logo search
АНГЛИЯ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

Рабство и работорговля

«Охотники за рабами сковывали по нескольку негров вместе, гнали их пешком за сотни миль, клеймили, как скот, перево­зили через океан на отвратительных невольничьих кораблях и продавали колонизаторам как скот... Никогда ещё человек не падал так низко, как участники чудовищной работорговли». Трудно не согласиться с этими словами американского учё­ного и общественного деятеля Уильяма Фостера.

С начала XVI в. в течение четырёх столетий рабы оставались одним из самых доходных товаров в тор­говле наиболее развитых стран мира. По подсчётам исследователей, за это время из Африки было про­дано в колонии европейских стран около 20 млн.

невольников. Причём речь идёт только о рабах, дос­тавленных к месту назначения живыми. Если же учесть, что и при охоте на людей, и при перевозке через океан смертность среди них была очень вы­сока, то можно согласиться с выводами тех авторов, по подсчётам которых в период работорговли Аф­рика потеряла свыше 60 млн. человек.

Наибольшее количество рабов попадало на не­вольничьи корабли в результате захвата их специ­альными вооружёнными отрядами европейцев. Живым товаром становились также люди, продан­ные либо за какой-то проступок вождями племён, либо родственниками во время голода. Достоянием торговцев оказывались и рабы, перепроданные

546

своими хозяевами, и пленные, захваченные во вре­мя войн аборигенов.

У многих африканских племён было правилом продавать в рабство мужчин и женщин за тяжкие (по нормам местной морали) преступления. Этим активно злоупотребляли туземные вожди, князьки, старейшины и беззастенчиво сбывали по пустяко­вому поводу своих соплеменников. Не прибегая к силе, европейские работорговцы могли в XVIII в. приобрести раба (по ценам французской фактории) за 3 фунта янтаря или за 100 патронов, 9 унций кораллового ожерелья, 240 ножей, 4 метра ярко-красной материи, 100 литров водки, 4 ружья, 4 фунта гвоздей, 30 фунтов красной шерстяной пря­жи, 6 пистолетов, 50 фунтов пороха, 12 пачек пис­чей бумаги. Впрочем, практиковались и комбина­ции из перечисленных товаров.

Перевозили рабов из Африки в Новый Свет обы­чно на небольших судёнышках водоизмещением около 200 т, человек по 250 на каждом. Описание невольничьего рейса, сделанное португальским ис­ториком Оливейра Мартиншем, потрясает: «Судно с рабами представляло собой отвратительный, про­низывающий сердце болью спектакль. Сваленные в трюм невольники напоминали муравейник живых тел, они жадно приникали к железным решёткам люка в поисках глотка свежего воздуха. То и дело происходили жестокие драки, слышались яростные вопли... Внутри трюма царил мрак, несчастные то пребывали в безысходной апатии, то терзались, пе­реполненные отчаянием и ненавистью. Одни пыта­лись удавиться, другие расплющивались толпой».

За малейшее проявление протеста рабов жестоко наказывали — вплоть до выбрасывания за борт в открытое море. Та же участь ожидала и серьёзно заболевших невольников.

Хотя до берегов Нового Света не удавалось до­везти живой товар без больших потерь, работоргов­ля приносила колоссальные доходы. На варварском торге наживались голландцы, англичане, францу­зы, португальцы и датчане. Победа Англии в войне за Испанское наследство (1700—1713 гг.) позволи­ла туманному Альбиону поставить прибыльное дело

под свой контроль. По подсчётам учё­ных, за всё время работорговли англий­ские суда перевезли в четыре раза боль­ше невольников, чем корабли других стран.

Известно выражение Катона: «Раб должен или работать, или спать». Спустя тысячелетия оно точ­но отражало положение невольников даже в XIX в. Тяжкий труд на сахарных и хлопковых плантаци­ях, различная чёрная работа — вот удел негров на территории Западного полушария. На Кубе, напри­мер, в период уборки сахарного тростника им при­ходилось работать по 19—20 часов, а есть — два раза в сутки.

