logo search
АНГЛИЯ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

Красное знамя

Во второй половине XIX в. и позднее красное знамя было символом революции и социализма. Но 200 лет назад во Франции оно имело совсем другое значение. В случае бес­порядков и волнений правительство вывешивало красное знамя знак военного положения, грозное предупреж­дение всем бунтовщикам. Видя его, граждане спешили разойтись, не то их могли разогнать выстрелами.

Но 10 августа 1792 г. толпы народа, шедшие штурмовать королевский дворец в Париже, решили придать красному знамени новое значение. Год назад сторонников республики расстреливали гвардейцы, держа в руках красное полотнище как знак военного положения. Теперь над народной толпой там и здесь развевались красные знамёна с надписью «Военное положение народа против мятежного правительства». Люди были убеждены, что король и его правительство изменили Франции, вступили в сговор с воюющими против неё державами.

Так красное знамя впервые получило революционное значение. После 10 августа 1792 г. почти на 50 лет оно было забыто, но в середине XIX в. о нём вспомнили, и постепенно оно стало символом рабочего и социалисти­ческого движения.

*

остроумно и резко разоблачали отжившие порядки и предрассудки.

Причины, подтолкнувшие революцию, как мы видим, были достаточно глубоки.

Поводом для революции стал дефицит государ­ственного бюджета. Говоря проще, королевская казна не сводила концы с концами.

Расточительность двора и беспечность минист­ров довели к 1788 г. задолженность государствен­ного бюджета Франции до 140 млн. ливров (на эту сумму в те времена можно было купить с десяток королевских дворцов). Но все-таки положение не было безвыходным — достаточно было обложить налогами привилегированные сословия — дворян­ство и духовенство, чтобы укрепить расшатавшееся здание монархии. Однако два высших сословия упорно не желали поступаться частью своих дохо­дов.

В этих условиях королевская власть пошла на созыв Генеральных штатов — старинного сослов­ного органа власти, не собиравшегося с 1614 г. Мне­ния советников короля Людовика XVI по этому воп­росу разошлись, их голоса разделились поровну. Дело решил голос самого короля, поданный за со­зыв Генеральных штатов — перевесив чашу весов, он стал тем «камешком», который сдвинул лавину.

Решение о выборах депутатов Генеральных шта­тов всколыхнуло всю страну и в особенности третье сословие. Когда Генеральные штаты созывались прежде, все вопросы решали представители духо­венства и дворянства. Только если они не могли договориться между собой, в спор вступало третье сословие. Теперь же окрепшее третье сословие мог­ло воспользоваться предлогом (дефицитом бюдже­та), чтобы с помощью Генеральных штатов пере­вернуть весь старый порядок.

Задачу, стоящую перед третьим сословием, де­путат аббат Сиейес в популярной брошюре «Что та­кое третье сословие?» формулировал так: «Что та­кое третье сословие? Всё. Чем оно было до сих пор в политическом строе? Ничем. Чем оно хочет быть? Стать чем-то».

5 мая 1789 г. в 18 км от Парижа, в Версальском дворце, в так называемом «Зале Малых забав» ко­роль открыл заседание Генеральных штатов. Вдоль стен обширного зала в нарядных костюмах и сута­нах размещались 300 депутатов от дворянства и 300 от духовенства; 600 избранников третьего сословия, скромно одетые в черное, находились в центре. В своей речи король предостерегал против «чрезмер­ного стремления к нововведениям» и осуждал «все­общее брожение» и «возбуждение умов».

Уже на второй день заседаний между тремя сос­ловиями в Генеральных штатах разгорелся спор по вопросу, который может сегодня показаться неваж­ным. Как должны голосовать депутаты — поголов­но или же каждое сословие отдельно? На самом деле это имело огромное значение. Отдельное голосова­ние позволило бы дворянам и духовенству блокиро­вать любое радикальное предложение третьего сос­ловия. Депутаты же третьего сословия настаивали на поголовной подаче голосов. Споры об этом дли-

516

лись полтора месяца, и постепенно среди депутатов от духовенства, в числе которых было много прос­тых приходских священников, наметился раскол: низшее духовенство стало переходить на позиции третьего сословия.

20 июня 1789 г. депутаты от третьего сословия, подойдя к главному входу в зал заседаний, встре­тили вооружённую охрану. Начальник охраны объ­явил им, что зал закрыт, и в качестве предлога со­слался на ремонт.

Но ни преградившие им путь солдаты, ни не­погода (шел проливной дождь) не смутили депута­тов: если надо, собрание состоится и на улице. Не­подалёку оказался свободным «Зал для игры в мяч», зайдя в который, депутаты торжественно по­клялись не расходиться, пока не будет принята конституция — основной закон государства, огра­ничивающий власть короля и отменяющий фео­дальные порядки.

К концу июня 1789 г. сопротивление верхушки духовенства и большинства дворянства было слом­лено и депутаты от всех трёх сословий окончательно объединились в Национальное собрание. Оно про­возгласило себя Учредительным — т. е. учреждаю­щим новую государственность Франции.

