Оружие и магия
...Схватка была жестокой, но короткой. Отразив щитом первый натиск, крестоносец привстал на стременах и со страшной силой обрушил свой меч на шлем не успевшего увернуться врага. Через минуту юный оруженосец рыцаря, связав оглушённого сарацина, уже пытался поймать за узду его арабского скакуна. Крестоносец слез с коня, поглядел с минуту на безуспешные усилия юноши, покачал головой: непросто поймать ветер пустыни. Надо было, однако, отблагодарить Господа за дарованную победу. Рыцарь воткнул меч в землю, встал перед ним на колени, сложил молитвенно руки. Меч теперь уже не был страшным оружием — он стал крестом, символом спасения и надежды. Луч солнца, скользнувший по матовому клинку, высветил серебряные буквы: «SNESNDUONMINIODIFS». Рыцарь знал, как читать эту зашифрованную надпись. Тихо зазвучала латынь: «Во Имя Спасителя нашего, Господа Вселенной. Во Имя Матери Иисуса. Во Имя Иисуса Всемогущего, Сына Бога. Спаситель».
Рыцарь благоговейно коснулся губами навершия рукоятки меча. Там, под медной обкладкой — мощи великого святого с берегов такой родной и такой далёкой теперь Роны. Всё. Молитве окончена. Крестоносец поднялся с колен, выдернул клинок из земли, вложил в ножны. Вложив, не удержался: снова коснулся его рукояти (на этот раз прикосновение не было столь робким) и, подмигнув кому-то, произнёс тихо: «Мы снова победили, Гроза Мавров». Потом взглянул на связанного и уже начавшего приходить в себя сарацина. Мирское брало своё. Теперь рыцарь уже прикидывал в уме, большой ли выкуп можно будет взять за столь богато одетого пленника...
Мастера средневековья знали множество способов улучшения боевых свойств оружия. Заклинание или молитва, начертанные на клинке, мощи святого в навершии рукояти — лишь некоторые из них. Магическое значение, например, имели изображения крестов, полумесяцев и окружностей на клинках. Перед выступлением в поход рыцарь иногда относил свой меч в церковь, и там он несколько дней, а то и месяцев лежал на алтаре, после чего его кропили святой водой. Мечи посвящали Иисусу Христу и Деве Марии. «In Nomine Domini» — «Во Имя Господа» — эту надпись на клинках вырезали очень часто. Каждый удар, наносившийся таким клинком, наносился во Имя Господа. Мог ли быть неточным, неудачным такой удар?
Некоторые мечи средневековья известны нам под именами собственными. Давая оружию имя, надеялись, что оно повлияет на боевые качества клинка. Жуайез — «Радостный» — так, по средневековым преданиям, звали меч Карла Великого.
Но время шло — и всё меньше оставалось подлинной рыцарской романтики, пусть грубоватой, но искренней. Утончённость и усложнённость рыцарских обычаев XV—XVI столетий — это попытка яркой мишурой прикрыть внутреннюю пустоту. Рыцари продолжали давать торжественные обеты — но мало кто их уже выполнял. Оставались на клинках надписи и рисунки — но никто уже не воспринимал их как магические.
И всё же магия не уходит. Странно на первый взгляд, но объектом её становится в это время оружие огнестрельное. Странно потому, что само рождение его стало возможным лишь в результате научного вторжения в тайны природы. Всё, однако,
математик Тарталья, занимаются расчётами траекторий полёта снарядов, дают рекомендации мастерам-литейщикам. Пушек в Европе очень много, и применяются они уже не только при штурмах и защите городов, но и в полевых сражениях. Около двух с половиной тысяч таких орудий находилось на кораблях «Непобедимой армады», брошенной в 1588 г. испанским королём на завоевание Англии и бесславно погибшей, так и не достигнув её берегов.
