Вопрос 18. Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 года. Переход к Пятой Республике.
В период "временного режима" во Франции началась глубокая перестройка политической системы, сопровождавшаяся важными социально-экономическими реформами и перегруппировкой основных партийно-политических сил. Временное правительство осуществило часть программы Национального совета Сопротивления: национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформировало систему социального обеспечения, восстановило демократические свободы. Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами, по привлечению сил французского Сопротивления к управлению страной. Однако многие положения программы, касающиеся демократизации государственного строя, не были проведены в жизнь из-за усилившегося противоборства различных фракций бывшего Сопротивления.
Центральным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции. Все политические силы объединяло критическое отношение к институтам Третьей республики. В остальном их подход был различным. "Новые консерваторы", и прежде всего сторонники генерала де Голля, склонялись к учреждению республики президентского типа, с сильной исполнительной властью, способной противостоять "режиму партий" — "дестабилизирующему" парламентаризму эпохи Третьей республики. Левые партии, а также ряд партий центристского толка выступали за сохранение верховенства парламента и его контроля над правительством при большей сбалансированности двух ветвей власти.
Первый проект, разработанный на основе программы коммунистов и социалистов в 1945, был отклонен на референдуме. Второй, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект конституции стал основным законом Франции.
Новая Конституция не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов.
Реакцией на авторитаризм времен войны была демократизация общественной жизни, предоставление широкого круга прав и свобод, гарантии конституционной законности. В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями. Расширялась сфера регулирования политической и особенно внешнеполитической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями).
Вместе с тем новая Конституция значительно расширяла пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало провозглашение "социального государства", в котором права собственника сочетаются с "общим благом" и ограничиваются общественными интересами.
С точки зрения основного принципа организации государственного строя продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма. По форме правления Франция являлась парламентарной республикой, причем нижняя палата парламента — Национальное собрание — провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме того, Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны. Собрание, избираемое по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинством голосов должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед ним всю полноту ответственности.
Конституция традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая палата — Совет республики — была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться.
Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. Президент был лишен ряда важных прерогатив. Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров.
Исполнительная власть вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой правительства. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и министров декретом президента могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.
В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания.
Конституция практически сохраняла в неприкосновенности старую судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.
Реорганизация политического строя Франции в той форме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных на нее задач и быстро утратила привлекательность в глазах французов. Страна практически вернулась к "режиму Собрания", столь единодушно критикуемому на примере Третьей республики. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Этому способствовали как недостаточная проработка самого механизма функционирования норм основного закона, так и периодические отступления от них на практике.
Сложные проблемы модернизации экономики и перестройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны требовали активного вмешательства государства и стимулировали поиски путей к установлению твердой власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперничества и возросших требований к административно-управленческой деятельности оказалась неспособной адекватно реагировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.
На протяжении 40-х — середины 50-х гг. стало нарастать недовольство государственным режимом Четвертой республики. Возникшая в 1947 г. партия Объединение французского народа выступила с требованием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной исполнительной власти, способной возвыситься над "партийной чехардой".
Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.
В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2% голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу.
Авторы Конституции 1958 г. исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. Предполагалось стабилизировать политическую систему путем "большей сбалансированности" всех видов власти и усиления независимости исполнительной власти от политических маневров различных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источником только выборы. Однако еще более эффективным средством укрепления системы властвования должен был стать институт главы государства. Возвышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качестве повседневного главы правительства и лидера парламентского большинства, президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения.
Эти идеи были четко проведены в тексте нового основного закона. Свидетельством этому является сама структура конституции, построенной по схеме президент — правительство — парламент. Центральным звеном всей политической системы стал президент. Ему была отведена роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролировался. Был наделен как широкими постоянными прерогативами, так и полномочиями, имеющими исключительный характер.
Конституция 1958 г. отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.
Второе место в государственном механизме было отведено правительству. Должно определять и осуществлять "политику нации", распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.
На последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоял из двух палат — Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избираемый путем косвенного голосования коллегиями выборщиков, должен был обеспечивать представительство территориальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции. Особые "сдерживающие" полномочия Сената, обладающего правом вето в отношении проектов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов.
Специальный раздел Конституции был посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством, в котором отчетливо закреплялась доминирующая роль правительства.
Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики, наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным "президентско-парламентским" или "косвенным президентским" режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы правления, получившей в политической науке наименование "полупрезидентская республика".
Судебная власть, по Конституции 1958 г., провозглашалась "хранительницей личной свободы". Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и, несмотря на отсутствие прямого указания об этом, право толковать основной закон. Классическим примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административной юстиции во главе с Государственным советом.
- Вопрос 1. Основные этапы в истории Древнего Египта.
- Вопрос 2. Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.
- Вопрос 3. Законы царя Хаммурапи.
