Вопрос 14. Первая Республика во Франции. Конвент. Якобинская диктатура (Революционный порядок управления). Ликвидация феодальных прав.
Формирование обновленного государственно-политического уклада прошло в два этапа. В течение первого этапа (август-сентябрь 1792 г.) фактически установилась республика на основе решений Законодательного собрания. Этими решениями был закреплен государственный переворот 10 августа, произошедший на волне нарастания общих антиконституционных и антимонархических устремлений главным образом населения Парижа при политической активности леворадикальных движений, в том числе и в самом Собрании. Законодательное собрание, отменив главный юридический ограничитель своей власти – право королевского вето на принимаемые законы, постановило созвать Национальный конвент с конституционной властью. Впредь до созыва конвента управление государством поручалось чрезвычайному органу – Исполнительному комитету из 6 человек (возглавил его руководитель Парижской коммуны Дантон). 11 августа был законодательно установлен новый порядок выборов и введено всеобщее избирательное право (мужское): 1) правом избирать наделялись все французы старше 21 года с годичным цензом оседлости, имеющие самостоятельный заработок и не состоящие в услужении; 2) отменялось разделение граждан на активных и пассивных, однако для избрания в выборщики сохранялся повышенный возрастной ценз в 25 лет. Чтобы удовлетворить социальные интересы крестьянства и сплотить их вокруг формирующейся новой власти, Собрание приняло серию августовских декретов, которыми проводилась дальнейшая национализация земель эмигрантов и упразднялись сохранявшиеся еще остатки прежнего аграрного строя. Создавались также чрезвычайные судебные и исполнительные органы для борьбы с контрреволюцией и преследования пособников интервентов.
В ходе второго этапа (сентябрь 1792 – июнь 1793 гг.) юридически конституировалась республика на основе новых конституционных решений Национального конвента.
Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. В него были избраны 783 депутата. Самым серьезным показателем происходившего в стране радикального политического процесса было отсутствие в Конвенте конституционалистов (фейянов).
Конвент открылся 21 сентября 1792 г. в обстановке национального ликования по поводу первых побед реорганизованной патриотической армии над монархической интервенцией. Армия Франции перешла в наступление, вторгшись в Бельгию, а затем и в западные германские земли. Поэтому первые политические решения опирались на своего рода примирение жирондистского крыла с монтаньярами, которых в особенности поддерживала преобразованная и сплотившаяся вокруг якобинских лидеров Парижская коммуна.
Первым же решением Конвент провозгласил (1) отмену монархии и, соответственно, (2) аннулирование Конституции 1791 г. В качестве символического жеста было установлено новое летосчисление – с 21 сентября 1792 г. – и введен новый календарь, построенный на надуманной хронологии сельскохозяйственных работ, 25 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. Причем, чтобы парализовать вызванные революцией центробежные стремления и местную оппозицию, республика была объявлена единой и неделимой (с установлением смертной казни для покушавшихся на эти начала государственно-политического устройства). Новая избирательная система была введена и в организацию местного самоуправления, и для низшей юстиции: было постановлено переизбрать судей и провинциальные органы самоуправления.
Заключительным актом конституирования нового строя стал инициированный радикальным крылом Конвента суд над бывшим королем Людовиком XVI.
Суд над Людовиком XVI (процесс шел с 11 декабря 1792 г. по 17 января 1793 г.) был не столько юридическим, сколько политическим актом. И поднятые в суде вопросы были решены в большей степени с общеполитических позиций. Хотя поводом к обвинению явились вполне конкретные обстоятельства: при изъятии документов по секретариату цивильного листа (т. е. королевских расходов, предусмотренных Конституцией) были обнаружены письма, с несомненностью свидетельствовавшие о тайных переговорах и даже сговоре короля с интервентами в целях восстановления своей власти. Возможность вообще суда над монархом стала предметом острых партийных дискуссий в Конвенте, на который оказывалось значительное давление горожан. В итоге Конвент признал себя вправе судить короля от имени нации (как выразитель народного суверенитета), отказал защитникам короля в доводах о неприкосновенности, признал Людовика XVI виновным в предании интересов нации и нарушении конституции и незначительным большинством голосов (387 : 334) высказался за применение к бывшему монарху смертной казни. Впрочем, этот вопрос был предрешен общим настроением в стране и в Париже: «Если его осудят, – предрекал Дантон еще до суда, – он мертв». В ходе слушаний большое значение приобрела политическая позиция, лучше прочих высказанная Сен-Жюстом, одним из лидеров самого леворадикального течения: «Всякий король виновен». За казнь Людовика высказались даже роялисты, желавшие сохранить свое «революционное» лицо. 21 января 1793 г. король был публично казнен.