Многие газеты с восхищением писали в те дни, что Французская революция, не пролив ни капли крови, приближается к благополучному заверше­нию. Но с конца июня королевский двор начал пе­редвижение войск, расположенных вокруг столи­цы, стягивая их к Парижу и Версалю. Одновре­менно король отправил в отставку всех министров, сочувствовавших Национальному собранию. Среди парижского населения нарастало волнение: любая искра воспламеняла людей. В один из этих дней молодой журналист Камиль Демулен, вскочив на улице на стол перед толпой, воскликнул «К ору­жию!» Сотни голосов отвечали ему «К оружию!» Крикнув: «Нам нужен опознавательный знак!», в порыве вдохновения Демулен сорвал с дерева зе­лёный — «цвета надежды» — лист и прикрепил его к своей шляпе. Тотчас головные уборы множества революционно настроенных граждан украсились кусками ткани зелёного цвета.

Энергия народа искала выход. По городу прошёл слух, что местом сосредоточения войск в Париже станет мрачная крепость-тюрьма Бастилия, что её орудия направлены на город. Захватив оружейный склад, парижский народ начал готовиться к штур­му цитадели. Объект для атаки был выбран точно: все сословия одинаково ненавидели зловещий сим­вол произвола.

14 июля 1789 г. вооружённая толпа окружила тюрьму. Вначале осаждающие попытались добить­ся капитуляции крепости мирным путем и выслали парламентеров для переговоров. Однако они были встречены ружейными выстрелами. Это вызвало ярость толпы, цепи подъёмных мостов были обруб­лены, и осаждающие ворвались в крепость. При этом погибло около ста штурмующих. Освобождено было семь узников; в основном это были женщины лёгкого поведения и душевнобольные, которых

срочно переправили в другой дом за­ключения. Народ растерзал комендан­та Бастилии Делонэ.

Ночью с 14 на 15 июля герцог Ларошфуко-Лианкур разбудил Людовика XVI и сообщил ему о взя­тии Бастилии. На вопрос короля «Что же, это бунт?», герцог ответил: «Государь, это революция». После размышления король принял решение усту­пить революционному потоку «с тем, чтобы не про­лилась ни одна капля народной крови». Посетив Париж, он украсил свою шляпу революционной ко­кардой и выразил своё одобрение случившемуся. Ему был оказан торжественный приём. День взятия Бастилии 14 июля является национальным празд­ником Франции. Само здание тюрьмы было разру­шено вскоре после штурма крепости. Над площад­кой, где стояла тюрьма, появилась надпись «Здесь танцуют».

6 августа 1789 г. Учредительное собрание при­няло декрет, отменявший феодальные права дво­рянства, хотя и оставлявший в неприкосновенности огромные земельные владения дворян. Феодальные повинности отменялись не безвозмездно, а за боль­шой выкуп. На деле, однако, крестьяне так никогда и не выплатили установленный выкуп. Прочтя пер­вую строчку декрета «Учредительное собрание пол­ностью отменяет феодальный порядок», большин­ство из них пришло к твердому убеждению, что с этого дня они ничего не должны своим сеньорам.

Учредительным собранием была принята Декла­рация прав человека и гражданина, начинавшаяся знаменитыми словами: «Люди рождаются и оста­ются свободными и равными в правах». В качестве неотъемлемых прав человека она закрепила права на «свободу, собственность, безопасность и сопро­тивление угнетению».

В собрании депутаты разделились по своим взглядам. Выделились «правые», т. е. сидевшие справа, — сторонники осторожности, умеренности и порядка — и «левые», сидевшие слева — револю­ционеры и сторонники перемен. С тех пор термины «правый» и «левый» употребляются в этих значе­ниях.

В октябре 1789 г. революционно настроенные парижанки организовали «поход на Версаль», тре­буя переезда короля в Париж. Любовь к королю была ещё сильна в народе, но жители столицы хо­тели ограничить интриги королевского окружения. Король подчинился требованиям народа. Тем са­мым он отдавал себя в руки граждан столицы, т. е. в руки революции. Вместе с Людовиком XVI в Па­риж переехало и Учредительное собрание.

14 июля 1790 г., в первую годовщину взятия Бастилии, на Марсовом поле в Париже состоялся один из первых красочных революционных празд­ников. Над подготовкой праздника вместе труди­лись депутаты и простые рабочие; даже сам король пришёл ненадолго поработать лопатой на поле. Ка­залось, во Франции прочно установилась атмосфера братства и доверия. Но это впечатление было обман­чивым, и вскоре от идиллии не осталось и следа.

Заканчивая свою деятельность, перевернувшую

517

Неизвестный художник. "Жан Поль Марат".

СУД НАД МАРАТОМ

Одним из вождей крайних революционеров якобинцев был Жан Поль Марат. Журналист, редактор газеты «Друг народа», он постоянно публиковал в ней призывы к самосудам, народной расправе и т. д. Когда он первый раз выступал в Конвенте, его встретили шиканьем. Он восклик­нул: «Видимо, у меня тут много врагов?», на что из зала за­кричали: «Все! Все!»

