logo search
istoria_kz_otvety

46. Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи Рашиди» - источник по истории Казахского ханства.

Историческое сочинение выдащегося средневекового историка и политического деятеля востока мирзы Мухаммеда хайдар дулати Тарих-и рашиди пользуется широкой и заслуженной известностью у востоковедов и историографов цетральной азии.Оно высоко оценивалось и егот современниками , историками крнца 16-18 веков.многие из них –амин ахмад рази, махмуд ибн вали, шах махмуд чурас и другие основывали разделы своих сочинений на материалах Тарихи Рашиди. Эта книга является одним из важнейших источников, Дающих возможность раскрыть проблему этногенеза и этнической истории казахского,Киргизского , уйгурского в определенной степени и узбекского народов. мухаммед Хайдар в своем труде отразил время завершения формирования 3 тюркских народностей Центральной Азии, и формирование их завершилось в эпоху Моголистана ( как и остальной части казахског народа, среднего и младшего жузов,- в эпоху Ак-орды. Ханства «кочевых узбеков», Ногайской орды).Они стали правопреемниками моголов, их государственности, этнического состава, достигнутого уровня социокультурного развития.одновременно вливались в эти народы части одних и тех же могольских племен и родов, что обусловило их родство.

Автор отразил в своем сочинении завершающий этап в дительном процессе сложения единой казахской народности-приобретение ею своенго национального имени. В своем кратком очерке истории казахских правителей он объясняет происхождение названия народности, показав трансформацию этнического названия «узбек-казахи» в «казахи».также он зафиксировал появление казахского этнополитического самосознания.

В его труде показано административно- военное и территориально-этническое деление государства моголистан., его социальная структура населения.

Сочинение мирзы Хайдара- единствееный труд.,где говорится о факте образования Казахског ханства. Впервые сказано о расколе племен восточного дешт-и кыпчака и туркестана на «узбеков» и «казахов». О так называемой откочевке казахов.около 1459г. Труд «Т-и-Р», прославивший автора на века, явл-ся одноврем-но памятником лит-ры, историч.источником. В.П.Юдин писал, что «Т-и-Р»-один из основных первоисточников казахского народа. Труд состоит из 2-х дафтаров.

Образцы культ-историч-х, текстологических изысканий этого труда показал Валиханов. Он определил, что 1 часть труда явл-ся историей отрасли джагатаидов, происшедшей от Туглук Тимур-хана. «2 часть содержит обстоят-ва (из жизни) самого автора: то,что слышал, видел о ханах, султанах джагатайских, о узбеках и о неприятностях, кот.он имел от своих родственников-ханов». По «Т-и-Р» Валиханов составил генеалогические таблицы, схематическую карту *, установил, на основании каких источников летопись написана, провел сравнит. анализ рукописи источника из Кашгарского перевода с персид. оригиналом «Т-и-Р», тем самым, придав этому оригин-му источнику значение не только как памятнику лит-ры, а прежде всего, как историч.источ-ку.

М.К.Козыбаев квалифицировал 1-часть источника как летописный свод, напис-й ро образцу «Зафар-наме». 2-ч во многом напоминает ему аналитич.трактат о событиях, участником кот-го были он и его ближайшее окружение. Несмотря на то, что м/у историей джагатаева улуса и историей моголистанской элиты 1 пол.ХVΙ в.,кот-ю представалял сам автор и егоокружение, проходил опред-й водораздел, Т-и-Р яв-ся органически цельным произв-ем,напис-ым в едином ключе.

Как историк-исслед-ль автор раскрывает сложную историю *,внут.и внеш.политику его властелинов, дает картину админ-полит.устройства этого гос-ва.

Уделяет огромное внимание проблемам духов.жизни *.Отмечает,что основатель Могул улуса Тоглук-Тимур-хан 1-м принял ислам, не скрывает, что среди кочев.насел-я илсм не пользов-ся попул-ю. Пишет: «В своем стремлении насадить ислам среди могулов он проявил суровость и жестокость. Так, если к-либо могул не накручивал на голову чалму, ее прибивали к голове гвоздями».

Т-иР яв-ся одним из важнейших источников, выясняющих проблему этногенеза казах.,узб.народов. в труде содерж-ся сведения о времени возник-я Каз.ханства. «В то время В Дашт-и Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидкого происхождения. Джанибек-хан и Кирей-хан бежали от него в * Иса-Буга-хан охотно принял их и предосьавил им округ Чу и Козы-Баши, кот.составляет зап.окраину *.Узб.улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел врасстройство.Больш.часть подданных откочевала к Кирей-х и Джанибек-х. За ними утвердилось название узбеки-казахи.»

Некоторые совет.историки умаляли каз.госуд-ть,все более приближаясь к взглядам царских сатрапов.Так, А.Ф.Якунин писал,что в Каз-не было всегда 3 жуза,3 орды. Профессор С.Л.Фукссоздал особую теорию о сущности Каз.гос-ва. По его мнению,Каз.гос-во при Касыме,Хакназаре и Тевеккеле было воен.объедин-ем, возглавленным временным,более или менее устойчивым ханом,оборононительно-наступательным воен.союзом отдельных мелких гос.объедиг-й каз.«родов»,предводительствуемых султанами».

Несмотря на огромное идеологич. Давление, оказанное Ком.партией, историки С.В.Юшков,В.Ф.Шахматов,М.П.Вяткин защищали идею каз.госуд-ти. Это свидетельствует о том,как высоко ценился «Т-и-Р» как достоверн.источник истории становления и укрепления Каз.ханства.