Бронзовые артиллерийские орудия XVI—XVII вв. были очень красивы. Сверкающие полированные поверхности, рельефные и резные надписи с именами мастеров и заказчиков, гербы европейских государей, пышный растительный орнамент, изображения героев и фантастических животных — таковы пушки и мортиры этого времени. Это подлинные шедевры литейного мастерства и искусства, а их создатели — настоящие художники. Знаменитый пушечный мастер Лёфлер, например, — целая эпоха в истории художественного литья. Многие европейские монархи заказывали ему эти грозные произведения искусства. В конце концов Лёфлер стал одним из богатейших людей и даже ссужал деньгами своих коронованных клиентов.
Средства транспортировки орудий также изменились. Бомбарду, ядра и порох к ней перевозили на нескольких специальных повозках. На них везли и деревянные брусья, чтобы укладывать орудие на позиции, щиты для прикрытия ствола и прислуги во время заряжания. Орудия поменьше тоже имели отдельные средства транспортировки и подставки для стрельбы. Всё это хозяйство было тяжёлым и неуклюжим. Большим облегчением стало появление лафетов — обычно деревянных двухколёсных станков с массивными станинами, между которыми на специальных опорах — подушках — укладывали орудия. Задние концы станин во время стрельбы упирались в землю и поглощали отдачу при выстреле. Транспортировались они на специальных двухколёсных повозках — передках.
Совершенствовался и сам ствол. Эффективность стрельбы была возможна только при надёжном закреплении «тела» орудия в лафете, но в то же время необходимо было менять угол его возвышения. Появились цапфы — цилиндрические приливы по бокам ствола, которые укладывались в гнёзда — полукруглые вырезы на станинах. Отдача при выстреле не могла теперь сбросить ствол с лафета, в то же время специальное устройство позволяло поднять и опустить его казённую (заднюю) часть, а при этом соответственно опускалась или поднималась передняя — дульная. Задний срез ствола (тарель) первоначально опирался на дерево лафета, непосредственно передавая ему отдачу. Теперь в этом уже не было необходимости — отдача шла через цапфы. На тарели стали делать приливы в виде шара на шейке, чтобы удобнее было поднимать и опускать ствол. Шары чаще всего отливались в форме виноградных кистей — отсюда и их название: «винграды». Над цапфами в верхней части ствола были специальные скобы — тоже для облегчения его опускания и подъёма. Скобам придавали разную форму, но чаще всего они напоминали морских животных с выгнутыми спинами, и постепенно за ними утвердилось название «дельфины».
498
Такой вид артиллерийское орудие сохраняло долго. Со временем менялись его пропорции, становились легче ствол и лафет, исчезали излишние украшения и, главное, улучшалось качество литья. Повышалась мобильность артиллерии, и роль её в бою становилась несколько иной.
В XVII и XVIII вв. орудия выставляли в линию перед фронтом войск или равномерно размещали между боевыми порядками. Использовали их чаще всего лишь для подготовки атаки или в помощь войскам, отбивающим атаку противника. Линии солдат стояли перед жерлами неприятельских пушек, извергавшими смертоносные снаряды, и ждали сигнала к движению. Ядра выбивали из линий то одного, то другого солдата, и тогда следовала команда: «Сомкнуть ряды!» Такая канонада могла продолжаться очень долго.
2 июля 1644 г. во время гражданской войны в Англии при Марстон-Муре сошлись армия короля Карла I и армия парламента (см. ст. «Англия в период Нового времени»). Войска простояли целый день. С утра до вечера продолжалась артиллерийская дуэль. По словам современника, казалось, весь воздух превратился в огненную стихию. Лишь в 7 часов вечера эскадроны парламента под командованием Оливера Кромвеля пошли в неожиданную для противника и ставшую впоследствии столь знаменитой атаку, которой не выдержали ни роялистская конница принца Руперта, ни пехота сторонников короля.