Политический суд над монархией сопровождался идейной переменой, очень важной для последующего движения политического уклада: в ходе него было признано, что Национальный конвент есть выражение всей нации и вправе воспринимать на себя полномочия суверенной власти.
Разработка нового конституционного закона была начата еще до юридического провозглашения республики. Конституционная комиссия Конвента представила подготовленный ею проект к 15 ноября. В основном проект был составлен одним из видных политических деятелей жирондистов, литератором и историком Кондорсе. Проект был в значительной степени ориентирован на политическую доктрину Руссо с ее идеями народного суверенитета и государственного принуждения. Большое место было уделено исполнительной власти, которая должна была стать доминирующей государственной силой. По этой причине, а также потому, что в проекте не была формально гарантирована неприкосновенность собственности, проект Кондорсе был отставлен. Новый проект был подготовлен к началу июня 1793 г. (его единственным автором стал Геро де Сенийль) и быстро утвержден Конвентом уже в изменившейся политической обстановке изгнания жирондистов из правительства и Конвента и возобладания леворадикального крыла якобинцев.
Конституция 24 июня 1793 г. была принципиально новым политико-правовым документом и по своим общим принципам, и по избранному направлению в организации государственной власти. Она отразила временное возобладание крайне радикалистских идей, для которых не было реальной основы в укладе еще не отошедшего от духа «старого режима» французского общества, и потому оказалась нежизнеспособной. Эта нежизнеспособность, с другой стороны, привела к тому, что рядом с формальной конституцией сложилась другая, фактическая – на существенно различавшихся принципах.
Конституция 1793 г. состояла из двух частей: обновленной «Декларации прав человека и гражданина» (в 35 ст.) и собственно конституции (122 ст.). Декларация в главном развивала положения Декларации 1789 года: государство установлено для реализации человеком его естественных и неотъемлемых прав, каковыми являются равенство, свобода, безопасность, собственность, и действует на основе общественно полезной законности. Но в конкретном закреплении гражданских прав и принципов правопорядка Декларация пошла далее в духе доктрины социализации права и его большего радикализма. Провозглашалась свобода труда и занятий. Общество должно было гарантировать гражданину социальное обеспечение (в случае неспособности к труду) и образование. Более категорично, чем в Конституции 1791 г., декларировались право петиций, а также право на свободные собрания, свободу мнений, вероисповедания, печати.
В политико-правовом отношении Декларация засвидетельствовала важные перемены революционной доктрины. Почти абсолютизированным был принцип народного суверенитета: он неделим и неотчуждаем, не может быть никем присвоен (ст. ст. 25-27). Вследствие этого было провозглашено право народа на «пересмотр, преобразования и изменения конституции»: «Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколение будущее». Наконец, суверенитет был представлен и как право народа на сопротивление угнетению и перемену правительства в случаях «угнетения хотя бы одного члена общества»; восстание провозглашалось «священнейшим правом и неотложнейшей обязанностью» народа.
Организация государственной власти также отличалась важными новшествами. Начало народного суверенитета, понятое в избыточно демократическом духе, предопределило полупрямое осуществление законодательной власти народом. Самостоятельным законодательным органом было Национальное собрание, избиравшееся на 1 год прямым голосованием на основе установившегося практически всеобщего избирательного права (один представитель от 40 тыс. населения с учетом оседлости в 6 месяцев). Однако в издании наиболее важных законов (гражданских и уголовных, налоговых, управления имуществами, касавшихся войны, административного деления и т. п.) Собрание было связано необходимостью одобрения их собраниями выборщиков по департаментам и первичными собраниями населения. В таком же порядке могло происходить и изменение консти-г туции, причем даже по инициативе снизу.