Вседозволенность развязывала рабовладельцам руки. Садисты придумали изощрённую экзекуцию, при которой избиваемый должен сам считать на­носимые ему удары. Если несчастный, извиваясь под кнутом, сбивался, что было вполне естественно при почти поголовной неграмотности невольников, то отсчёт начинали с нуля. Палачи проявляли «ми­лосердие», наказывая беременную женщину: преж­де чем бросить жертву на землю, в почве делали углубление для живота рабыни. Таким образом, ещё находясь в утробе матери, дети рабов ощущали варварство ожидавшего их бытия.

Приобрели печальную известность способы пы­ток и избиений, и даже их названия: «лестница», «сепо», «грильете», «маса» и т. д. «Лестница» —это наказание привязанного к лестнице раба бичом. «Сепо» — наказание-пытка. На полуобнажённого раба накладывали своего рода смирительную руба­шку из дерева с отверстиями для головы, рук и ног. Тот лежал под палящим тропическим солнцем, страдая от жары, жажды и укусов насекомых. «Грильете» — всего-навсего предосторожность, а не пытка. Ноги раба на уровне щиколоток приковы­вали к достаточно длинной цепи, что позволяло ис­пользовать его на различных работах. «Остроум­ной» разновидностью «грильете» была «маса»: од­ним концом цепь держала ногу раба, а другим — тяжёлое бревно. Можно было даже передвигаться, правда, взвалив бревно на себя.

На невольников, склонных к побегу, надевали

Труд рабов в южных штатах США.

Караван рабов в Африке во времена Ливингстона.

547

Объявление о продаже рабов.

железное «колье», состоявшее из кольца, крепив­шегося вокруг шеи, и двух штырей, торчащих вверх по обе стороны головы наподобие рогов, на которые навешивались колокольчики. На рабов, поедавших стебли сахарного тростника, надевалась закрывавшаяся на ключ металлическая маска без отверстия для рта. Без разрешения надсмотрщика — ни есть, ни пить.

Применялась по отношению к рабам и смертная казнь. Использовали для этого гильотину, и обя­зательно в присутствии остальных рабов.

«Сколько рабов — столько врагов», — говорил римский философ Сенека. Бич надсмотрщика не только подгонял невольника в работе, но и вызывал в нём чувство непримиримости. Простейшая форма протеста — побег. Уже в первой половине XVI в. рабовладельцы испанских колоний начали созда­вать фонды для организованного преследования беглых рабов. Появились и специалисты по их от­лову. Кубинские «охотники» (ранчадорес) пользо­вались славой искушённых мастеров и даже имели подготовленных для этой «охоты» собак. Когда в конце XVIII в. англичанам не удалось подавить вос­стание рабов на Ямайке, они пригласили кубинских ранчадорес, которые с помощью собак быстро лик­видировали очаг сопротивления. Едва ли не решаю­щую роль сыграли собаки.

Графиня де Мерлин довольно подробно описы­вает их действия: «Иногда происходила схватка между негром и собакой, причём у последней всегда было преимущество, и, даже будучи раненой, она никогда не оставляла свою жертву. С восхититель­ной ловкостью и лёгкостью собака прыгала на свое­го противника, стремясь схватить его за уши, а ког­да это удавалось, вонзала зубы с такой силой, что боль заставляла негров уступать и сдаваться на ми­лость победителя... Если же негр не сопротивлялся, как это чаще всего и было из-за ужаса, охваты­вающего его при виде разъярённого зверя, собака не трогала его и удовлетворялась тем, что сопро­вождала беглеца...» Натасканных собак брали на корабли, перевозившие рабов, чтобы не позволять неграм прыгать за борт. Показательно, что расходы на содержание собаки превышали затраты на со­держание раба.

Если кто-либо из преследователей получал ранение, то колониальные власти оплачивали его ле­чение, сколько бы оно ни длилось, и в течение этого периода выдавали раненому жалованье в полном размере. Пойманных невольников возвращали хо­зяевам через 72 часа, однако рабов, принимавших участие в восстаниях, ограблениях или ставших из­вестными ворами, отправляли в тюрьму.

В колонии ввозили в основном негров-мужчин, но во второй половине XVIII в. по просьбе план­таторов стали доставлять и рабынь, хотя экономи­чески было выгоднее покупать новых невольников, нежели содержать их семьи. Рабы почти не вос­производились в пределах рабовладельческого хо­зяйства; восполнение потерь всецело зависело от поставок живого товара из Африки.

