Киево-Печерская Лавра.
Основатель Киево-Печерской Лавры, святой Антоний, родился в городе Любече (местечко в нынешней Черниговской губернии) и в крещении был назван Антипа. С юных лет он почувствовал стремление к высшей духовной жизни и, по внушению свыше, решился идти на Афон. В одной из афонских обителей (Есфигмен) он принял пострижение и начал уединенную отшельническую жизнь в пещере, которую доселе показывают близ этого монастыря. Когда он приобрел среди своих подвигов великую духовную опытность, тогда игумен Есфигменской обители дал ему послушание, чтобы он шел в Россию и насадил иночество в этой новопросвещенной христианством стране. Антоний повиновался. Когда он пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных, по желанию князей, греками (Михайловский, Георгиевский, Ирининский и др.). Но Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в двухсаженной пещере, ископанной пресвитером Иларионом51. Это было в 1051 году. Здесь Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми прославился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим городам русским. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.
Преподобный Феодосий молодость свою провел в Курске, где жили его родители. С ранних лет он начал обнаруживать в себе самое благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добродетельными качествами. Узнав, что в храме иногда не бывает литургии по недостатку просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, молол ее своими руками и испеченные просфоры приносил в церковь. За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо любила его, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня” (Мф. 10, 37), — он решился оставить и мать (отца в живых не было), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. “Видишь ли, чадо, — сказал ему Антоний, — пещера моя скорбна и тесна.”
“Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь.”
Когда число сподвижников преподобного Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития, по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил келии и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к дверям келии, и если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных.. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал на пекарне, одежду носил самую простую и ветхую, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. Близ обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую часть монастырских доходов. Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлебов заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известно два поучения к народу, десяти поучений к Киево-Печерским инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы52.
В начале 60-х годов XI в. великий князь Изяслав подарил монастырю всю гору над пещерами.
В 70-х годах XI в. началось большое по тем временам строительство каменных храмов. В 1073-1089 годах был построен и расписан Успенский собор, в начале XII в. – Троицкая и Иоаннопредтеческая церкви, трапезная и т.п. В конце XII в. основная территория монастыря была обнесена крепостными стенами. Таким образом к концу этого века сложился тот основной вид Киево-Печерского монастыря, который определил в общих чертах планировку территории и расположение новых построений для будущих веков.
В 30-е годы XIII в. началось нашествие татаро-монгольских орд, которые в 1240 году подошли к Киеву. Киевляне храбро защищали город, и лишь превосходство вражеских сил дало возможность татаро-монгольским полчищам захватить его. Жестоко расправились враги с населением города, уничтожили огромное количество памятников древнерусской архитектуры, разграбили материальные и культурные ценности, большие потери были нанесены и Печерскому монастырю. Но вскоре монастырь возобновил свою деятельность и и продолжал существовать как один из наиболее влиятельных религиозных центров Южной Руси. Татаро-монгольские ханы, стремились укрепить власть на Руси, привлечь на свою сторону и получить его поддержку, предоставляли церквам и монастырям всяческие льготы, освобождали их от платежа налогов, выдавали грамоты на владение землей.
В XIV в. Литовское княжество захватило западную и большую часть Юго-Западной Руси с Киевом. Эти землю долгое врем находились под властью литовских феодалов. Северо-восточная Русь осталась под властью Золотой Орды.
В XIV-XV вв. ряд экономических и политических причин привели к формированию трех близких братских народов: русского, украинского и белорусского. Захватив украинские земли, литовские князья и феодалы чтобы привлечь на свою сторону духовенство, поддерживали православные церкви и монастыри, наделяли их земельными владениями и крепостными, вносили значительные вклады. Благодаря этому удалось восстановить значительно поврежденный Успенских собор, а также отстроить новые храмы, келии и другие хозяйственные сооружения.
Неоднократные набеги на Украину крымских татар приносили много вреда народу, уничтожали его культурные ценности. Эти набеги нанесли большой ущерб и Киево-Печерской лавре. Особенно много Лавра претерпела в 1482 году во время набега на Киев крымского хана Менгли-Гирея. Но вскоре монастырь был опять восстановлен.