В середине XVIII в. роль артиллерии в бою изменилась. Знаменитый теоретик и практик артиллерии француз Грибоваль сначала в Австрии, а потом и у себя на родине предложил совершенно новую систему. Система Грибоваля — это не только облегчённые стволы орудий и более удобные лафеты. Это не только упорядочение калибров и строгое соблюдение одних и тех же правил отливки на разных пушечных заводах. Это прежде всего признание за артиллерией самостоятельной роли в бою. Эта новая роль артиллерии ярко проявилась на рубеже XVIII—XIX вв. В сражениях участвовали теперь огромные массы пехоты. Глубокие колонны атаковали боевые порядки противника. Манёвренные орудия в ходе сражения сводились в батареи, и батареи эти наносили массированные огневые удары по наиболее уязвимым местам обороны врага. Менялась боевая обстановка — и батареи срывались с места и переходили на новые позиции, усиливались новыми орудиями или, наоборот, расформировывались.
Наступающие колонны противника встречались плотным огнём, способным остановить и отбросить целые дивизии. На дальние расстояния стреляли ядрами. Для разрушения полевых земляных укреплений и поражения живой силы использовали бомбы и гранаты (той же конструкции, что и бомбы, но меньшего диаметра). Если же враг был рядом и готовился «оседлать» батарею, в его порядки в упор выпускали картечь — снаряды, состоящие из обвязанных просмолённой бечевой или уложенных в жестяные цилиндры свинцовых или чугунных пуль.
Заряжали орудия быстро. Если раньше надо было сначала отмерить нужную порцию пороха, засыпать её в канал, забить деревянную пробку и только потом вложить заряд, то теперь зашивали снаряд вместе с заранее отмеренным количеством пороха в «картузы» — холщовые мешки.
объясняется просто. Да, люди научились делать порох, знали, что и как надо смешать и сколько взрывчатого вещества необходимо положить в канал пушки. Они многое знали — не знали только одного: а почему, собственно, происходит взрыв? И эта тайна будоражила их воображение. Ужасный грохот, клубы дыма, запах серы (это ведь запах ада!), наконец, невиданное доселе разрушающее действие нового оружия — всё это приводило людей в ужас. На одной старинной гравюре за плечами производящего свои опыты открывателя пороха Бертольда Шварца изображён сам Сатана. Не он ли нашептал учёному монаху рецепт, унёсший так много жизней? Мрачная, апокалиптическая картина видится великому Леонардо да Винчи: «Выйдет из недр некто, кто ужасающими криками оглушит стоящих поблизости и дыханием своим принесёт смерть людям и разрушение городам и замкам». Кто же этот «некто»? Пушка, отливаемая из бронзы в специальной яме, вырытой в земле (отсюда и «недра»).
Но если всё это так, то нельзя ли увеличить разрушительную силу артиллерии? Можно, говорит магия XV—XVI вв. Можно, например, улучшить свойства пороха путём добавления в него пепла сожжённых вместе ящерицы и червяка — грохот взрыва тогда особенно испугает врага. Но лучше всего — перенести магические действия на орудийный ствол — ведь именно он бросает разящие врага ядра.
Случайно ли многие старинные пушки носили имена собственные? Вчитаемся в надписи на их стволах, вдумаемся в их смысл.
«Лее зовусь я, мой рёв пронзителен».
«Страус зовусь я, когда я иду туда, то меня слышно».
«Я зовусь Петух. В драке я вперёд прорвусь».
«Внезапный конец я.
Падай ниц предо мною, советую я.
К тебе резким прыжком иду я...»
«Я зовусь Прекрасная Елена. Из-за меня много людей погибло».
Гибель врагу — вот что предрекают все эти устрашающие надписи. И не случайно самые популярные названия старинных пушек — это имена хищников (Волк, Лев) или фантастических монстров (Василиск). Изображения их — рядом с надписями. Названия при этом даются отнюдь не случайно. «Василисками», например, называли только крупные осадные орудия, предназначавшиеся для пробивания брешей в крепостных стенах. Василиск, Царь Змей — мифическое существо с хвостом змеи, головой и лапами петуха — дыханием своим, согласно средневековым поверьям, мог разрушать камни.