Во многих колониях рабы получали небольшие участки земли для ведения личных хозяйств. Это носило большей частью формальный характер, ибо у невольника практически не хватало времени на обработку своего надела.

Цены на рабов до начала XIX в. были не слиш­ком высоки. Нередко невольников перепродавали и в самих колониях. В декабре 1810 г. гаванская газета «Диарио де ла Авана» сообщила о продаже 20-летнего негра за 450 песо, а рядом предлагались за 1500 песо три мула. Таким образом, молодой раб ценился дешевле тяглового животного.

Дороже всего стоили невольники, имевшие на­выки сапожников, плотников, портных и т. п., а также рабыни, умевшие вести хозяйство и ухажи­вать за больными. Велась торговля и детьми рабов, причём очень часто встречались объявления о раз­дельной продаже матери и её ребёнка. Часто рабов обменивали на различные вещи, предметы, дома, породистых животных.

Беспросветное положение рабов нередко толкало их к восстаниям, которые жестоко подавлялись. Многие невольники бежали в горы или леса, созда­вали там свои «республики». Самой известной из них является «Республика Пальмарес» в Бразилии, просуществовавшая с 1630 до 1697 г. Численность её населения составляла около 20 тыс. человек. Её обитатели занимались не только сельским хозяй­ством, но и приспособились плавить и обрабатывать металлы. Это «государство» управлялось вождём, избираемым пожизненно советом старейшин.

548

Подобные укреплённые поселения имелись на Кубе, Ямайке, а также в Венесуэле, США, Сурина­ме. Во второй половине XVIII в. суринамские «лес­ные негры», чья численность, по некоторым оцен­кам, доходила до 40 тыс., сумели создать настолько крепкую «республику», что голландские колони­альные власти вынуждены были в 1761 г. заклю­чить с ними пакт о мире, признав тем самым их автономию.

Несколько столетий работорговли породили спе­циальную терминологию. Если в товарных ведомос­тях упоминались «мужчины» и «женщины», то речь шла о неграх от 17 до 40 лет, если же гово­рилось о «стариках», то имелись в виду невольники с сединами — те, кому уже за 40. С конца XVII в. стало широко использоваться такое понятие, как «тонна негров», что означало вес трёх рабов ростом не ниже семи четвертей (182 см). «Тонна негров» — сколько в этом сочетании слов кощунства и глум­ления над человеческой природой. В различных странах мира начиная со второй половины XVIII в. чаще и настойчивее зазвучали голоса известных деятелей науки и культуры, требовавших запрета работорговли.

С начала XIX в. этот вопрос стал одной из важ­нейших проблем международных отношений. Пер­вой в 1804 г. прекратила позорную торговлю Дания. Затем Великобритания, нажившая колоссальные барыши на живом товаре, начала широкую кам­панию осуждения варварской коммерции как поро­чащей цивилизованные народы Европы. Подоплёка столь неожиданной метаморфозы политики Лондо­на легко объяснима: она сугубо экономическая, а отнюдь не нравственная. К началу XIX в. Велико­британия значительно опережала страны Европы по развитию капиталистических отношений, что обеспечило ей почти монопольное положение «ма­стерской мира». Британские экономисты хорошо осознавали бесперспективность рабства. Уже в кон­це XVIII в. труд свободного рабочего в Вест-Индии был втрое производительнее труда раба. К тому же отделение от английской короны Соединённых Штатов Америки избавило Лондон от необходимос­ти пополнять бывшую колонию рабочей силой. Ос­тавшиеся колонии не испытывали в ней недостатка.

Прекращение работорговли нанесло бы серьёз­ный удар по соперникам Великобритании. Особен­но пострадали бы Испания и Португалия. Лишив­шись притока невольников, их колонии оказались бы ещё более зависимыми от закупок английского промышленного оборудования и различного рода технических усовершенствований.

Среди стран, активно поддержавших запреще­ние работорговли, была и Россия, прогрессивные деятели которой давно выступали в защиту рабов. Декабристы проводили прямые аналогии между

рабством Нового Света и крепостным правом в России и призывали навсегда покончить с ними.