Вместо основополагающего ранее принципа разделения властей Конституция ввела начало единства властей, практически слив воедино законодательную и исполнительную. Правительство было низведено до уровня Исполнительного совета (из 24 членов), выбиравшихся Собранием из сложно составленного списка кандидатов от департаментов и первичных собраний выборщиков на 2 года с обновлением на 1/2 ежегодно. По сути, члены совета были лишены самостоятельного значения и были только агентами законодательной власти. Совет мог действовать «только во исполнение законов и декретов законодательного корпуса». При этом декреты (второй вид законодательных актов) могли издаваться Собранием практически по неограниченному кругу нормативных и даже текущих вопросов (в т. ч. по вопросам обеспечения безопасности, расходования средств, заключения трактатов). Таким образом, влияние законодательной власти распространилось даже на текущее управление.
Реальное развитие политических событий революции пошло, однако, по пути, отличному от провозглашенного идеала Конституции. Напротив, система исполнительной власти подмяла под себя законодательную. Официальной декларацией Конвента введение Конституции в силу было отложено «до наступления мира».
В период со 2 июня 1793 г. по 27 июля 1794 г. под влиянием самых разнородных политических процессов и социальных стремлений, возобладавших на волне революции, произошло внутреннее перерождение установившихся республиканских институтов. Носителями этого перерождения стало радикальное политическое крыло якобинцев в Конвенте под руководством Робеспьера, Кутона, Сен-Жюста и других. Воспользовавшись временными военными и внутриполитическими осложнениями правительства жирондистов, якобинцы организовали очередное выступление Парижской коммуны 31 мая – 2 июня 1793 г., в итоге которого наиболее видные депутаты-жирондисты были арестованы, лидерство в Конвенте перешло к леворадикальной группировке якобинцев, сомкнувшейся с течениями «бешеных» и т. н. санкюлотов («бесштанников») парижских низов. Под предлогом созидания «единой воля» для «борьбы с буржуазией» и внешней опасностью реальная политическая власть Конвента была подменена исполнительными институтами.
Основным правительственным органом в этот период стал Комитет общественного спасения. Созданный еще в апреле 1793 г. Комитет под руководством Дантона был всего лишь чрезвычайным исполнительным органом, контролирующим внешнеполитическую и военную деятельность. После июньского переворота состав Комитета был обновлен, его политическим руководителем стал Робеспьер. Формально Комитет был подотчетен Конвенту, который ежемесячно определял в него 12-15 депутатов. Однако с июля 1793 г. Конвент только санкционировал предложения Робеспьера, неизменного его председателя, по составу. Комитет располагал исключительными полномочиями правительственного характера – по руководству внутренней и внешней политикой, текущему управлению. Декретом 10 октября 1793 г. в стране устанавливался т. н. «революционный порядок управления». Согласно ему, конституционные республиканские органы (Исполнительный совет, министры) и высшие должностные лица, административные учреждения ставились под прямой контроль Комитета общественного спасения. Ему же впредь подчинялись главнокомандующие армиями. Неисполнение распоряжений правительства рассматривалось как «покушение на народную свободу» и соответствующим образом каралось. Для лучшего контроля в составе Комитета были организованы секции, каждой из которых вменялось в обязанность надзирать за работой своего министра.
Параллельно организовался ряд других правительственных комитетов, формально занимавшихся самостоятельными функциями, а также чрезвычайных институтов управления. Одним из видных был Комитет общественной безопасности (организованный еще в октябре 1792 г. в качестве органа борьбы с врагами революции). Он практически не функционировал, и его деятельность оживилась только с развертыванием массового политического террора в стране. В апреле 1793 г. был создан институт народных представителей в армии. В каждую из 11 армий Конвент назначал по 3 народных представителя с неограниченными полномочиями, которые не только контролировали «правильное направление» собственно военной деятельности, но главным образом работу тыловых служб, поставщиков, а также взаимоотношения офицеров. В марте 1793 г. образовались революционные наблюдательные комитеты, которым вменялось в обязанность контролировать на местах подозрительных иностранцев, вести списки подозрительных по своей антиреволюционной позиции лиц, а также родственников эмигрантов. Комиссары ревкомов стали к осени 1793 г. основными правительственными агентами власти на местах, подавляя под предлогом слабой «революционности» ранее сложившиеся местные органы самоуправления.