После Люблинской унии 1569 года большую часть украинских земель захватили польские магнаты, которые, стараясь окатоличить народ53, ужесточили расправу над непокорными.
Пользуясь формальным решением Брестской унии 1596 года, польская шляхта вместе с униатами насильно закрывала православные церкви, отбирала церковное имущество, принуждала население принимать унию.
Красочную и образную картину произвола шляхты и униатов дал Т. Г. Шевченко.
В одном из своих произведении он писал:
„...Прийшли ксьондзи і запалили наш тихий рай. I розлили широке море сльоз і крові. А сирот іменем Христовим замордували, розіп’яли...”
Захватив в Киеве ряд церквей и некоторые монастыри, униаты стремились подчинить себе и Киево-Печерскую лавру. Но их притязания оказались безуспешными. Брестская уния встретила решительное сопротивление со стороны монашествующих и мирян, которые видели в ней лукавство папы и новое орудие порабощения, поэтому они, объединив силы, прогнали униатов. Особенно активизировалась антиуниатская борьба при архимандрите Елисее Плетенецком (1550—1624). В 1615 году он основал в монастыре типографию, в которой было издано большое количество полемической литературы, направленной против католицизма и унии. Но успех борьбы с католицизмом и экспансией польских панов на Украине решили сам народ. Длительный экономический, политический и национально-религиозный гнет польских панов привел к народно освободительной войне украинского народа, которую возглавил Богдан Хмельницкий. Освободительная война 1648—1 654 годов закончилась победой над польской шляхтой и воссоединением Украины с Россией. Эта победа дала и Лавре возможность снова «стать на ноги» и восстановить поруганные святыни. Этому восстановлению способствовал и сам царь. Так, в 1658 году царь Алексей Михайлович пожертвовал в пользу Лавры значительную часть земель. В XVIII в. ее собственности находились сотни тысяч десятин земли, много пастбищ, лесов, рыбных озер, хуторов, местечек, несколько городов, 130 сел, ряд бумажных, стекольных, кирпичных, конных и других предприятий. В каждом вотчинном селе было не менее одного, а в городах по несколько шинков. В этом огромном хозяйстве работало более 56 тысяч крепостных. Кроме того, к Лавре было приписано несколько монастырей с вотчинами и десятками тысяч крепостных крестьян.
В 1786 году указом царицы Екатерины II владения монастырей Украины, в том числе и Киево-Печерской лавры, были переданы в казну, а монастыри взяты на государственное содержание. Благодаря этому монастырь в конце XVII и первой половине XVIII в. начинает строительство новых храмов и помещений. Это знаменовало собой новый этап, как в истории развития лаврского архитектурного ансамбля, так и в истории украинского зодчества вообще. Во второй половине XVII в. были построены Аннозачатиевская, Рождества Богородицы, Всехсвятская, Никольская, Крестовоздвиженская и новая трапезная церкви. В конце XVII в. вокруг верхней территории Лавры были сооружены крепостные стены с башнями. В 1718 году в Лавре произошел пожар, уничтоживший деревянные здания, повредивший Успенский собор, типографию, трапезную и другие сооружения. Пожар уничтожил также лаврские архивы, библиотеку с очень ценными рукописными, старопечатными книгами, грамотами, коллекции тканей и многие произведения изобразительного искусства. После пожара в 20-х годах XVIII в. был восстановлен Успенский собор, построены каменные кельи для соборных старцев, Клирошанский и Экономический корпуса, здание типографии, переплетная, трапезная, просфорня, пекарня. Позже были сооружены Главная колокольня, колокольни на Ближних и Дальних пещерах и другие постройки. На протяжении XIX и в начале XX в. над зданиями типографии, митрополичьих покоев, Экономического и Клирошанского корпусов, монастырской больницы были надстроены вторые этажи; заново построили здание художественной школы, живописной мастерской, аптекарского корпуса, помещения для певчих митрополичьего хора, митрополичьей библиотеки, здание Благовещенской церкви и другие. Из сооружении XIX в. в художественном отношении самое интересное двухэтажное здание на Ближних пещерах (корпус 48-й) и пещерные ворота, построенные архитектором Меленским, учеником выдающихся русских зодчих Баженова и Казакова — представителей русской классической школы. В 1844 году территория Нижней лавры была обнесена крепостными стенами. Лаврские сооружения строили и украшали лучшие украинские и русские архитекторы, художники, мастера каменных дел, резчики по дереву и металлу, керамисты, ювелиры. Среди мастеров, работавших в Лавре в XVII—XVIII вв., были выдающиеся русские архитекторы Аксамитов, Шедель, инженеры Дебоскет, Челакаев, Володимиров, украинские крепостные мастера Ковнир, Рубашевский, Тесленко, архитектор Яновский, живописцы Галик, Глинский, Лубенский, мастер лепных украшений Стефанович, резчик по дереву Петров, золотари Равич, Юревич, Ищенко и многие другие.
