logo
АНГЛИЯ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

Французская революция

В конце XVIII в. Франция пережила глубокое общественное потрясение, названное Фран­цузской революцией.

За несколько лет до неё жизнь королевства могла показаться мирной и спокойной. Ничто, казалось, не предвещало перемен.

Население страны в то время разделялось на три сословия. Власть была сосредоточена в руках двух привилегированных сословий — дворянства и ду­ховенства. Все остальные граждане, составлявшие 96% нации, крестьяне, простые го­рожане, ремесленники, торговцы, промышленники, принадлежали к так называемому «третьему сосло­вию». На третье сословие ложилась основная тяжесть налогов, но в воп­росах управления страной его голос ничего не значил.

Обеспеченные люди из третьего сословия жили в постоянной трево­ге. Они вкладывали свои деньги в го­сударственные ценные бумаги, но королевская власть не отчитывалась перед ними в своих денежных тра­тах. Каждый день мог принести вкладчикам (рантье) известие о ра­зорении.

Крестьян раздражали и угнетали бесчисленные феодальные повинно­сти. Крестьянин был, как паутиной, опутан различными ограничениями: он не мог пасти скот, переправиться через реку, перейти мост, продать товар на базаре, наловить рыбы, смо­лоть зерно, вырыть колодец без того, чтобы не уплатить местному дворя­нину очередную грабительскую по­дать. Особую ненависть вызывало право на охоту — одно из самых уни­зительных для крестьян. Только дворянин мог охотиться на дичь на любых окрестных землях, топча крестьянские посевы. Крестьянин же не имел права убивать дичь, хотя та уничтожала его посевы. Косить траву на своих лугах он мог только тогда, ког­да куропаткам не угрожала опасность попасть под косу. Он был обязан оставлять для них невыкошенные участки.

Образованные французы из третьего сословия тоже не были сторонниками старого порядка. Их подготовила к революции французская философия XVIII в. Философы-просветители Вольтер, Монте­скье, Руссо, Дидро, д'Аламбер в своих сочинениях

"Пробуждение третьего сословия".

Современная гравюра.

515

ПОСЛЕ ВЗЯТИЯ БАСТИЛИИ

Бывший видный сановник Фулон заслужил, находясь у власти, всеобщую ненависть простых людей тем, что при недостатке хлеба издевательски советовал беднякам есть траву.

В 1789 г. 74-летний фулон доживал свой век на покое. Испуганный взятием парижанами тюрьмы Бастилии, опасаясь народной расправы, он приказал похоронить своего умершего слугу как самого себя. Но это ему не помогло: кто-то из слуг выдал его местным крестьянам. Те схватили его, привязали ему на спину охапку травы («Пусть жуёт свою траву!») и на верёвке повели его в Париж, на суд.

Толпа парижского простонародья потребовала немедленно судить Фулона. Один из видных вождей начала революции, Лафайет, стал уговаривать толпу: конечно, этот Фулон преступник, но, быть может, у него были сообщ­ники? Надо заточить его в тюрьму и там узнать у него всю правду.

Народ поддавался уговорам и начал было аплодировать речи Лафайета. Однако Фулон, обрадованный тем, что ему не грозит немедленная казнь, присоединился к рукоплеска­ниям. У толпы проснулось подозрение: «Смотрите-ка! Они друг друга поняли!» Люди схватили Фулона и потащили к ближайшему фонарю. Его попытались повесить, но две верёвки оборвались. Старик продолжал умолять о пощаде. Только на третьей верёвке его удалось повесить. Его голову отрубили, набили рот сеном, насадили на остриё пики и пронесли по улицам города.

*