Легализирование сосредоточения властных полномочий в руках исполнительных органов и преобразование роли Национального конвента произошло согласно учредительному закону 4 декабря 1793 г. «О революционном порядке управления». Национальный конвент был объявлен «центром управления» и единственной движущей силой государства; по сути, законодательство и правительственная власть были слиты воедино. В продолжение декрета от 10 октября 1793 г. все «установленные власти и общественные должностные лица» ставились в прямое подчинение Комитету общественного спасения. Все, что «касалось личности и полиции», подчинялось Комитету общественной безопасности. Комитеты должны были регулярно отчитываться перед Конвентом. Усилена была централизация управления: прокурор Парижской коммуны в силу значимости своего столичного поста был сделан национальным должностным лицом, вся тяжесть решения местных вопросов перенесена только в департаменты, практически было уничтожено коммунальное самоуправление, низовая выборность, комиссаров на места направляло только правительство. Было предписано распустить департаментские армии, запрещались какие-либо местные налоги или натуральные повинности.
25 декабря 1793 г. Робеспьер выступил в Конвенте с речью, в которой обосновал принципиальные якобы отличия революционного правительства от конституционного: революционное занято чрезвычайной деятельностью, оно подчинено менее строгим правилам и вообще в стороне от права, оно занято главным образом общественной безопасностью, нежели делом политической свободы. «Нужно организовать деспотизм свободы, чтобы раздавить деспотизм королей». Отрицание права рядом с возвеличиванием некоей отвлеченной народной «добродетели» было подразумеваемой стороной новой политической доктрины: «Революционное правление опирается в своих действиях на священнейший закон общественного спасения и на самое бесспорное из всех оснований – необходимость».
Это была и идейно-политическая, и практически-административная программа диктатуры – во-первых, диктатуры исполнительной власти (практически слившейся с законодательной), во-вторых, диктатуры одного политического течения – якобинцев, присвоивших себе право толковать революционную необходимость.
Радикализм политического переустройства закономерно сопровождался леворадикальной социальной политикой. В тех условиях она носила частично утопический, частично популистский характер заигрывания с городскими низами, постепенно оставшимися единственной социальной опорой правительства и течения якобинцев. Правительство осуществило серию принудительных займов у богатых людей, которые были замаскированной конфискацией. Вводились жесткие меры по ограничению торговли, в особенности продуктами первой необходимости. На большинство товаров, на рабочую силу, денежные операции и т. п. устанавливались максимумы цен (за основу брались цены 1790 г.). В мае 1794 г. были приняты законодательные решения о введении трудовой повинности, запрещалось создание каких бы то ни было рабочих объединений и стачек.
Политическая диктатура сопровождалась повальной де христианизацией и вытеснением из общества не присягнувших Революции и сохранявших привязанность католической вере священнослужителей. В декабре 1793 г. была провозглашена свобода культов. Правительство поощряло повсеместное введение чисто гражданских праздников. Соборы превращались в «храмы свободы». Наконец, был введен новый «Культ Верховного существа»: 8 июня 1794 г. он был официально отпразднован в Париже, и это рассматривалось как идейная основа возвеличивания диктатуры.
- Вопрос 1. Основные этапы в истории Древнего Египта.
- Вопрос 2. Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.
- Вопрос 3. Законы царя Хаммурапи.
- Вопрос 4. Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты.
- Вопрос 5. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена.
- Вопрос 6. Афинская демократическая республика в 5 в. До н.Э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинский морской союз.
- Вопрос 7. Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя.
- Вопрос 8. Государственный строй Римской республики.
- Вопрос 9. Переход к империи в Древнем Риме. Установление принципата и его развитие. Эдик Каракаллы.
- Вопрос 10. Римский доминат. Реформы императором Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи.
- Вопрос 11. Основные этапы развития римского права. Законы XII таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум.
- Вопрос 12. Кодификация императора Юстиниана, её источники и составные части.