Непримиримую позицию по отношению к рабо­торговле занимал и российский двор. Не приходит­ся сомневаться в искренности гуманных побужде­ний русского императора. Александр I, воспитан­ный французом-республиканцем Лагарпом, в юнос­ти был поклонником Французской революции кон­ца XVIII в., и позднее в его политической практике иногда причудливо сочетались взаимоисключаю­щие друг друга либерализм и абсолютизм. Велико­душное сострадание к невольникам-неграм и игно­рирование бесправного положения своих поддан­ных, крепостных крестьян, — один из парадоксов правителя России.

В 1815 г. на Венском конгрессе, казалось, вся Европа выступала за ликвидацию позорного торга, однако в процессе обсуждения выявились две весь­ма удалённые друг от друга позиции. Англия счи­тала этот вопрос международно-правовым, а Испа­ния, Португалия, Голландия и Франция — нацио­нальным, касающимся только их непосредственно. К тому же они заявили, что конгресс не полномочен устанавливать сроки прекращения работорговли. Колониальные державы настаивали на сохранении её ещё на неопределённое время, признавая, впро­чем, противоречащей нормам общечеловеческой и христианской морали.

Искоренить позорное явление сразу не удалось. Появились лишь многочисленные конвенции, дек­ларации, декреты. Торговля людьми продолжа­лась: с 1807 по 1847 г. из Африки вывезли более 5 млн. рабов.

Англия вновь поднимала этот вопрос в 1822 г. на Веронском конгрессе великих держав того вре­мени, но добилась только морального осуждения рабства. В первой половине XIX в. во многих стра­нах мира возникли мощные общественные движе­ния борцов за полное запрещение купли-продажи людей.

Развитие экономики и достижения промышлен­ности стран Европы и Америки выявили полную бесперспективность рабства. Весь XIX век прошёл под знаком отмены рабства в различных странах. В начале столетия оно было объявлено вне закона на Гаити, затем — в Центральной Америке и Мек­сике, в 50-е гг. — в большинстве латиноамерикан­ских государств. 1 января 1863 г. с рабством было покончено в США, в 1886 г: — на Кубе, в 1888 г. — в Бразилии.

Только в 1926 г. была наконец принята Лигой наций и ратифицирована большинством государств конвенция о полном запрещении рабства и рабо­торговли.

Среди выдающихся политических деятелей ми­ра особое место занимает шестнадцатый пре­зидент США Авраам Линкольн. Его прези­дентство пришлось на период гражданской войны в США 1861—1865 гг., унёсшей жизни около 600 тыс. американцев. В истории Линкольн навсег­да останется как человек, предотвративший распад Соединённых Штатов и освободивший рабов. Он по праву считается продолжателем дела «отцов-осно­вателей» США, создателей американской демокра­тии.

Авраам Линкольн родился 12 февраля 1809 г. в штате Кентукки в семье бедного фермера. Всё её благосостояние зависело от клочка земли, на ко­тором работали родители Авраама, Томас и Нэнси Линкольны. С детства Авраам привык трудиться, помогая родителям обрабатывать землю, охотясь и собирая лесные ягоды. Американских фермеров в начале XIX в. подстерегало много опасностей. На­падения индейцев, эпидемии, истощение земли зас­тавляли их часто переезжать с места на место. Не была исключением и семья Линкольнов. Это поме­шало Аврааму получить даже начальное образова­ние. Сам он об этом говорил так: «Бесспорно, что, когда я достиг совершеннолетия, я знал немного. Однако я кое-как читал, писал и считал, и это было всё, что я мог». Выручали природная любознатель­ность, отличная память, постоянная тяга к самооб­разованию. Он очень любил читать. Любимыми книгами его детства были «Робинзон Крузо», «Бас­ни Эзопа» и «История Соединённых Штатов».

Линкольн всего в жизни добился собственными усилиями. Начав в 21 год самостоятельную жизнь, он перепробовал много профессий. Работал земле­мером, кладовщиком, лесорубом, почтовым служа­щим, даже воевал с индейцами. В течение несколь­ких лет Линкольн изучал право, рассчитывая по­лучить лицензию адвоката. В круг его интересов входили также история и филология, он самосто­ятельно изучал математику и механику. Живя сре­ди простых людей, Линкольн сумел завоевать ав­торитет успехами в спортивных состязаниях, осо­бенно в борьбе.

