Вопрос 8. Конституция сша 1787 г. Билль о правах 1791 г.
Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал "вечного Союза", чудовищный партикуляризм, экономический хаос, угроза гражданской войны — все это требовало создания единого государства на базе 13 практически независимых штатов.
В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию.
Филадельфийский конвент представлял собой небольшую, но внушительную коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса, остальные имели опыт политической деятельности в своих штатах. Все делегаты конвента были состоятельными людьми. В его состав входили выдающиеся деятели эпохи.
Делегаты конвента совершенно четко осознавали важность поставленных перед ним задач — остановить дальнейшее развитие революции, создать "более совершенный союз" и гарантировать права собственников.
В конституции отсутствуют некоторые важные политико-правовые принципы, содержащиеся в Декларации независимости, конституциях штатов и Статьях конфедерации. В ней нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах человека, об общественном договоре. В этом отношении она сделала шаг назад по сравнению с практикой и идеологией предшествующего революционного периода. Тем не менее для своего времени она была, безусловно, революционным документом и оказала огромное влияние на развитие конституционализма во многих других странах мира.
Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Она состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Локка и Монтескье, сколько с учетом своего собственного опыта. Учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Согласно их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной ветви власти, конституция устанавливала систему "сдержек и противовесов", которая покоится на следующих основополагающих началах.
Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти — Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым способом. Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат — легислатурами штатов. Президент — носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти — Верховный суд — формируется совместно президентом и сенатом.
Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.
Такой порядок, по мысли "отцов-основателей", должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т. е. добиться устойчивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.
В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.
Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.
Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. Федерация явилась результатом классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей. Американская конституция положила в основу федерации дуалистический принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов.
Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а именно положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву.
Оригинальный текст федеральной конституции не содержал в себе особой статьи или раздела, посвященного гражданским правам и свободам, хотя в некоторых из них в основном содержались отдельные предписания. Подобного рода забвение гражданских прав и свобод вызвало огромное недовольство демократически настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Уже в июне 1789 г. в первый конгресс, созванный на основе конституции, по предложению Медисона были внесены первые 10 поправок, которые к декабрю 1791 г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению определению правового статуса американского гражданина.
№ 1 Свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции № 2 Право хранить и носить оружие № 3 Запрещено размещать солдат в частных домах без согласия владельца № 4 Запрет произвольных обысков и арестов № 5 Гарантии надлежащего уголовного процесса, запрет повторного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение, право не свидетельствовать против себя, гарантии при реквизициях № 6 Права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных № 7 Право на суд присяжных в гражданских делах № 8 Запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний № 9 Перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав № 10 Полномочия, которые Конституция прямо не относит к ведению Соединённых штатов, сохраняются за штатами и гражданами
Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.
- Вопрос 1. Основные этапы в истории Древнего Египта.
- Вопрос 2. Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.
- Вопрос 3. Законы царя Хаммурапи.
- Вопрос 4. Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты.
- Вопрос 5. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена.
- Вопрос 6. Афинская демократическая республика в 5 в. До н.Э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинский морской союз.
- Вопрос 7. Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя.
- Вопрос 8. Государственный строй Римской республики.
- Вопрос 9. Переход к империи в Древнем Риме. Установление принципата и его развитие. Эдик Каракаллы.
- Вопрос 10. Римский доминат. Реформы императором Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи.
- Вопрос 11. Основные этапы развития римского права. Законы XII таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум.
- Вопрос 12. Кодификация императора Юстиниана, её источники и составные части.
- Вопрос 13. Франкское государство. Центральное и местное управление. Военная реформа Карла Мартелла. Империя Карла Великого. Верденский договор 843 г.
- Вопрос 14. Салическая правда.
- Вопрос 15. Образование и развитие феодального государства в Германии.
- Вопрос 16. Абсолютизм в Германии.
- Вопрос 17. Источники феодального права Западной Европы.
- Вопрос 18. Уголовное право и процесс. Каролина.
- Вопрос 19. Формы феодального землевладения во Франции. Феодальные права. Цензива.
- Вопрос 20. Начало образования единого государства во Франции.
- Вопрос 21. Формирование сословно-представительной монархии во Франции.
- Вопрос 22. Французский абсолютизм.
- Вопрос 23. Возникновение государственности в Англии. Англосаксонские королевства. Нормандское завоевание Англии 1066 г. Реформы Генриха I и Генриха II.
- Вопрос 24. Великая хартия вольностей. 1215 г.
- Вопрос 25. Формирование сословно-представительной монархии в Англии. Возникновение парламента и развитие его полномочий. Статуты и билли.
- Вопрос 26. Особенности английского абсолютизма. Тюдоры и Стюарты.
- Вопрос 27. Развитие английской судебной системы и права в Средние века. Общие суды и общее право. Суд справедливости и право справедливости.
- Вопрос 1. Революция XVII в Англии. Протекторат. «Орудие управления».
- Вопрос 2. Реставрация монархии в Англии в 1660 году. Тори и виги. «Хабеас корпус акт»
- Вопрос 3. «Славная революция» в Англии 1688 года. Билль о правах 1689 года. «Акт об устроении» 1701 года
- Вопрос 4. Развитие конституционной монархии в Англии XVIII – XIX веков. Кабинет министров. Ответственное правительство
- Вопрос 5. Избирательные реформы в Англии 1832, 1867, 1884 – 1885 годов. Введение тайного голосования. Тред-юнионы.
- Вопрос 6. Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 годов. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948 и 1969 годов.
- Вопрос 7. Образование сша. Декларация независимости. Статьи конфедерации.
- Вопрос 8. Конституция сша 1787 г. Билль о правах 1791 г.
- Вопрос 9. Гражданская война в сша. Закон о гомстедах. Освобождение рабов. 13, 14, 15 поправки к Конституции.
- Вопрос 10. «Новый курс» Рузвельта. Законы 1933 — 1935 гг.
- Вопрос 11. Государственный строй сша в XX веке. Конституционный прецедент и поправки к Конституции.
- Вопрос 12. Великая французская революция. Учредительное собрание. Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
- Вопрос 13. Первая Конституция Франции 1791 года.
- Вопрос 14. Первая Республика во Франции. Конвент. Якобинская диктатура (Революционный порядок управления). Ликвидация феодальных прав.
- Вопрос 15. Термидорианский переворот 27 июля 1794 года. Директория. Консульство. Империя. Конституция 1795 и 1799 годов. Сенатус-Консульты 1802 и 1804 годов.
- Вопрос 16. Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. Вторая империя.
- Вопрос 17. Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 года.
- Вопрос 18. Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 года. Переход к Пятой Республике.
- Вопрос 19. Создание единой Германии. Северогерманский союз. Провозглашение империи. Конституция 1871 года.
- Вопрос 20. Ноябрьская революция в Германии 1918 года. Веймарская конституция 1919 года. Судьба Веймарской республики
- Вопрос 21. Англо-американская и континентальная системы права
- Вопрос 22. Гражданский кодекс Франции 1804 года (Кодекс Наполеона). История создания кодекса, его структура (институционная система), источники и значение
- Вопрос 23. Право собственности по Кодексу Наполеона. Статьи 544, 545, 546, 552. Режим земельной собственности по закону 1810 года. Основные черты обязательственного права
- Вопрос 24. Уголовный кодекс Франции 1810 г.
- Вопрос 25. Германское гражданское уложение 1900 года, его разработка и принятие. Структура ггу («пандектная система»). Юридические лица
- Вопрос 26. Вещное и обязательственное право по ггу
- Вопрос 27. Основные тенденции развития гражданского права в XX веке (юридические лица, право собственности, обязательственное право).