В период борьбы между жирондистами и якобинцами жирондисты решили в первую очередь предать суду Марата за его призывы к самосудам. В ходе круглосуточного непрерывного заседания поимённым голосованием жирондисты приняли решение о предании Марата суду. Он стал первым отданным под суд народным представителем.

Марат решил подчиниться декрету и явился в Революционный трибунал. Он подвергал свою жизнь опасности, т. к. в случае осуждения его ждала бы смерть. Но после недельного разбирательства и упорной защиты суд оправдал его.

Восторженный народ поднял его на плечи, надел ему на голову дубовый венок и так, на руках, отнёс в Конвент. Это был триумф Марата, высший момент его жизни.

После такого поражения власть жирондистов стала стремительно таять, и через полтора месяца верх одержали якобинцы.

*

весь старый порядок Франции, Учредительное соб­рание решило, что ни один из его депутатов не дол­жен быть избран в новое Законодательное собрание. Депутат крайней левой группы (состоявшей из де­сятка человек) Максимильен Робеспьер так выра­зил общее чувство: «Мы — победившие, но устав­шие атлеты».

Человеком, против своей воли толкнувшим ре­волюцию дальше и сломавшим установившееся бы­ло равновесие, стал Людовик XVI. После долгих колебаний он принял решение тайно покинуть вместе со своей семьёй Париж и при поддержке ино­странных держав начать открытую борьбу против революции, за восстановление абсолютной монар­хии и старого порядка.

Радикальный журналист Жан Поль Марат от­крыто предупреждал о тайных замыслах короля в своей газете «Друг Народа» 6 июня 1791 г.: «Граж­дане, нам никогда не грозили столь страшные опас­ности: удвойте свое усердие, стерегите дворец Тюильри, чтобы помешать бегству королевской се­мьи».

Ночью 20 июня король вместе с семьёй покинул королевский дворец Тюильри и направился к гра­нице. Воспитательница королевских детей изобра­жала русскую баронессу Корф, королева преврати­лась в её гувернантку, а король, надевший парик, — в лакея. Однако попытка бегства не увенчалась успехом: 22 июня король, неосторожно выгляды­вавший из окна кареты, был узнан и задержан в городе Варенн. Учредительное собрание, объявив­шее до этого, что король «похищен», выслало трёх своих депутатов для возвращения беглого монарха в столицу. Король заявил им, что не имел намере­ния покидать Францию. Услышав эти слова, один из депутатов, Барнав, напыщенно произнёс: «Вот слова, которые спасут Францию!»

Вернувшись в Париж, Барнав произнес в Учре­дительном собрании страстную речь в защиту ко­роля, отражавшую и мнение большинства депута­тов: «Ныне всякие перемены пагубны, всякое про­должение революции губительно. Собираемся ли мы кончать революцию? Или начнем её сначала? Ещё один шаг по пути свободы означал бы низвер­жение королевской власти, ещё один шаг по пути равенства означал бы уничтожение собственности». Депутаты встретили речь Варнава аплодисментами, и ни один из них, включая крайних левых, не ре­шился произнести слова «республика».

17 июля на Марсовом поле национальные гвар­дейцы открыли огонь по манифестантам, собирав­шим подписи под петицией с требованием суда над королём. Несколько десятков человек были убиты и ранены. Но опять-таки вся ответственность за происшедшее была возложена на манифестантов, и никто из членов Учредительного собрания не ос­мелился выступить в их защиту. Франция не была готова к свержению королевской власти.

Утвердив конституцию, Учредительное собрание разошлось. 1 октября 1791 г. начало свою работу новое, Законодательное собрание. В нём господст­вовала группа депутатов, занимавших более ради-

518

Давид.

"Смерть Марата".

кальные позиции, чем лидеры предшествующего этапа революции — Барнав, Мирабо и др. По имени департамента Жиронды, от которого были избраны многие из них, они получили позднее название «жирондисты».

Рассчитывая укре­пить своё влияние во­енными успехами и заставить переменчи­вую королевскую власть безоговорочно встать на сторону ре­волюции, жирондис­ты стали требовать объявления Францией войны сопредельным державам. В качестве повода они указывали на деятельность на их территории француз­ских эмигрантов — монархически настро­енного дворянства и братьев короля.

Лозунг «Война!» был подхвачен боль­шинством депутатов. Против этого реши­лись выступить толь­ко немногочисленные крайние «левые»: Ма­рат, Робеспьер и др. Одна из немногих вы­ступивших против войны газет так отве­чала на слова жирон­диста Бриссо о том, что «честь французов оскорблена»: «Свобод­ные люди никогда не знали, что такое честь.

Честь — это достояние рабов. Пусть будет народ добродетелен, пусть он будет силён, но честь... Ка­кое дело французской нации до мнения кучки ти­ранов, бежавших на заре свободы?»

На слова жирондиста Верньо о том, что «фран­цузов ожидает слава», газета восклицала: «Мы не хотим славы, мы хотим только счастья».