Природа наградила Линкольна яркой внешно­стью. Огромного роста, с необыкновенно длинными руками и ногами, он выделялся в любой толпе. Один из современников Линкольна вспоминал, что от него веяло магнетизмом и энергией, которые притягивали к нему людей.

Первые шаги в политике Линкольн сделал в 1834 г., когда был избран в законодательное собра­ние штата Иллинойс, пройдя здесь отличную по­литическую школу, завоевав авторитет среди кол­лег. В 1836 г. Линкольн сдал сложный экзамен и получил право на собственную адвокатскую практику.

АВРААМ ЛИНКОЛЬН

Линкольн

Национальная портретная галерея. Вашингтон.

Став юристом, он перебрался в город Спринг­филд. Линкольн впервые в жизни начал хорошо зарабатывать. Для этого ему приходилось практи­ковать не только в Спрингфилде, но и по всему су­дебному округу. Каждую весну и осень он верхом или в коляске проезжал сотни миль по малонасе­лённым прериям от одной деревушки к другой, раз­бираясь в тяжбах фермеров. Дела по большей части были мелкими, а гонорары за них — ничтожными. Глубоким знанием юриспруденции и бескорыстно­стью Линкольн добился известности в штате Илли­нойс.

550

Следующей ступенькой в политической карьере Авраама Линкольна стало его избрание в Палату представителей конгресса США в 1847 г. Работа в конгрессе открывает возможность претендовать на место в правительстве страны. Однако Линкольну не удалось в этот раз выделиться среди американ­ских законодателей. Более того, выступив против американской агрессии в Мексике и политики пре­зидента Полка, Линкольн нажил себе много поли­тических врагов. Дело было в том, что США в это время вели активную политику по захвату земель соседних стран, особенно Мексики. При помощи оружия и денег американцы за первую половину XIX в. увеличили свою территорию в 3,5 раза. Боль­шинство населения страны поддерживало такие действия правительства. Линкольн, будучи убеж­дённым противником войн, решительно высказал­ся против американского вторжения в Мексику. Оценивая действия правительства, он заявлял, что «политический курс демократов ведёт к новым вой­нам, территориальным захватам, к дальнейшему распространению рабства».

Когда в 1849 г. срок его пребывания в Палате представителей истёк, он даже не пытался выста­вить вновь свою кандидатуру. Возвращение из кон­гресса домой в Спрингфилд ознаменовало наступ­ление худшего периода в жизни Линкольна: он по­терял политическую популярность, его адвокат­ская практика значительно уменьшилась, появи­лись большие долги. Но за последующие 3—4 года благодаря упорству и знаниям Линкольн стал ве­дущим юристом штата Иллинойс. Взявшись за то или иное дело, он всегда добивался досконального расследования, до тонкостей знал относящиеся к делу законы, умел преодолеть все формальности и добраться до сути вопроса. Путешествуя по судеб­ному округу, он восстановил былую популярность.

Неудачная проба сил в конгрессе не заставила Линкольна отказаться от политической деятельно­сти. Он вовсе не собирался ограничивать себя ра­ботой адвоката и присоединился к образовавшейся 25 февраля 1854 г. республиканской партии. В это время политическая борьба внутри США шла во­круг вопроса о неосвоенных землях на западе стра­ны и о территориях, захваченных у других стран. Южные штаты, где процветало плантационное ра­бовладельческое хозяйство, хотели распространить рабство и на новые территории. Северные штаты, где рабства не было, считали, что эти земли должны достаться свободным фермерам и промышленной буржуазии. Но вопрос о свободных землях был лишь частью более сложного и важного для США вопроса о будущем страны в целом: будут ли в ней развиваться капиталистические формы собственно­сти, или верх возьмёт плантаторско-рабовладельческая система хозяйства. Очень остро стоял и вопрос о рабстве. Во всём цивилизованном мире оно было осуждено и работорговля запрещена. США же, так гордившиеся своей демократией, продолжали тай­но покупать рабов и ввозить их в страну.