Фасады новых зданий были украшены лепным орнаментом, пилястрами, сложными профилированными карнизами, фигурными фронтонами. В это время и древние постройки XI—XII вв. (Успенский собор, Троицкая надвратная церковь) получили новое внешнее убранство в стиле украинского барокко. Интерьеры церквей украшали монументальной и станковой живописью. Все эти убранства придавали ансамблю большую художественную выразительность и монументальность.
Главную роль в художественном украшении архитектурного ансамбля Лавры сыграла лаврская школа живописи, которая существовала с давних времен. Еще в XI в. Лавра была центром иконописи и сохранила за собой этот приоритет в последующие столетия. В XVII—XVIII вв. в лаврской школе живописи училась художественному мастерству не только талантливая украинская молодежь, но и представители других народов (русские, сербы, болгары, румыны, молдаване).
О высоком уровне профессионального мастерства лаврских иконописцев писали путешественники, побывавшие в свое время в Киево-Печерском монастыре, в частности архидиакон Павел Алеппский, который сопровождал в середине XVII в. антиохийского патриарха Макария в Москву. Подобные мысли высказывали и известные русские путешественники — Василий Гагара (XVII в.), И. Лукьянов (нач. XVIII в.) и другие.
Среди руководителей живописной мастерской и школы работали такие видные художники, как Иоанн, Феоктист, Алимпий Галик, Роман, Веньямин Фредериче, Захарий Голубовский (XVIII в.), акад. П. Ю. Рокачевский (XIX в.), И. С. Ижакевич (XX в.). Церковная архитектура и живопись привлекали очень многих. Огромные размеры и пышное убранство храмов оказывали сильное воздействие на душу, способствовали укреплению веры и молитвенному уединению. Уже многие столетия Киево-Печерская лавра является одним из самых больших очагов православия. Монастырь, с его пещерами и мощами – один из крупнейших центров паломничества. Это давало ему возможность влиять на население не только Киева и окрестностей, но и центральных и южных губерний страны.
В революционный период, летом 1903 начались массовые гонения на Церковь. Сотни священнослужителей были арестованы, сосланы или расстреляны за антикоммунистическую пропаганду, как об этом говорили большевики. Некоторые, соблазнившись, порвали с церковью и стали на путь атеизма и поиска земных благ.
В это же время, по содействию власти появляются обновленческие и автокефалистские течения, которые нанесли также немалый вред Церкви, захватывая храмы и выгоняя из них законных священнослужителей.
Декретом от 5 октября 1918 года, подписанным В. И. Лениным, все памятники архитектуры, искусства, археологии, истории были объявлены всенародным достоянием и взяты под охрану государства. Для того чтобы сохранять, изучать и популяризировать памятники среди трудящихся, многие из них были объявлены музеями и заповедниками.
В 1926 году Правительство, руководствуясь ленинскими указаниями об использовании культурного наследия прошлого, объявило территорию Киево-Печерской лавры со всеми ее сооружениями, включая и пещерные лабиринты, государственным историко-культурным заповедником.
Утратив поддержку народа, Лавра в 1929 году прекратила существование: многие арестованы, сосланы или расстреляны – служить некому, да и крайне опасно; и таким образом, все памятники архитектуры и художественные ценности перешли в распоряжение дирекции «музейного городка».