Как долго живут традиции! Уже никто не думает всерьёз, что удачное название пушки или самолёта улучшит их тактико-технические характеристики. И всё же — даются ведь имена! Танк — это хищный зверь — например, «Леопард»; вертолёт морской авиации — конечно же, «Морской король»; пистолет-пулемёт — устрашающий ядовитый «Скорпион». Традиция есть традиция...
*
499
К началу XIX в. артиллерия стала мощной и подвижной, достигла совершенства. Дальше потребовалось изменение самих принципов конструкции орудий.
Ранние образцы ручного огнестрельного оружия можно увидеть лишь в нескольких музеях. Это маленькие (длиною примерно 10—50 см и калибром 20—40 мм) стволики из железа или бронзы с запальным отверстием наверху в казённой части. Тяжёлых деревянных колод, к которым эти стволики прикреплялись обручами, или круглых стержней, на которые они насаживались при помощи выемок на своих задних срезах, почти не сохранилось. На старинных миниатюрах изображается, как стреляли из этого оружия. Стрелок зажимал заряженное оружие под мышкой, клал на плечо или упирал себе в грудь и наводил на цель. Заряд воспламенялся, когда к запальному отверстию подносили фитиль или раскалённый прут. Эту операцию зачастую проделывал не сам стрелок, а его помощник. Такая стрельба была, конечно, и малоэффективной, и неудобной, а то и небезопасной. Усовершенствования, которые мастера-оружейники XV в. вносили в конструкцию ручного огнестрельного оружия, могут показаться сегодня слишком простыми и элементарными, да и само это оружие в исторической литературе называют примитивным. Но между бомбарделлой и современным автоматом дистанция всё же значительно меньше, чем между той же бомбарделлой и луком со стрелами. Может быть, наши потомки будут называть примитивным и автомат. Современные конструкторы оружия двигаются по дороге, проторённой оружейниками XIV—XV вв.
Как же изменялась в XV столетии конструкция ручного огнестрельного оружия? Прежде всего удлинился ствол. Пуля, мчавшаяся в его канале, ударялась, естественно, в его стенки, они корректировали её полёт, и он становился более прямым. В конце XV в. появилось оружие с нарезными стволами — каналы их были не гладкими, как раньше, а со специальными желобками, направлявшими пулю. Ближе к дульному срезу располагалась мушка - стало гораздо удобнее прицеливаться. Очень важное усовершенствование — перенесение запального отверстия на боковую (правую) сторону ствола. Под ним появилась «полка» (выступ с углублением). На полку насыпали порох и прикрывали его откидной крышечкой. Порох поджигали, и он, вспыхивая, передавал огонь через запальное отверстие в ствол. Порох на полке называли «затравочным», и отверстие в стволе стали обозначать теперь этим же словом.
Улучшился сам порох. В XIV в. это была так называемая «пороховая мякоть» — порошок из серы, селитры и угля, частички которых имели разную массу и потому при длительном хранении, а особенно при тряске, более тяжёлые из них оседали на дно ёмкости. В последней четверти XV столетия на специальных мельницах стали делать более сильный и надёжный гранулированный порох.
И, может быть, главное усовершенствование —
так называемый замок, механизм воспламенения заряда. Самый ранний замок принято называть фитильным. Был он чрезвычайно прост: С- или S-образный курок с зажатым в его головке тлеющим фитилём при нажатии на спусковой крючок плавно опускался на пороховую полку и поджигал затравочный порох, после чего отводился назад посредством пружины. И курок, и пружины монтировались на замочной доске — металлической планке, крепившейся к ложе. Позже к этой же планке стали приделывать и полку. Теперь внимание стрелка сосредоточивалось лишь на прицеливании. Уже не приходилось одновременно следить за тем, чтобы фитиль, зажатый в пальцах, коснулся полки именно в нужный для точного выстрела момент. Появление замка повлекло за собой стремительное изменение формы ложи: ведь освободившаяся от фитиля рука могла теперь поддерживать её. Постепенно формируется приклад — задняя часть ложи, упирающаяся в плечо.