Негры никогда не мирились со своим ужасным положением. Они поднимали восстания, бежали на Север, но плантаторы Юга жестоко подавляли восстания, устраивали на бежавших рабов облавы, словно на диких зверей. В 1850 г. они добились права охотиться за беглыми рабами на территории всей страны. Пе­редовые люди с сочувствием относились к борьбе негров и выступали за отмену рабства в США. На­иболее решительные из них, объединившись с ра­бами, вступали на путь вооружённой борьбы против рабовладельцев. Так, в 1859 г. Джон Браун, создав небольшой отряд из белых и негров, попытался под­нять восстание за освобождение всех рабов Юга. Но местное население не поддержало восставших, Джон Браун был схвачен и казнён.

Авраам Линкольн был противником рабства. 18-летним юношей Линкольн побывал в Новом Орлеа­не, этом крупнейшем центре работорговли Юга. Он был потрясён тем, что на городском рынке людей продают словно животных. «Я ненавижу рабство, потому что рабство само по себе чудовищно неспра­ведливо», — говорил Линкольн. Но как политик он понимал, что попытки крутыми мерами покончить с позорным явлением лишь приведут к войне и рас­паду государства. Близким он признавался, что во­прос об отмене рабства и сохранении Союза штатов является для него сложнейшей проблемой. Поэто­му в своих политических высказываниях он был чрезвычайно осторожен.

Линкольн считал, что сохранение Союза важнее всех остальных проблем. «Несмотря на то что я не­навижу рабство, я скорее соглашусь на его расши­рение, чем увижу Союз распавшимся», — говорил он. Перспектива борьбы Юга и Севера страны пред­ставлялась Линкольну так: «Дом, разрушенный ссорами, не может устоять. Я уверен, что нынешнее правительство не может быть устойчивым, остава­ясь наполовину рабовладельческим, наполовину свободным. Я не ожидаю, что Союз будет расторг­нут, что дом рухнет, и считаю, что раздоры в нём прекратятся. Он станет или полностью свободным, или полностью рабовладельческим». Линкольн был уверен в возможности мирного решения спора меж­ду Севером и Югом. В душе он надеялся, что если рабство будет ограничено только южными штата­ми, то постепенно оно само отомрёт. Рабский не­вольничий труд приводил к тому, что земля плохо обрабатывалась и быстро скудела, и плантаторам, чтобы получать прибыль со своего хозяйства, при­ходилось постоянно расширять территории своих владений.

Конец 50-х гг. XIX в. был поворотным моментом в жизни Линкольна. Активно участвуя в политиче­ских спорах, он приобрёл известность во всей стра­не. Выступая в различных уголках страны, Лин­кольн проявил себя как умный и осторожный по­литик. Он не стал поддерживать требование отмены рабства и стремился всеми силами не допустить гражданской войны. На собрании республиканской партии в Чикаго Линкольн был выдвинут канди­датом в президенты. Теперь предстояла трудная борьба с кандидатами демократов, поддерживаю­щих рабовладельцев Юга. В ходе предвыборной кампании Линкольн сдержанностью и стремлением избегать крайностей сумел убедить избирателей и,

551

победив на выборах 6 ноября 1860 г., стал президентом США.

Избрание республиканца послужило толчком к отделению восьми рабовладельческих штатов, объявивших 4 февраля 1861 г. о создании независимого государства — Конфедеративных Штатов Америки со столицей в Ричмонде, избрав­ших своего президента, Джефферсона Дэвиса.

Линкольн оказался в сложном положении. Он не имел опыта управления страной, не было ещё сформировано правительство. Линкольн хотел убе­дить рабовладельцев отказаться от раскола Союза. Между тем обстоятельства потребовали быстрых и решительных мер. Южане атаковали и захватили форт Самтер. Через два дня Линкольн объявил шта­ты Конфедерации в состоянии мятежа и обратился ко «всем лояльным гражданам» с призывом высту­пить на защиту страны. В армию вступили 75 тыс. добровольцев. Началась гражданская война между Севером и Югом.

Вначале Линкольн думал, что северянам удастся быстро победить рабовладельцев. Действительно, северные штаты занимали гораздо большую терри­торию, там жила большая часть граждан страны, они имели хорошо развитую промышленность. Но Север был не готов к войне. Многие офицеры армии — выходцы из южных штатов — с началом войны перешли на сторону рабовладельцев. Кроме того, в северных штатах насчитывалось немало сторонни­ков Конфедерации, всячески вредивших войскам правительства. Так что опыт управления страной и армией приходил к президенту Линкольну через го­речь поражений и неудач.

