Огнестрельное оружие XIV — начала XIX вв.
Эту историю рассказывают по-разному, и трудно уже установить, что в ней правда, а что вымысел.
В германском городе Фрайбурге в начале XIV в. жил монах по имени Бертольд Шварц. Занимался этот монах делом, которым в общем-то не должен был заниматься, — алхимией. Кажется, имел он из-за этого какие-то неприятности — во всяком случае, согласно одной из легенд, своё удивительное открытие он сделал в тюрьме. А открытие действительно было удивительным и объяснению при тогдашнем уровне науки не поддающимся.
Получить золотую краску — вот чего хотелось Бертольду Шварцу. В тот день он смешивал порошки разных химических веществ и нагревал их в стоящей на огне медной ступе, прикрытой вместо крышки камнем. Видимо, камень этот не слишком плотно закрывал горловину ступы: как иначе могла бы попасть в неё искра? Страшный грохот потряс стены комнаты, мгновенно наполнившейся едким чёрным дымом. Камень, подброшенный неведомой силой, врезался в потолок. Что произошло с самим Шварцем, точно неизвестно: то ли он погиб, то ли этот случай подтолкнул его к дальнейшему исследованию сделанного им состава. Такова средневековая легенда об изобретении пороха. Разумеется, на самом деле настоящие открытия делаются иначе — после долгих поисков, в которых принимает участие не одно поколение людей. И с изобретением пороха не всё было так просто и случайно, как в легенде о Бертольде Шварце.
Европейцы знали секрет изготовления пороха много раньше — во всяком случае, известна зашифрованная знаменитым учёным XIII в. Роджером Бэконом запись с его рецептом. Ещё раньше византийцы применяли в военных целях составы, близкие пороху. Но и они, судя по всему, не были первооткрывателями .
Порох (смесь селитры, серы и каменного угля) был, видимо, изобретён китайцами и использовался ими и для фейерверков, и для боевых действий. Китайцы владели секретами многих подобных средств, но порох обладал двумя свойствами, имевшими огромное значение: быстрое сгорание на воздухе и способность взрываться в замкнутом пространстве.
Каждый из компонентов пороха играет в его составе особую роль. Сера легко воспламеняется и горит, выделяя большое количество тепла. Селитра при горении выделяет много кислорода. Высокая температура и кислород — условия для быстрого
сгорания угля. Такой смеси не нужен кислород и воздуха при горении — значит, оно может происходить в замкнутом пространстве, целиком заполненном этой смесью. Если порох поместить в оболочку и воспламенить через небольшое отверстие то произойдёт мгновенное сгорание его — взрыв, и образовавшиеся газы эту оболочку разорвут. Это свойство и использовали китайцы, начинявшие порохом полые чугунные шары с отверстиями для зажигательных шнуров. Шнуры поджигались, шары выбрасывались из специальной метательной машины и летели с тяжёлым гулом на врага, дымя развевавшимися по ветру «хвостами». Если расчёт времени был верен, то шнуры догорали в тот самый момент, когда снаряды оказывались в расположении неприятеля, и их осколки летели в разные стороны, неся смерть и ужас. Китайцы называли такие снаряды «чёрными драконами», позднее европейцы назовут их бомбами.
А что произойдёт, если оболочка пороха не сплошная, если, как в случае с Бертольдом Шварцем, на ёмкости с порохом крышка? Газы действуют равномерно на все стенки ёмкости, но только одна из них — крышка — подвижна. Значит, они вытолкнут её. Если приблизить крышку к пороху так, чтобы свободного воздушного пространства между ними практически не оставалось, то крышка превращается в снаряд, порох — в заряд для его бросания, а сама ёмкость — в огнестрельное орудие. Но всё это лишь кажется таким простым. Прошли сотни лет, прежде чем люди поняли: порох может не только взрываться — его можно заставить силой взрыва бросать снаряды на большие расстояния.
