Вопрос 25. Формирование сословно-представительной монархии в Англии. Возникновение парламента и развитие его полномочий. Статуты и билли.
В период ленной монархии завершилось оформление нового сословного строя английского общества. Как и начальная, англосаксонская, она была основана на феодальной военно-служебной иерархии и взаимосвязанности с земельной собственностью. Однако в период ленной монархии не менее существенными стали различные иммунитеты и привилегии, предоставляемые государственной властью.
Высшее сословие пэров было весьма немногочисленным; это было одной из особенностей социальной структуры, сформированной английской ленной монархией. Доступ в него затруднен, поскольку зависел от обладания земельными владениями особого статуса. Сословие включало до 50 высших духовных лиц (епископы, архиепископы, аббаты) и до 50 светских феодалов, получивших титулы (герцогов, маркизов, эрлов, виконтов, баронов). Принадлежность к этому сословию была связана с обладанием значительными финансовыми и административными привилегиями, а главное, пэры обладали в подвластных им местностях юрисдикцией, равнозначительной королевской. Пэры были, как правило, наследниками фамилий норманнов, пришедших в Англию вместе с Вильгельмом; большинство из них составляли и королевский двор.
Вторым по значимости было сословие рыцарей — в нем насчитывалось до 6.000 чел. Особое положение занимала немногочисленная прослойка вассалов самого короля, остальные — на основе ленного права подчинялись и пэрам, и покровительству короны. Рыцарство обязывалось к личной военной службе, уплате налогов, пользовалось привилегиями королевского суда, в том числе особыми, введенными при норманнах процессуальными порядками. Вместе с тем еще одной особенностью социальной структуры средневековой Англии было то, что рыцарское сословие не было наследственно-замкнутым: право на принадлежность к нему давало не только пожалование, но и обладание рыцарским поместьем, которое в принципе было доступно любому.
Даже в период расцвета феодальных отношений сохранилось значительное по размерам сословие свободных держателей фригольдеров, формально в него объединялись и обладатели мелких рыцарских ленов, и ведущие собственное хозяйство крестьяне, и даже отчасти городское население. Основной привилегией этого сословия и одновременно отличием было право личного участия в судопроизводстве, а затем и в самоуправлении. В силу таких особенностей социальный переход между фригольдерами и рыцарством становился почти неуловимым; это позднее придало особый социальный облик английскому «новому дворянству».
Наиболее многочисленной категорией неполноправного населения было сословие вилланов. За право держания земельного надела вилланы несли натуральные и денежные повинности, в том числе не менее 3 дней отрабатывать на господской земле. Эти повинности были более или менее обременительными в зависимости от того, от королевского домена или от частного владения держался надел. В полицейском и судебном отношении вилланы были подчинены управляющим манором или доменом. Размеры вилланского надела были закреплены традицией и «Книгой Страшного суда». Обладатели меньших наделов составляли особую прослойку, которые находились в более приниженном положении. Вилланы считались объединенными в общины.
Сословие горожан в позднее средневековье еще не вполне сформировалось в правовом отношении. Население городов считалось общинами на королевских землях. Это в значительной степени препятствовало становлению городских привилегий и иммунитетов. На совершенно особом положении была столица — Лондон, получившая статус графства.
Принадлежность к сословной иерархии была не только объективной, но и принудительной. В развитие древних англосаксонских законов, всем свободным и несвободным предписывалось вступить под покровительство высших. Уже по законам Генриха II предписывалось, что каждый бродячий человек «должен быть арестован и находиться под арестом, пока не явится его господин и не поручится за него».
В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны — представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как установившимся к XIII — XIV вв. политическим формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям ситуации в условиях кризиса власти второй половины XIII в. Немалое значение в этом длительном процессе сыграли и традиции привлечения короной высшей знати к решению государственных дел, восходящие к ленной монархии.
Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины XII в. стали обязательной частью государственной жизни. В 1146 г. с участием баронов и епископов были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и роль высшего суда — суда пэров. Во второй половине XII в. в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы. В Великой хартии 1215 г. была специально оговорена обязанность короны созывать в необходимых случаях и в специальном порядке «архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов... и кроме того... всех тех, кто держит от нас непосредственно... к определенному дню и в определенное место». В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия не только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и повели политическую борьбу за влияние этого собрания на распределение королевских должностей.
Во второй четверти XIII в. совет магнатов стал обязательным спутником королевской власти. В 1236-1258 гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1263 — 1267) влияние совета магнатов усилилось. По Вестминстерским провизиям 1258 г. собрание установило даже своеобразную сословную опеку над королевским управлением, создав исполнительный совет 15-ти.
Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан. Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор. Он стал инициатором организации более широкого представительства для формирования новой политической структуры. После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне 1264 г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это представительство приняло особый акт — «Форму управления», составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. В новый созванный де Монфором парламент — в январе 1265 г. — были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.