Наведение порядка Линкольн начал с прави­тельства. Его доброжелательность, справедливость к оппонентам, уравновешенность, юмор и велико­душие позволили создать хорошо работающее пра­вительство, состоящее как из сторонников освобож­дения рабов, так и из тех, кто склонялся к при­мирению с рабовладельцами. Свою задачу в граж­данской войне Линкольн определил так: «Моя глав­ная цель в этой борьбе — спасти Союз безотноси­тельно сохранения или разрушения рабства. Если я смогу спасти Союз без освобождения рабов, я сде­лаю так; если я смогу спасти его, только освободив всех рабов, я сделаю так; если я смогу спасти его, освободив часть рабов, я сделаю так». Президент умело лавировал между министрами правительст­ва. Он терпеливо выслушивал всех, но решения всегда принимал самостоятельно.

Другой сложной проблемой было создание силь­ной армии. Линкольн обратил внимание на талант­ливого генерала Улисса Гранта и назначил его ко­мандующим. Вместе с другими способными генера­лами — Шерманом, Шериданом, Томасом — Грант сумел провести большое совместное наступление на южные штаты.

Президент Линкольн проявил себя и как талант­ливый дипломат. Ярким примером может служить так называемое "дело «Трента»". На борту англий­ского судна «Трент» два дипломата Конфедерации направились в Великобританию и Францию, чтобы склонить европейцев к оказанию помощи Югу. Однако английское судно было задержано северяна­ми, а посланники южан арестованы. Правительство Великобритании расценило действия северян как оскорбление. Линкольн понимал, что выступление англичан на стороне Юга недопустимо, и освободил дипломатов. Угроза войны с Великобританией ис­чезла.

Два закона, принятых Авраамом Линкольном в ходе войны, имели решающее значение для победы северян и последующего развития США. По закону о гомстедах каждый желающий мог получить за символическую плату в 10 долларов земельный на­дел в 65 га. Этим Линкольн и привлёк в армию северян многих людей, желавших получить землю, и заложил основы современного американского фермерства. Другим законом, подписанным Лин­кольном 1 января 1863 г., была знаменитая Про­кламация об освобождении негров-рабов. Сам Лин­кольн оценил документ так: «Если моё имя когда-либо попадёт в историю, то за этот акт, и в нём — вся моя душа». Прокламация, правда, освобождала лишь рабов мятежных штатов. Линкольн опасался, что в случае полной отмены рабства к мятежникам могут присоединиться те рабовладельческие шта­ты, которые не вышли из состава Союза. Но когда гражданская война уже стремительно катилась к своему завершению и победа Севера была очевид­ной, по инициативе Линкольна была принята 13-я поправка к Конституции США, навсегда запретив­шая рабство.

Закон о гомстедах и освобождение рабов — вы­дающийся вклад Линкольна в развитие подлинной свободы личности в США. Президент собственным примером демонстрировал уважение человеческого достоинства. Линкольн принимал посетителей-нег­ров, чего прежде не делал ни один президент США, а одним из его друзей был бывший раб Фредерик Дуглас.

Линкольн понимал и любил свой народ, и амери­канские граждане ответили всеобщей поддержкой. 8 ноября 1864 г. на очередных выборах он был из­бран президентом на второй срок. 9 апреля 1865 г. войска южан под командованием генерала Роберта Ли капитулировали. Гражданская война в США за­кончилась, но президент стал одной из последних жертв кровопролитной войны. 14 апреля 1865 г., когда страна праздновала победу, в Вашингтоне, в театре Форда, Авраам Линкольн был убит выстре­лом в голову. Совершив злодеяние, убийца, актёр Джон Бутс, фанатичный сторонник южан, выско­чил на сцену и выкрикнул: «Так погибают тираны. Юг отмщён!».

Смерть Авраама Линкольна потрясла весь мир. Нескончаемым потоком шли люди в Белый дом, чтобы проститься с человеком, который вывел стра­ну из тяжелейшего кризиса, сплотив сторонников единства страны и уничтожения рабства. Только сохранив единое государство, США смогли впослед­ствии стать ведущей державой мира. Оценивая за­слуги Линкольна, великий русский писатель Лев Толстой сказал так: «Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни».

552