Более или менее признано, что огнестрельное оружие появилось на рубеже XIII и XIV вв. Самое древнее известное нам по рисункам и описаниям огнестрельное оружие называлось «мадфой», и изобрели его арабы. В короткую деревянную или длинную железную трубку с одним закрытым наглухо концом засыпали порох и помещали снаряд — сферическую пулю, стрелу или то и другое одновременно. Порох поджигали через маленькое отверстие в трубке, он взрывался и выбрасывал этот снаряд. В Европе, имевшей вековые традиции кузнечного и литейного дела, новинка прижилась с невероятной быстротой: понадобилось меньше столетия, чтобы огнестрельное оружие появилось в Италии и Франции, Германии и Англии, Венгрии и Чехии, Польше и России.
Выглядело это оружие по-разному — человек лишь нащупывал его оптимальную форму. В
496
1326 г. учёный и юрист Вальтер де Милемет написал обширный трактат — наставление для юного наследника английской короны, будущего короля Эдуарда III. На одной из помещённых в манускрипте ярких иллюстраций изображены ворота крепости, видимо, осаждённой. Перед воротами — нечто вроде стола, а на нём — грушевидный сосуд со вставленной в него стрелой. Рядом со столом — рыцарь, поджигающий находящийся внутри сосуда заряд. Миниатюра эта — самое старое из известных в Европе изображений огнестрельного оружия.
Были и другие формы раннего огнестрельного оружия, чаще всего короткие трубки с цилиндрическими или коническими каналами (внутренним объёмом ствола). Иногда эти трубки оковывали обручами, чтобы их не разорвало при выстреле.
Современное огнестрельное оружие принято делить на артиллерийское и ручное, стрелковое. Артиллерия действует на большие расстояния, поражает самые разнообразные цели, в том числе и закрытые, невидимые, её орудия обслуживаются несколькими людьми. Стрелковое оружие — в основном индивидуальное, применяется для поражения открытых целей, прежде всего живой силы противника. Современная пушка по внешнему виду совсем не напоминает пистолет или автомат. В XIV же столетии артиллерийские орудия и ручное огнестрельное оружие различались только размерами, весом и калибром (диаметром ствола). Даже названия были сходны: крупные орудия, огромными каменными ядрами пробивавшие крепостные стены, назывались бомбардами, а небольшие стволики для стрельбы с рук — бомбарделлами.
Такое оружие не было ни эффективным, ни надёжным. Сама процедура заряжания была очень долгой, а точность малой. В одном из сражений орудия бургундского герцога Карла Смелого были заряжены и наведены в ходе боя. Бургундские артиллеристы взяли прицел слишком высоко, но повторно зарядить свои пушки они уже не успели. Карл проиграл сражение. Английские лучники того времени на расстоянии 300 шагов без промаха поражали закованных в броню рыцарей, выпуская при этом по нескольку стрел в минуту. Орудия часто разрывались, не выдерживая слишком большого давления пороховых газов. Обслуживавшие их люди, подпалив ведущий к запальному отверстию фитиль, со всех ног бросались к отрытому невдалеке окопу и прятались в нём.
Уже на исходе XVI столетия, когда огнестрельное оружие широко распространилось, знаменитый французский мыслитель Монтень писал, что действие огнестрельного оружия так ничтожно, что, вероятно, его скоро уничтожат.
Однако это оружие продолжали использовать в военном деле, постепенно совершенствуя, пока оно не стало и эффективным, и надёжным. Дело в том, что оно внушало страх людям, привыкшим к традиционной рукопашной, где всё зависело от силы и умения воина. От удара мечом можно было защититься, но как защититься от стремительно мчащегося всесокрушающего ядра? Отряды хорошо вооружённых профессиональных воинов бросались в бегство, завидя наведённые
на себя пушки неприятеля, а города сдавались без сопротивления, если защитники их
замечали, что враг устраивает позиции для своих бомбард.
