logo
АНГЛИЯ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

Викторианская эпоха

Так англичане назвали правление королевы Виктории (18371901 гг.). В этот период не было крупных войн, стабилизировалась экономика, прежде всего промышленность. Не случайно это время окрестили «железнодорожным веком» и «веком угля и железа». В 18361837 гг. в Англии началось строительство железных дорог, и уже через десять лет вся страна была ими покры­та.

Удобные ландо, двухколёсные и четырёхколёсные кебы, а также омнибусы (некое подобие автобусов, запряжённых лошадьми) разъезжали по городским улицам. В сельской местности передвигались в кабриолетах, шарабанах и экипа­жах, запряжённых пони.

Тогда же появился электрический телеграф. Затем последовала замена парусного флота судами из железа и стали, которые приводились в движение паром. Потребность в металле резко возросла, но уже к середине века Британия производила около половины всего количест­ва чугуна, выплавлявшегося в мире.

Существенно пополняли английскую казну доходы от внешней торговли. Открытие золотых приисков в колониях Австралии и Северной Америки укрепили положение Англии в мировой торговле. В 1870 г. объём внешней торговли Великобритании превышал торговлю Франции, Германии и Италии, вместе взятых, и был в 34 раза выше объёма торговли Соединённых Штатов Америки.

В земледельческих работах стали чаще использовать различные машины, и сельское хозяйство двинулось по пути прогресса. После отмены «хлебных» законов в 1846 г. цены на продовольствие стабилизировались. Богат­ство, накопленное к середине викторианской эпохи, в зна­чительной мере ослабило социальную напряжённость в стране, поскольку доходы трудящихся существенно выросли. Однако это не означало исчезновения социального неравенства. Один исследователь писал так об Англии конца правления королевы Виктории: «Нигде так не резки конт­расты богатства и бедности, как в Англии, и ни одна из европейских столиц не имеет ничего подобного «кварталам бедности» Лондона. Англичане делятся на две расы на расу краснощёких и расу с землистого цвета лицом».

Если в западной части Лондона, Вест-Энде, рас­полагалось множество великолепных особняков, то в восточной части, за Темзой и на окраинах в трущобах ютилась беднота. Ужасающая теснота, сырость царили в этих жилищах. Многие вообще не имели крыши над головой.

От постоянного недоедания и малопитательной пищи бе­дняки быстро теряли силы и работоспособность и уже в 30 лет выглядели 60-летними. Лишь в 1878 г. был принят закон об ограничении продолжительности рабочего дня 14 часами. Однако кое-где хозяева заставляли работать своих рабочих по 1718 часов в сутки.

Несколько облегчилась участь женщин и детей, занятых в промышленном производстве. Детей моложе 1214 лет перестали брать на фабрики. Их не принимали в литейные цеха, на «вредное» производство (с использованием свинца, мышьяка, фосфора), требовали свидетельство о состоянии здоровья при поступлении на фабрику. Тем не менее подобные меры правительства вряд ли могли спасти семьи бедняков от нищеты. Об Англии «викторианской эпохи», о её социальных контрастах, о жизни маленьких оборванцев в лондонских трущобах много писал Чарлз Диккенс. Нацио­нальное богатство Англии в викторианскую эпоху созда­валось поистине тяжким трудом.

Совершенно иную картину представляла собой жизнь «сильных мира сего». Лорды, государственные сановники, высшие чины церкви, послы великих держав жили в аристо­кратическом районе западной части города, застроенной великолепными особняками. Одна русская путешественница описывала сцену чаепития в таком доме: «Стол покрыт

сжигали склады с шерстью и хлопком, бастовали. Как правило, власти жестоко подавляли подобные выступления.

К началу XIX в. Англия из земледельческой страны превратилась в промышленную. Быстро росло население городов за счёт бежавших из де­ревень крестьян, которые там не могли прокормить свои семьи из-за огораживаний лендлордами об­щинных земель.

После смерти Георга III Англией управлял его сын Георг IV. Он не слишком интересовался делами своей страны, предпочитая проводить время в ку­тежах и попойках. Георг IV также придерживался партии тори, влияние которой, впрочем, уже не бы­ло таким ощутимым, как прежде.

ВИЛЬГЕЛЬМ IV.

ЛОНДОНСКИЙ

СОЮЗ РАБОЧИХ.

ЧАРТИСТЫ

Партия вигов одержала окончательную победу над тори в 1830 г., когда на престол вступил новый король — Вильгельм IV. В его правле­ние был принят важный закон о реформе, который предоставлял большинство мест в парламенте пред­ставителям от городов — буржуазии, что позволяло ей в значительной мере усилить своё влияние на проводимую правительством политику. Были пре­доставлены также права выбора средним классам — городским квартиронанимателям и сельским арендаторам. В то же время простые труженики в городе и деревне ничего от этой реформы не по­лучили. Они по-прежнему были лишены избира­тельных прав. И тогда рабочие включились в борьбу за политические права. В 1836 г. образовался Лон­донский союз рабочих, который выдвинул про­грамму парламентской реформы — Народную хар­тию. Те, кто боролись за неё, стали называться хартистами, или чартистами. Чартисты добива­лись, чтобы избирательные права были предостав­лены всем гражданам общества, а не только бога­тым и зажиточным людям. Они также настаивали на тайном голосовании, чтобы избавиться от по­зорной купли-продажи голосов на выборах. Ещё чартисты предлагали проводить выборы в парла­мент ежегодно, для того чтобы избранные депутаты лучше выполняли свои обязанности, так как им отводился для этого короткий срок. Они настаивали на том, чтобы членом парламента мог стать любой человек, вне зависимости от того, богат он или беден. Наконец, чартисты предлагали разделить страну на равные избирательные округа. Чартисты начали собирать подписи под Народной хартией, устраивая для этой цели многотысячные митинги граждан. Выступая на них, чартисты говорили: «Допустите народ в парламент, дайте ему власть, и он сам о себе позаботится».

490

Наконец, дело было завершено: 1 млн. 280 тыс. подписей англичан было собрано под Народной хар­тией. Однако парламент отказался признать эту хартию. Рабочие попытались организовать митинги протеста, но полиция их разогнала. В ряде городов произошли столкновения рабочих с полицией. На­чались преследования чартистов. Однако они не сдавались и начали сбор подписей под новой пети­цией. На этот раз 3 млн. англичан подписали хар­тию. Однако и она была отвергнута парламентом. Третью попытку чартисты предприняли в 1848 г., однако и она потерпела неудачу, хотя петицию под­писали уже 5 млн. англичан. Усилия чартистов ус­пехом не увенчались.