Оружие с фитильными замками просуществовало в Европе до конца XVII в., а в некоторых странах Востока вышло из употребления лишь столетие назад. Одно из самых больших его преимуществ — предельная простота в изготовлении. Целые воинские отряды вооружались им.
Аркебузы европейской пехоты конца XV — начала XVI вв. — ландскнехтов — тяжёлые, ещё с прямыми или чуть изогнутыми прикладами. Пружины их курков — на наружных сторонах замочных досок. Старинные гравюры изображают ровные, окутанные пороховым дымом квадраты такой пехоты, двигающиеся по полям сражений. Рядом с ними — другие квадраты, над каждым из которых лес пик. Со временем первых квадратов становится всё больше.
В середине XVI в. появляются мушкеты — длинные ружья, широкие гранёные приклады которых можно плотно прижимать к плечу. Стрелок-мушкетёр стал, пожалуй, самой заметной фигурой на поле боя, существенно потеснив пикинёра. Лихо заломленная широкополая шляпа с перьями или железный шлем — «морион», кираса или кожаная куртка, широкие штаны до колен, чулки и туфли с бантами — таков облик мушкетёра XVI—XVII вв. Через левое плечо у него ремень — бандельер с подвешенными в специальных футлярах боеприпасами, на боку — шпага, в руке — сошка (упор с развилкой, на которую во время стрельбы кладут мушкет). Мушкетёры — грозная сила, своим огнём способная решить исход крупного сражения. К построенному в боевой порядок мушкетёрскому отряду не подступиться: пока его передняя шеренга ведёт огонь, задние заряжают оружие, и дружные залпы следуют один за другим. Строй мушкетёров — «караколе» («улитка») — состоял из 10 шеренг и 12 рядов, а знаменитые слаженностью своих действий шведские солдаты армии Густава II Адольфа строились в 6 шеренг, что при том же количестве стрелков увеличивало силу залпа вдвое. Таким образом, малая скорострельность каждого отдельного ствола вполне компенсировалась слаженностью действий
500
солдат. Если враг врывался в боевые порядки, в дело шли тяжёлые боевые шпаги.
Мушкет в европейских армиях XVI—XVII вв. — преобладающий, но вовсе не единственный вид огнестрельного оружия. Очень популярны у кавалеристов стали карабины — короткие ружья, удобные для стрельбы с коня, и пистолеты, которые первоначально были исключительно оружием конницы. Замки их, однако, чаще всего не фитильные, а значительно более сложные по конструкции — колесцовые или ударно-кремнёвые.
Колесцовый замок появляется в самом начале XVI в. Германия и Фландрия спорили о приоритете в его изобретении. Впрочем, ещё в конце XV в. великий Леонардо да Винчи работал над аналогичной конструкцией. Колесцовый замок не требовал для ведения стрельбы, как фитильный, постоянно тлеющего фитиля. Предварительно взведённый механизм колесцового замка при нажатии на спуск начинал быстро вращать колёсико с насечённым краем. Одновременно на колёсико опускался курок с зажатым в нём кремнём. Получавшиеся в результате искры падали на полку с порохом.
Однако колесцовые замки были излишне сложными. Аристократы использовали охотничье оружие с этой системой воспламенения ещё в XVIII в., но солдаты больше любили другой тип замка — ударно-кремнёвый. Искра, зажигающая порох, высекалась не при трении, а при сильном ударе кремня, зажатого в губки курка, о подвижную металлическую пластинку — огниво, опускавшуюся на полку. Известно много вариантов ударно-кремнёвого замка. Самый совершенный из них — французский, иногда называемый батарейным или классическим. Он был изобретён в начале XVII в. Марэном ле Буржуа и просуществовал в европейских армиях до второй половины XIX в., а в охотничьем оружии — до начала XX в. Механизм ударно-кремнёвого замка смонтирован на внутренней стороне доски, всё действие его удивительно продумано. Во избежание случайного выстрела курок имеет два взвода: боевой и предохранительный. Огниво замка, изогнутое под прямым углом, служит одновременно и крышкой полки.
