logo search
История Христианской Церкви 4 кл ВШ

Методисты

Движение методистов возникло в XVIII веке из недр англиканства, как стремление произвести реформу в государственной Англиканской церкви, не касаясь ее ученця. Главной задачей было осуществление в жизни начал христианской нравственности. 200 лет непрестанной религиозной борьбы с Римом отрицательно повлияли на религиозно- нравственный облик общества, нравы и обычаи которого к этому времени стояли на очень низком уровне. В 30-х годах XVIII столетия архиепископ Кентерберийский с болью говорил, что над Церковью открыто издеваются светские круги, ученые и дворянство, а над служителями смеются без всякого стеснения.

В этот тяжелый период Англиканской церкви пылкий молодой богослов Оксфордского университета Джон Веслей с группой своих товарищей образовал кружок ревнителей благочестивой жизни — "Священный клуб", ставивший своей целью жить согласно указаниям Евангелия в посте, молитве и добрых делах, строго соблюдая установленный "метод" (отсюда и йх название). Веслей в течение 6 лет читал лекции и Оксфорде и председательствовал на публичных диспутах. Он объявил себя последователем Лютера в "вере оправдывающей" и стал странствующим проповедником благочестия. Вскоре Веслей был изгнан из пределов Англиканской церкви (у них нет термина "отлучать"). Тогда он создает свое "соединительное общество", в котором допускались к проповеди все миряне без различения пола и общественного положения. В 1741 г. вследствие разногласий в учении о предопределении, (т.е. того, что одни люди от вечности определены Богом к спасению, а другие — к погибели) методисты разделились на два течения. В Англии они признают участие в деле спасения человеческой воли и свободы, а в Америке придерживаются учения о безусловном предопределении.

Догматически методизм близок к акгликанству и признает необходимость добрых дел, но не требует ни однообразия во мнениях, ни формы поклонения Богу, а требует только страха Божия и праведных поступков. Методистская церковь сохранила степень епископства, пресвитерства и диаконства. Пресвитеры самостоятельно совершают таинство Причащения, а дьяконы имеют право "благословлять" браки, совершать крещение и помогать во время таинства Причащения.

Методисты серьезно относятся к Христовым заповедям, у них умелая организация верующих и развитая миссионерская деятельность. Их общины разделены на "кружки" и "классы". Классы собираются каждую неделю, обсуждается духовное состояние каждого члена и люди обмениваются духовным опытом. Методисты не гнушаются никакими работами, уделяют много внимания детям, борются с нарушением воскресного отдыха; они против легкомысленных развлечений, расточительности и пьянства. В Америке их насчитывается около 12 миллионов членов. Как все протес­танты, они не почитают Пресвятой Девы Марии и святых. Детям дают имена самые причудливые. Не почитают икон, им чужда символика и церковная архитектура.

В России они появляются под видом разного рода благотворительных и социальных обществ (напр. по борьбе с пьянством), в названии которых может не фигурировать название секты.