Окончательное утверждение парламента в государственно-политической жизни Англии заняло длительное время: 35 — 40 лет. Только в 1290-е гг. он оформился как постоянно действующее учреждение. Тогда же за представительством закрепляется и название. В правление короля Эдуарда I сложились и основные принципы организации представительства.
Некоторое время деятельность общенационального (конечно, в рамках реалий сословной монархии) представительства не разделялась от традиционного для короны собрания знати. Из 55 собранных при Эдуарде I парламентских представительств 21 было с участием общин, 21 — чистыми собраниями знати, остальные — или заседаниями королевского совета, или случайными по составу, в основном судебными заседаниями. В обстоятельствах очередного кризиса корона, созывая парламент 1295 г., была вынуждена признать государственную обязательность для себя общинного представительства: «Касающееся всех всеми должно быть и одобрено». Спустя год, по требованию нового парламента король подтвердил новую редакцию Великой хартии. Так было положено начало влиянию представительства на законодательство.
На протяжении нескольких десятилетий парламент продолжал играть еще двоякую роль: и сословного совещательного органа, и высшего суда. Это было взаимосвязано и с тем, что парламент состоял и из высшей знати, пэров, и из представителей общин. Разделение произошло в 1341 — 1343 гг.: с этого времени бароны и представители графств и городов стали заседать отдельно и по-разному участвовать в общей парламентарной деятельности. Это стало началом разделения на палату лордов и палату общин.
Разделение на две палаты повлекло дополнительную самоорганизацию парламента. Ранее совместным представительством руководил канцлер, который выступал от имени парламента перед королем, делал заявления и т. п. Теперь канцлер стал руководителем только палаты лордов. С 1376 — 1377 гг. в палате общин появляется своя должность руководителя — «говорильщика» от ее имени перед короной. Его определяла сама палата.
Жестких правовых принципов организации сословного представительства до XVII в. не существовало, и они только вырабатывались. Созыв парламента и его организация были в большей степени делом усмотрения короля и политических традиций. Эти традиции были взаимосвязаны с политической ролью сложившихся в Англии сословий.
Для того чтобы парламент считался полным т. е. представлявшим интересы всей нации, в его работе должны были принять участие: (1) великие бароны и высшие официалы короля, (2) высшее духовенство, (3) выборные представители от графств, городов и от низшего духовенства, наделенные соответствующими полномочиями говорить от имени своих избирателей. Первые две условные курии объединялись тем, что баронов и прелатов лично и поименно приглашал король, и это было едва ли не важнейшей их политической привилегией. Они составляли Большой королевский совет, бывший до XIII в. предшественником парламента, а с организацией парламента — верхнюю его часть, палату лордов.
Полномочия парламента в государственных делах сложились также не единовременно. Некоторые закрепились за парламентом по традиции, в силу политического равновесия времен сословной монархии. Некоторые были утверждены короной в целях общественного согласия. Но за некоторые полномочия парламенту пришлось вести длительную, с переменным успехом борьбу.
Основным источником определения полномочий парламента стала историческая компетенция собрания магнатов. За собранием знати признавались права на высший суд, в особенности против должностных лиц или представителей знати, на утверждение налогов, на подачу королю советов по государственным делам, на мнение по поводу законов, предложенных королем. Эти полномочия и были возложены на первые парламенты в XIII в.
Ранее других за парламентом закрепились финансовые полномочия. Первые парламенты XIII в., как правило, собирались именно по поводу разрешения короне на те или другие новые субсидии или сборы: с недвижимого или движимого имущества, пошлины с торговых операций и т. д. В. XIV в. за парламентом были признаны законосовещательные права. Участие парламента в законодательстве было одним из самых острых политических и правовых вопросов, поскольку традиционно издание законов считалось привилегией короны. Но столь же традиционным было право короны испрашивать «совета и согласия» на ее предложения от совета знати; законодательная инициатива оставалась всецело в руках короля. При короле Генрихе VI сложилась практика внесения биллей на предварительное согласие парламента. В отношениях короля и парламента был принят принцип, что совместное согласное постановление двух палат по одному и тому же вопросу не может быть отменено единоличным усмотрением короля. С этого времени выработались основные формы английского законодательства: 1) законы — статуты, представлявшие совместные постановления короля и трех сословий в парламенте, и 2) указы ордонансы, которые король вправе был опубликовывать самостоятельно. В XV в. за парламентом закрепилось и право законодательной инициативы в виде петиций. При Генрихе VI утвердилось правило, что петиции должны представляться в виде готовых законопроектов-биллей.
Позднее и далеко не в полной мере парламент закрепил за собой контрольные права. Объектом парламентского контроля была королевская администрация. Естественно, корона наиболее ревностно отстаивала ее неприкосновенность. В XV в. парламент приобрел значение самостоятельного учреждения, а не только собрания представителей, созываемого короной.
- Вопрос 1. Основные этапы в истории Древнего Египта.
