие археологические памятники. Антропологически носители кобанской культуры являлись представителями кавкасионского типа, а наиболее близкой к кобанской является колхидская культура.

В марте 1770 года Ингушетия вошла в состав Российской империи.

Благодаря договору 1810 года между российской администрацией и влиятельными ингушскими фамилиями, за последними признавалось право пользования землями по правому берегу реки Терек и до Терского хребта.

Согласно этому договору, ингуши были обязаны выставлять для борьбы с врагами России полностью экипированные отряды численностью не менее 1000 человек, сообщать о нападениях на крепости, передавать российским властям представителей враждебных групп, обеспечивать беспрепятственный проход российских войск через селения; кроме того, накладывались ограничения на переселение в другое место. В случае нарушения данных обязательств нарушившие договор ингуши объявлялись «изменниками и бунтовщиками» и российские командование было вправе поступать с ними, как и с неприятелями.

В этом же году была заложена крепость Назрань. Она неоднократно перестраивалась и укреплялась — в 1817 и 1832 годах.

Таким образом, к первой трети XIX века миграционные процессы в основном, завершились. Ингуши принимали участие в Кавказской войне на стороне имама Шамиля, особенно активно участвовали орстхойцы (жители восточной части Ингушетии). Некоторое время существовали два вилайета исламского государства Шамиля — Арштинский и Галашкинский.

Согласно Конституции, официальных языков в республике два — ингушский и русский.

Мемориальный комплекс жертвам репрессий — основан в феврале 1997 года. В основе экспозиции — материалы (картины, фотографии, документы) о депортации 1944 года и осетино-ингушском конфликте 1992 года. Комплекс построен в виде девяти горских башен, совмещённых вместе и отражающих историю народа Ингушетии.

Памятники архитектуры

Храм Тхаба-Ерды — памятник архитектуры, возникший около VIII—IX веков. По мнению автора проекта реставрации Л. А. Химсашвили сооружение несколько раз видоизменялось и до нашего времени дошёл вид XIV—XVI веков. Карнизы и арки храма украшены различными узорами — растительной плетёнкой, широко распространённой в грузинской архитектуре видом орнамента. Храм имеет много характерных черт (таких как, интерьер, разделение стрельчатыми арками, барельеф восточной стены характер кладки и другие), свойственных культовым сооружениям горной Ингушетии. Крыша храма ранее была двускатная и состояла из шиферного сланца и нескольких каменных плит. Являясь самым большим сооружением подобного рода в горной Ингушетии, храм Тхаба-Ерды представляет сочетание архитектуры культовых зданий ингушского и грузинского зодчества. Храм долгое время являлся главным культовым сооружением горной Ингушетии, её духовным и культурным центром.

Мавзолей Борга-Каш (ингуш. БоргІа-Каш) — один из самых ранних сохранившихся мусульманских памятников в Ингушетии. Мавзолей Борга-Каш является памятником истории и культуры федерального значения и находится под охраной государства. Расположен на северо-западной окраине Плиевского муниципального округа Назрани, на левом берегу реки Сунжи, на склоне холма, являющегося отрогом Сунженского хребта (высота над уровнем моря 652 м), известного в Ингушетии как гора Шейха. Внешне мавзолей представляет собой куб правильной формы с куполом в форме полушария. Имеет вход в виде арки.

Святилище Мятцил — одно из трёх культовых сооружений, расположенных на горе Мат-лом. Имеет прямоугольное основание и ступенчатую двускатную крышу, с боковых сторон — два входа-арки.

Селение Вовнушки — башенные постройки XVI—XVII вв., комплекс сооружений, входящий в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

Селение Мецхал — комплекс сооружений башенного типа, расположенный на отроге горы Мат-лом. Этот башенный комплекс был административным и культурно-экономическим центром поздне-средневекового Джейрахско-Мецхальского горно-ингушского общества.

Селение Эрзи — Эрзи (в переводе означает «орёл») насчитывает несколько десятков жилых и боевых башен, сложенных из валунов и поставленных непосредственно на материк. Боевые башни в высоту достигают 25-30 метров при ширине стен у подножия до 6 метров.

Театры: Государственный драматический театр им. И. М. Базоркина, Государственный русский музыкально-драматический театр «Современник», Ингушский театр юного зрителя.

Ингушская музыка наиболее родственна и близка чеченской. Жанры ингушского музыкального фольклора подразделяются на три вида: самостоятельная инструментальная музыка (ингуш. ладугІа йиш), музыка для танцев, шествий, джигитовки и т. д. (ингуш. халхара йиш) и вокальная музыка (ингуш. илли, этот жанр присутствует также в чеченской музыке). Илли — один из традиционных вокальных жанров, представляющий собой определённые напевы песен на героическую, эпическую, военную тематику. Исполнитель илли называется илланча, иллиалархо, ашархо. Обычно илли исполняется под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента (на котором играет обычно сам исполнитель). Другие жанры вокальной песни — ашараш — песни с закреплённым текстом, йиш — застольные, ага илли — колыбельные песни, в которых исполнитель обычно импровизирует. Традиционные музыкальные инструменты — дахчан-пандар (дечиг-пондар, мйрза-пондар) (3-х струнный щипковый), 1атхьокх-пандар (атух-пандар) (3-х струнный смычковый), гармоника (ингуш. комух, каьхат-пандар), баян, аккордеон, зурна, барабан (ингуш. фота, гавал), бубен (ингуш. жирг1а, жиргиа, теп).

Письменность ингушского языка была разработана после Октябрьской революции в России (сначала на основе арабицы, затем латиницы и наконец, кириллицы, существующей до настоящего времени). Возникшая ингушская литература стала частью советской литературы. Первые произведения носили просветительский характер. Одним из первых ингушских писателей стал Чах Ахриев. Затем начали появляется произведения в жанре прозы (такие, как очерки Х. Осмиева («Отцы и дети»), рассказы «От тьмы к свету» и «Несчастье» Идриса Базоркина и др.), пьесы («Месть» Заурбека Мальсагова). В этот период также увеличивается число переводов произведений с русского языка на ингушский. Своего расцвета ингушская литература достигла в 1930-х годах, когда были опубликованы такие драматические произведения, как пьеса «Перелом» Орцхо и Дошлуко Мальсаговых, пьеса Х-Б. Муталиева «Культармейцы», историческая поэма «Арамхи» Д. Д. Мальсагова и поэмой Х.-Б. Муталиева «Керда хьаьший» (Новые гости). В эти годы появляются и женщины-литераторы, среди них исполнительница девичьих песен Фатима Мальсагова. В конце 1930-х годов, за несколько лет до начала Великой Отечественной войны популярным жанром стали поэзии о родине и родной природе. Развитие ингушской литературы было прервано и надолго остановилось после депортации ингушей в 1944 году. Некоторое возрождение началось только после восстановления Чечено-Ингушской АССР в 1957 году.