- Вопрос 4. Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты.
- Вопрос 5. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена.
- Вопрос 6. Афинская демократическая республика в 5 в. До н.Э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинский морской союз.
- Вопрос 7. Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя.
- Вопрос 8. Государственный строй Римской республики.
- Вопрос 9. Переход к империи в Древнем Риме. Установление принципата и его развитие. Эдик Каракаллы.
- Вопрос 10. Римский доминат. Реформы императором Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи.
- Вопрос 11. Основные этапы развития римского права. Законы XII таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум.
- Вопрос 12. Кодификация императора Юстиниана, её источники и составные части.
- Вопрос 13. Франкское государство. Центральное и местное управление. Военная реформа Карла Мартелла. Империя Карла Великого. Верденский договор 843 г.
- Вопрос 14. Салическая правда.
- Вопрос 15. Образование и развитие феодального государства в Германии.
- Вопрос 16. Абсолютизм в Германии.
- Вопрос 17. Источники феодального права Западной Европы.
- Вопрос 18. Уголовное право и процесс. Каролина.
- Вопрос 19. Формы феодального землевладения во Франции. Феодальные права. Цензива.
- Вопрос 20. Начало образования единого государства во Франции.
- Вопрос 21. Формирование сословно-представительной монархии во Франции.
- Вопрос 22. Французский абсолютизм.
- Вопрос 23. Возникновение государственности в Англии. Англосаксонские королевства. Нормандское завоевание Англии 1066 г. Реформы Генриха I и Генриха II.
- Вопрос 24. Великая хартия вольностей. 1215 г.
- Вопрос 25. Формирование сословно-представительной монархии в Англии. Возникновение парламента и развитие его полномочий. Статуты и билли.
- Вопрос 26. Особенности английского абсолютизма. Тюдоры и Стюарты.
- Вопрос 27. Развитие английской судебной системы и права в Средние века. Общие суды и общее право. Суд справедливости и право справедливости.
- Вопрос 1. Революция XVII в Англии. Протекторат. «Орудие управления».
- Вопрос 2. Реставрация монархии в Англии в 1660 году. Тори и виги. «Хабеас корпус акт»
- Вопрос 3. «Славная революция» в Англии 1688 года. Билль о правах 1689 года. «Акт об устроении» 1701 года
- Вопрос 4. Развитие конституционной монархии в Англии XVIII – XIX веков. Кабинет министров. Ответственное правительство
- Вопрос 5. Избирательные реформы в Англии 1832, 1867, 1884 – 1885 годов. Введение тайного голосования. Тред-юнионы.
- Вопрос 6. Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 годов. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948 и 1969 годов.
- Вопрос 7. Образование сша. Декларация независимости. Статьи конфедерации.
- Вопрос 8. Конституция сша 1787 г. Билль о правах 1791 г.
- Вопрос 9. Гражданская война в сша. Закон о гомстедах. Освобождение рабов. 13, 14, 15 поправки к Конституции.
- Вопрос 10. «Новый курс» Рузвельта. Законы 1933 — 1935 гг.
- Вопрос 11. Государственный строй сша в XX веке. Конституционный прецедент и поправки к Конституции.
- Вопрос 12. Великая французская революция. Учредительное собрание. Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
- Вопрос 13. Первая Конституция Франции 1791 года.
- Вопрос 14. Первая Республика во Франции. Конвент. Якобинская диктатура (Революционный порядок управления). Ликвидация феодальных прав.
- Вопрос 15. Термидорианский переворот 27 июля 1794 года. Директория. Консульство. Империя. Конституция 1795 и 1799 годов. Сенатус-Консульты 1802 и 1804 годов.
- Вопрос 16. Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. Вторая империя.
- Вопрос 17. Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 года.
- Вопрос 18. Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 года. Переход к Пятой Республике.
- Вопрос 19. Создание единой Германии. Северогерманский союз. Провозглашение империи. Конституция 1871 года.
- Вопрос 20. Ноябрьская революция в Германии 1918 года. Веймарская конституция 1919 года. Судьба Веймарской республики
- Вопрос 21. Англо-американская и континентальная системы права
- Вопрос 22. Гражданский кодекс Франции 1804 года (Кодекс Наполеона). История создания кодекса, его структура (институционная система), источники и значение
- Вопрос 23. Право собственности по Кодексу Наполеона. Статьи 544, 545, 546, 552. Режим земельной собственности по закону 1810 года. Основные черты обязательственного права
- Вопрос 24. Уголовный кодекс Франции 1810 г.
- Вопрос 25. Германское гражданское уложение 1900 года, его разработка и принятие. Структура ггу («пандектная система»). Юридические лица
- Вопрос 26. Вещное и обязательственное право по ггу
- Вопрос 27. Основные тенденции развития гражданского права в XX веке (юридические лица, право собственности, обязательственное право).