Тот же Монтень, не веривший в жизнеспособность огнестрельного оружия, писал: «Когда оглушительный треск аркебуз (т. е. ручного оружия, о котором речь пойдёт позже) внезапно поражает мой слух... я не могу удержаться от дрожи; мне не раз доводилось видеть, как то же самое случалось и с другими людьми, которые похрабрее меня».
Впрочем, со временем эти страхи получали всё больше оснований. В XV в. появились орудия, которые способны были несколькими выстрелами пробить брешь в толстых каменных стенах. Герцог Бургундский, непокорный вассал короля Франции, называл свою артиллерию «ключом французских городов». Ручное оружие тоже становилось всё более эффективным, им вооружались уже целые отряды воинов, способные решить исход боя.
Орудия XV в. поражают и сегодня своей мощью. Бомбарда «Ленивая Магда», например, весит 1 т 383 кг, а диаметр её каменного ядра — 35,5 см. И это далеко не самое крупное орудие того времени. Ещё до него были изготовлены «Брауншвейгская Метта» весом 8,7 т с ядром диаметром 67 см и «Бешеная Грета» чуть большего калибра, но значительно более тяжёлая — 16 т. Конструкция этих орудий-бомбард сложнее, чем в XIV столетии. Делались они обычно из сваренных между собой толстых железных полос, скреплённых поперечными обручами. Канал делился на две части: меньшую по диаметру «камору» для пороха и больший «котёл» для ядра. К концу XV в. тяжёлые и неповоротливые железные орудия стали заменять более лёгкими и надёжными бронзовыми. При той же конструкции их делали иногда уже совершенно гигантскими. Гигант из гигантов — знаменитая «Царь-пушка», отлитая в 1586 г. в Москве мастером Андреем Чоховым.
XVI в. — время иных конструкций. Высокие каменные стены не выдерживали мощи и напора бомбард. Вместо них стали сооружать низкие земляные валы, которые не пробить каменными ядрами. От артиллерии нельзя было защититься стенами, но можно было защититься от врагов при помощи артиллерии. Крепости меняют свой вид, потому что совершенствуется артиллерия.
Но и артиллерия меняется с изменением облика крепостей. Бомбарды перелиты или свезены в арсеналы. Всё большую роль играют пушки — орудия с длинными и прямыми каналами, предназначенные для настильной стрельбы по неприятелю. Первоначальная скорость их железных ядер больше, чем у бомбард, и каменные стены они пробивают лучше. Для разрушения же земляных валов используются мортиры — укороченные бомбарды, стреляющие навесом разрывными бомбами.
Развивается артиллерийская наука. Европейские учёные, в том числе знаменитый итальянский
497
- Оливер кромвель
- Политические партии периода буржуазной революции
- Реставрация
- Реставрация стюартов
- Парламент. Тори и виги
- Война за испанское наследство
- Георг III
- Луддизм
- Промышленный переворот
- Викторианская эпоха
- Тред-юнионы
- Эдуард VII
- Карл XII шведский
- Огнестрельное оружие XIV — начала XIX вв.
- Оружие и магия
- Просвещение
- Иммануил Кант.
- Война за независимость сша (1775-1783 гг.)
- Джордж вашингтон
- С. Конг.
- Французская революция
- Красное знамя
- 20 Апреля 1792 г. Король и Законодательное собрание объявили войну Австрии. Этой войне суждено было продлиться (с вовлечением в неё большинства европейских держав) и унести жизни миллионов людей.
- Людовик XVI.
- 15 Января 1793 г., выслушав все доводы за и против осуждения короля, депутаты приступили к решающему голосованию.
- "Поверженный кумир". Гравюра 1793 г.
- "Разоблачённый аристократ". Политическая карикатура.
- Неизвестный художник. "Робеспьер".
- Наполеон и его империя
- Жан Антуан Гро. "Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту" .
- Давид. "Наполеон на перевале Сен-Бернар".
- Маршалы наполеона
- "Фельдмаршал Журдан после взятия Вены". Музей в Версале.
- Рабство и работорговля