- Вопрос 13. Франкское государство. Центральное и местное управление. Военная реформа Карла Мартелла. Империя Карла Великого. Верденский договор 843 г.
- Вопрос 14. Салическая правда.
- Вопрос 15. Образование и развитие феодального государства в Германии.
- Вопрос 16. Абсолютизм в Германии.
- Вопрос 17. Источники феодального права Западной Европы.
- Вопрос 18. Уголовное право и процесс. Каролина.
- Вопрос 19. Формы феодального землевладения во Франции. Феодальные права. Цензива.
- Вопрос 20. Начало образования единого государства во Франции.
- Вопрос 21. Формирование сословно-представительной монархии во Франции.
- Вопрос 22. Французский абсолютизм.
- Вопрос 23. Возникновение государственности в Англии. Англосаксонские королевства. Нормандское завоевание Англии 1066 г. Реформы Генриха I и Генриха II.
- Вопрос 24. Великая хартия вольностей. 1215 г.
- Вопрос 25. Формирование сословно-представительной монархии в Англии. Возникновение парламента и развитие его полномочий. Статуты и билли.
- Вопрос 26. Особенности английского абсолютизма. Тюдоры и Стюарты.
- Вопрос 27. Развитие английской судебной системы и права в Средние века. Общие суды и общее право. Суд справедливости и право справедливости.
- Вопрос 1. Революция XVII в Англии. Протекторат. «Орудие управления».
- Вопрос 2. Реставрация монархии в Англии в 1660 году. Тори и виги. «Хабеас корпус акт»
- Вопрос 3. «Славная революция» в Англии 1688 года. Билль о правах 1689 года. «Акт об устроении» 1701 года
- Вопрос 4. Развитие конституционной монархии в Англии XVIII – XIX веков. Кабинет министров. Ответственное правительство
- Вопрос 5. Избирательные реформы в Англии 1832, 1867, 1884 – 1885 годов. Введение тайного голосования. Тред-юнионы.
- Вопрос 6. Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 годов. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948 и 1969 годов.
- Вопрос 7. Образование сша. Декларация независимости. Статьи конфедерации.
- Вопрос 8. Конституция сша 1787 г. Билль о правах 1791 г.
- Вопрос 9. Гражданская война в сша. Закон о гомстедах. Освобождение рабов. 13, 14, 15 поправки к Конституции.
- Вопрос 10. «Новый курс» Рузвельта. Законы 1933 — 1935 гг.
- Вопрос 11. Государственный строй сша в XX веке. Конституционный прецедент и поправки к Конституции.
- Вопрос 12. Великая французская революция. Учредительное собрание. Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
- Вопрос 13. Первая Конституция Франции 1791 года.
- Вопрос 14. Первая Республика во Франции. Конвент. Якобинская диктатура (Революционный порядок управления). Ликвидация феодальных прав.
- Вопрос 15. Термидорианский переворот 27 июля 1794 года. Директория. Консульство. Империя. Конституция 1795 и 1799 годов. Сенатус-Консульты 1802 и 1804 годов.
- Вопрос 16. Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. Вторая империя.
- Вопрос 17. Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 года.
- Вопрос 18. Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 года. Переход к Пятой Республике.
- Вопрос 19. Создание единой Германии. Северогерманский союз. Провозглашение империи. Конституция 1871 года.
- Вопрос 20. Ноябрьская революция в Германии 1918 года. Веймарская конституция 1919 года. Судьба Веймарской республики
- Вопрос 21. Англо-американская и континентальная системы права
- Вопрос 22. Гражданский кодекс Франции 1804 года (Кодекс Наполеона). История создания кодекса, его структура (институционная система), источники и значение
- Вопрос 23. Право собственности по Кодексу Наполеона. Статьи 544, 545, 546, 552. Режим земельной собственности по закону 1810 года. Основные черты обязательственного права
- Вопрос 24. Уголовный кодекс Франции 1810 г.
- Вопрос 25. Германское гражданское уложение 1900 года, его разработка и принятие. Структура ггу («пандектная система»). Юридические лица
- Вопрос 26. Вещное и обязательственное право по ггу
- Вопрос 27. Основные тенденции развития гражданского права в XX веке (юридические лица, право собственности, обязательственное право).