- Вопрос 2. Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.
- Вопрос 3. Законы царя Хаммурапи.
- Вопрос 4. Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты.
- Вопрос 5. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена.
- Вопрос 6. Афинская демократическая республика в 5 в. До н.Э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинский морской союз.
- Вопрос 7. Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя.
- Вопрос 8. Государственный строй Римской республики.
- Вопрос 9. Переход к империи в Древнем Риме. Установление принципата и его развитие. Эдик Каракаллы.
- Вопрос 10. Римский доминат. Реформы императором Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи.
- Вопрос 11. Основные этапы развития римского права. Законы XII таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум.
- Вопрос 12. Кодификация императора Юстиниана, её источники и составные части.
- Вопрос 13. Франкское государство. Центральное и местное управление. Военная реформа Карла Мартелла. Империя Карла Великого. Верденский договор 843 г.
- Вопрос 14. Салическая правда.
- Вопрос 15. Образование и развитие феодального государства в Германии.
- Вопрос 16. Абсолютизм в Германии.
- Вопрос 17. Источники феодального права Западной Европы.
- Вопрос 18. Уголовное право и процесс. Каролина.
- Вопрос 19. Формы феодального землевладения во Франции. Феодальные права. Цензива.
- Вопрос 20. Начало образования единого государства во Франции.
- Вопрос 21. Формирование сословно-представительной монархии во Франции.
- Вопрос 22. Французский абсолютизм.
- Вопрос 23. Возникновение государственности в Англии. Англосаксонские королевства. Нормандское завоевание Англии 1066 г. Реформы Генриха I и Генриха II.
- Вопрос 24. Великая хартия вольностей. 1215 г.
- Вопрос 25. Формирование сословно-представительной монархии в Англии. Возникновение парламента и развитие его полномочий. Статуты и билли.
- Вопрос 26. Особенности английского абсолютизма. Тюдоры и Стюарты.
- Вопрос 27. Развитие английской судебной системы и права в Средние века. Общие суды и общее право. Суд справедливости и право справедливости.
- Вопрос 1. Революция XVII в Англии. Протекторат. «Орудие управления».
- Вопрос 2. Реставрация монархии в Англии в 1660 году. Тори и виги. «Хабеас корпус акт»
- Вопрос 3. «Славная революция» в Англии 1688 года. Билль о правах 1689 года. «Акт об устроении» 1701 года
- Вопрос 4. Развитие конституционной монархии в Англии XVIII – XIX веков. Кабинет министров. Ответственное правительство
- Вопрос 5. Избирательные реформы в Англии 1832, 1867, 1884 – 1885 годов. Введение тайного голосования. Тред-юнионы.
- Вопрос 6. Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 годов. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948 и 1969 годов.
- Вопрос 7. Образование сша. Декларация независимости. Статьи конфедерации.
- Вопрос 8. Конституция сша 1787 г. Билль о правах 1791 г.
- Вопрос 9. Гражданская война в сша. Закон о гомстедах. Освобождение рабов. 13, 14, 15 поправки к Конституции.
- Вопрос 10. «Новый курс» Рузвельта. Законы 1933 — 1935 гг.
- Вопрос 11. Государственный строй сша в XX веке. Конституционный прецедент и поправки к Конституции.
- Вопрос 12. Великая французская революция. Учредительное собрание. Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
- Вопрос 13. Первая Конституция Франции 1791 года.
- Вопрос 14. Первая Республика во Франции. Конвент. Якобинская диктатура (Революционный порядок управления). Ликвидация феодальных прав.
- Вопрос 15. Термидорианский переворот 27 июля 1794 года. Директория. Консульство. Империя. Конституция 1795 и 1799 годов. Сенатус-Консульты 1802 и 1804 годов.
- Вопрос 16. Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. Вторая империя.
- Вопрос 17. Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 года.
- Вопрос 18. Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 года. Переход к Пятой Республике.
- Вопрос 19. Создание единой Германии. Северогерманский союз. Провозглашение империи. Конституция 1871 года.
- Вопрос 20. Ноябрьская революция в Германии 1918 года. Веймарская конституция 1919 года. Судьба Веймарской республики
- Вопрос 21. Англо-американская и континентальная системы права
- Вопрос 22. Гражданский кодекс Франции 1804 года (Кодекс Наполеона). История создания кодекса, его структура (институционная система), источники и значение
- Вопрос 23. Право собственности по Кодексу Наполеона. Статьи 544, 545, 546, 552. Режим земельной собственности по закону 1810 года. Основные черты обязательственного права
- Вопрос 24. Уголовный кодекс Франции 1810 г.
- Вопрос 25. Германское гражданское уложение 1900 года, его разработка и принятие. Структура ггу («пандектная система»). Юридические лица
- Вопрос 26. Вещное и обязательственное право по ггу
- Вопрос 27. Основные тенденции развития гражданского права в XX веке (юридические лица, право собственности, обязательственное право).