В период оккупации Киева немецко-фашистские захватчики разграбили культурные ценности города, в том числе и все «музеи заповедника», взорвали Успенский собор, разрушили 30 сооружений, опорные стены, инженерно-техническую систему, оберегающую территорию заповедника от оползней, повредили Главную колокольню, осквернили церковь Спаса на Берестове. После освобождения города от гитлеровских захватчиков в мае 1944 года «заповедник» возобновил деятельность, начались реставрационные работы. Были восстановлены все памятники архитектуры, законсервированы руины Успенского собора и проведены ремонтные работы в Дальних пещерах и в ведущей в ним галерее. В советское время там были музеи театрального, музыкального и кинематографического искусства, украинского прикладного искусства, Музей исторических драгоценностей, выставки «Христианство и атеизм на Украине», «Успенский собор», выставка художественных изделий из драгоценных металлов, художественных тканей и др., где многие имели возможность хотя бы визуально ознакомится с «историко-культурными ценностями украинского народа», и представить жизнь, быт и деятельность одного из самых больших монастырей на Руси.
В 1988 году в честь празднования 1000-летия Крещения Руси государство одтает в оренду нижнюю часть лавры, после чего монашествующими на пожертвования меценатов проводят масштабные ремонтные работы, приводя храмы и келии в пристойный вид.
Новая волна расколов не дала долго радоваться монашествующим о преобретении. Так называемый «Киевский патриархат» при помощи «ОМОНа» и вооруженной толпы стал захватывать храмы, избивая священнослужителей и отбирая духовные и материальные ценности у православных верующих. Так 18 июня 1992 начался штурм Киево-Печерской Лавры, после чего захваченная ими часть Лавры стала принадлежать ведению «Киевского патриархата».
Сейчас верхняя часть Лавры – это в основном музеи. Знаменитая колокольня на данный момент является частной собственностью неизвестного лица. Будем надеяться, что в ближайшее время там будут проведены надлежащие ремонты, и она (колокольня и вся часть верхней Лавры) также будет приведена в приличный вид.
Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием, Киево-Печерская обитель сделалась образцом для всех других обителей и имела великое значение в Церкви54. Из стен ее выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели.
- История Христианской Церкви. Уроки для учеников 4-го класса воскресной школы.
- Апостольская проповедь на русских землях1.
- Верования древних славян
- Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители Словенские
- Начало христианской веры в России. Великая княгиня Ольга,
- Святой Владимир и распространение святой православной веры.
- Устройство Церкви Русской и управление ей.
- Формальное разделение церквей в 1054 году32.
- Рим и Русь
- Римо Католическая Церковь в Украине.
- Западное монашество в XI—XV веках. Монашеские и духовно-рыцарские ордена47.
- 6) Духовно-рыцарские ордена
- Обзор основных отступлений ркц в области догматики, сакраментологии, обрядов и церковных установлений.
- Киево-Печерская Лавра.
- Святые Борис и Глеб
- Состояние Церкви Русской во время татарского порабощения.
- Св. Кн. Александр Невский
- Прп. Сергий Радонежский. Основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
- Троице-Сергиева Лавра (дополнительный материал)
- Падение Константинополя.
- Реформация и Протестантизм.
- Лютеранство и его эволюция72
- Кальвинизм, реформаторство, пресвитерианство
- Квакеры
- Пятидесятники (пентакосталы)
- Методисты
- Меннониты
- Мормоны ("святые последнего дня")
- Адвентисты седьмого дня
- Свидетели Иеговы
- Псевдорелигиозные общества и культы
- Антирелигиозные группы
- Современное язычество Астрология
- "Агни-йога" (учение Рерихов)
- "Детка" (учение Порфирия Иванова)
- Другие ереси и секты распространенные на руси
- О некоторых других вероисповеданиях
- Патриарх Никон. Старообрядчество.
- Святитель Филипп
- Петр I и его реформы. Упразднение патриаршества и установление Святейшего Синода.
- Западничество
- Славянофилы
- Подвижники благочестия Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский
- Тихонъ Задонский.
- Житие преподобной александры дивеевской.
- Прп. Серафим Саровский
- Прп. Лаврентий Черниговский
- 115304,Москва, а/я 713, тел.(095)267-22-73, 265-41-36;
- 3 Июнь 1995 Оптина пустынь; Валаам; Саровская пустынь