logo
КРР

23) Уникальность культуры новгородской области

Новгородская земля богата объектами древнерусской культуры. Это уникальный Новгородский Кремль, находящийся на его территории самый древний на Руси храм Святой Софии, храмовые комплексы Юрьева, Иверского. Хутынского монастырей, многие церкви с уникальными иконостасами и образцами монументальной живописи, фрески Феофана Грека и другие памятники византийского, западноевропейского и русского искусства. В области более 70 действующих православных храмов, открыт католический собор в Великом Новгороде. Гордостью Новгородчины является древняя новгородская школа иконописи XI—XII веков. На территории области находится единственная сохранившаяся усадьба Федора Достоевского, великого русского писателя (г.Старая Русса), единственный в России музей колоколов (г. Валдай), музей- усадьба великого русского полководца Александра Суворова (Боровичский район). Планируется создание нового музея древнерусской фрески X—ХV веков, единственного, в своем роде, в мире. 165 лет назад свой просветительский путь начала областная универсальная научная библиотека. В ее фондах имеются книги, изданные в XIX веке, представлены факсимильные издания «Изборник Святослава» (1073 год), коллекция миниатюрных изданий. Архитектурный ансамбль Новгородского кремля Стены и башни XV, XVII вв.Софийский собор, 1045-1050 гг. Софийский собор представляет собой огромный крестовокупольный храм. Мощные выступы лопаток членят фасады в соответствии с внутренней структурой и, в то же время, как бы, укрепляют его по основным осям. Все членения здания завершаются либо полуциркульными закомарами, либо двухскатными щипцами-фронтонами, которые являются характерной особенностью структуры собора. Основной объем храма увенчан строгим пятиглавием, шестая глава располагается над лестничной башней.грановитая палата(1433),Никитский корпус(1670)дозоргая башня(1673(,митрополичьи покоиЦерковь Андрея Стратилата в Детинце, XIV в., XVII вЦерковь бесстолпная, вытянутая с запада на восток, прямоугольная в плане, перекрытая коробовым сводом, разделенным посередине подпружной аркой, на которой стоит глухой барабан с главой над двухскатной кровлей, с однопролётной звонницей на западной стене.Владычная (Грановитая) палата, 1433 г.Софийская звонница, 1437 г. и ХVII в.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы XVI в., 1692-1693 гг. Памятник относится к типу бесстолпных, одноапсидных, одноглавых храмов. Четверик церкви окружен с юга и севера приделами, а с запада трапезной (притвором).Центральная кубическая часть церкви несет на себе восьмерик, венчающийся восьмигранным барабаном с главой. С юга и севера к трапезной примыкают две пристройки, которые являются продолжением приделов. Кроме того, с юга к трапезной примыкает еще двухэтажная пристройка, тянущаяся параллельно кремлевской стене.Надвратная церковь Сергия Радонежского, 1463 г., XVII в. Роспись состояла из миниатюрных композиций, иллюстрировавших житие Сергия Радонежского. Церковь надвратная, прямоугольная в плане, завершается трехскатным куполом. На южном фасаде два окна. Вход в церковь с севера - через здание XIX века, а также с запада - через второй ярус часозвони. Архитектурный ансамбль Ярославова дворища(Никольский собор, 1113 г.,Аркада Гостиного двора (Остатки Гостиного двора), XVIII в.,Церковь Георгия на Торгу, XVIII вв.,Церковь Прокопия, 1529 г.Церковь Параскевы Пятницы, 1207 г. Церковь Жен Мироносиц, 1510 г.Церковь Иоанна Предтечи на Опоках, XII в., XV в., XVII в.Надвратная башня Гостинного двора, XVII в.Церковь Успения на Торгу XII в., XV в., XVII в.,Колокольня Никольского собора, XVII в.). Ансамбль Перынского скита-Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, XIII век.(трехглавый собор)Ансамбль Юрьева монастыря. Георгиевский собор, 1119 г. Спасский собор, 1763, 1823-1824 гг.Крестовоздвиженский собор, 1760-1761, 1823 гг.Колокольня Надвратная, XIX вАнсамбль Знаменского монастыря, XVII - XIX вв.Знаменский собор, 1682-1688 гг. Собор строили зодчие, ярославские мастера при участии московских каменщиков и новгородских плотников. Собор сразу был построен с галереями и тремя крыльцами (южное и северное крыльца утрачены, существующее северное пристроено несколько позднее). Собор относится к типу монументальных, четырехстолпных, трехапсидных, пятиглавых храмов с подцерковьем и галереей. Двухъярусная, первоначально открытая галерея окружает собор с трех сторон: северная галерея оканчивается на востоке полукружием апсиды, южная галерея - прямой стеной. Основной объем собора имеет традиционное конструктивное решение: 4 столба с помощью подпружных арок поддерживают своды и барабаны. Основное пространство храма перекрыто полулотковыми сводами.