Изобретение батарейного замка повлекло за собой целый ряд усовершенствований в огнестрельном оружии. Появились казнозарядные, многозарядные и многоствольные ружья и пистолеты. На смену гранёному мушкетному прикладу пришёл более лёгкий («французский») с длинной шейкой, которую легко охватывала правая рука стрелка. Ружьё стало оружием универсальным: появление штыка и облегчение ложи позволяло действовать им в рукопашной схватке. Пикинёры почти исчезли с поля боя. «Штыком коли, прикладом бей!» — эта команда звучала на разных языках, и порой огнестрельность ружья считалась даже чем-то второстепенным: исход сражения на рубеже XVIII—XIX вв. зачастую решался мощным штыковым ударом пехоты, построенной в глубокие колонны. «Пуля — дура, штык — молодец», — эти слова Суворова могли бы повторить многие полководцы — его современники.
А дальше в ручном огнестрельном оружии произошло то же, что и в артиллерии. Конструкция достигла совершенства, и появилось оружие принципиально иных конструкций. Дульнозарядные ружья и пистолеты, заряд которых воспламенялся от вспышки затравочного пороха на полке, сменились системами с «капсюльным» замком, в свою очередь исчезнувшим с появлением патронов центрального воспламенения.
...Старинное оружие, выставленное в музеях, поражает красотой своей отделки. Вот немецкие колесцовые пистолеты, тяжёлые рукояти которых покрыты пластинками гравированной слоновой кости. Вот английские карабины XVI—XVII вв., украшенные перламутром, работы британских мастеров XVIII столетия, оружие настоящих аристократов — знаменитые охотничьи ружья, в которых ничего лишнего, всё строго и удивительно изящно. Тонкий металл ствола, прорезные серебряные украшения на рукоятях — пистолеты мастеров знаменитой итальянской династии оружейников Коминаццо. Особая роскошь отделки, её разнообразие — это уже Франция, великие Буте и Лепаж («Лепажа стволы роковые», несчастной жертвой которых пал пушкинский Владимир Ленский). Украшения на оружии, эти «цветы зла», — порой настоящие шедевры.
- Оливер кромвель
- Политические партии периода буржуазной революции
- Реставрация
- Реставрация стюартов
- Парламент. Тори и виги
- Война за испанское наследство
- Георг III
- Луддизм
- Промышленный переворот
- Викторианская эпоха
- Тред-юнионы
- Эдуард VII
- Карл XII шведский
- Огнестрельное оружие XIV — начала XIX вв.
- Оружие и магия
- Просвещение
- Иммануил Кант.
- Война за независимость сша (1775-1783 гг.)
- Джордж вашингтон
- С. Конг.
- Французская революция
- Красное знамя
- 20 Апреля 1792 г. Король и Законодательное собрание объявили войну Австрии. Этой войне суждено было продлиться (с вовлечением в неё большинства европейских держав) и унести жизни миллионов людей.
- Людовик XVI.
- 15 Января 1793 г., выслушав все доводы за и против осуждения короля, депутаты приступили к решающему голосованию.
- "Поверженный кумир". Гравюра 1793 г.
- "Разоблачённый аристократ". Политическая карикатура.
- Неизвестный художник. "Робеспьер".
- Наполеон и его империя
- Жан Антуан Гро. "Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту" .
- Давид. "Наполеон на перевале Сен-Бернар".
- Маршалы наполеона
- "Фельдмаршал Журдан после взятия Вены". Музей в Версале.
- Рабство и работорговля