logo
История Христианской Церкви 4 кл ВШ

Киево-Печерская Лавра.

Основатель Киево-Печерской Лавры, святой Антоний, родился в городе Любече (местечко в нынешней Черниговской губернии) и в крещении был назван Антипа. С юных лет он почувствовал стремление к высшей духовной жизни и, по внушению свыше, решился идти на Афон. В одной из афонских обителей (Есфигмен) он принял пострижение и начал уединенную отшельническую жизнь в пещере, которую доселе показывают близ этого монастыря. Когда он приобрел среди своих подвигов великую духовную опытность, тогда игумен Есфигменской обители дал ему послушание, чтобы он шел в Россию и насадил иночество в этой новопросвещенной христианством стране. Антоний повиновался. Когда он пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных, по желанию князей, греками (Михайловский, Георгиевский, Ирининский и др.). Но Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в двухсаженной пещере, ископанной пресвитером Иларионом51. Это было в 1051 году. Здесь Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми прославился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим городам русским. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий молодость свою провел в Курске, где жили его родители. С ранних лет он начал обнаруживать в себе самое благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добродетельными качествами. Узнав, что в храме иногда не бывает литургии по недостатку просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, молол ее своими руками и испеченные просфоры приносил в церковь. За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо любила его, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня” (Мф. 10, 37), — он решился оставить и мать (отца в живых не было), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. “Видишь ли, чадо, — сказал ему Антоний, — пещера моя скорбна и тесна.”

“Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь.”

Когда число сподвижников преподобного Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития, по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил келии и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к дверям келии, и если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных.. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал на пекарне, одежду носил самую простую и ветхую, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. Близ обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую часть монастырских доходов. Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлебов заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известно два поучения к народу, десяти поучений к Киево-Печерским инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы52.

В начале 60-х годов XI в. великий князь Изяслав подарил монастырю всю гору над пещерами.

В 70-х годах XI в. началось большое по тем временам строительство каменных храмов. В 1073-1089 годах был построен и расписан Успенский собор, в начале XII в. – Троицкая и Иоаннопредтеческая церкви, трапезная и т.п. В конце XII в. основная территория монастыря была обнесена крепостными стенами. Таким образом к концу этого века сложился тот основной вид Киево-Печерского монастыря, который определил в общих чертах планировку территории и расположение новых построений для будущих веков.

В 30-е годы XIII в. началось нашествие татаро-монгольских орд, которые в 1240 году подошли к Киеву. Киевляне храбро защищали город, и лишь превосходство вражеских сил дало возможность татаро-монгольским полчищам захватить его. Жестоко расправились враги с населением города, уничтожили огромное количество памятников древнерусской архитектуры, разграбили материальные и культурные ценности, большие потери были нанесены и Печерскому монастырю. Но вскоре монастырь возобновил свою деятельность и и продолжал существовать как один из наиболее влиятельных религиозных центров Южной Руси. Татаро-монгольские ханы, стремились укрепить власть на Руси, привлечь на свою сторону и получить его поддержку, предоставляли церквам и монастырям всяческие льготы, освобождали их от платежа налогов, выдавали грамоты на владение землей.

В XIV в. Литовское княжество захватило западную и большую часть Юго-Западной Руси с Киевом. Эти землю долгое врем находились под властью литовских феодалов. Северо-восточная Русь осталась под властью Золотой Орды.

В XIV-XV вв. ряд экономических и политических причин привели к формированию трех близких братских народов: русского, украинского и белорусского. Захватив украинские земли, литовские князья и феодалы чтобы привлечь на свою сторону духовенство, поддерживали православные церкви и монастыри, наделяли их земельными владениями и крепостными, вносили значительные вклады. Благодаря этому удалось восстановить значительно поврежденный Успенских собор, а также отстроить новые храмы, келии и другие хозяйственные сооружения.

Неоднократные набеги на Украину крымских татар приносили много вреда народу, уничтожали его культурные ценности. Эти набеги нанесли большой ущерб и Киево-Печерской лавре. Особенно много Лавра претерпела в 1482 году во время набега на Киев крымского хана Менгли-Гирея. Но вскоре монастырь был опять восстановлен.

После Люблинской унии 1569 года большую часть украинских земель захватили польские магнаты, которые, стараясь окатоличить народ53, ужесточили расправу над непокорными.

Поль­зуясь формальным решением Брестской унии 1596 года, польская шляхта вместе с униатами насильно закрывала православные церкви, отбира­ла церковное имущество, при­нуждала население принимать унию.

Красочную и образную карти­ну произвола шляхты и униа­тов дал Т. Г. Шевченко.

В од­ном из своих произведении он писал:

...Прийшли ксьондзи і запалили наш тихий рай. I розлили широке море сльоз і крові. А сирот іменем Христовим замордували, розіп’яли...

Захватив в Киеве ряд церквей и некоторые монастыри, униа­ты стремились подчинить себе и Киево-Печерскую лавру. Но их притязания оказались безу­спешными. Брестская уния встретила решительное сопро­тивление со стороны монашествующих и мирян, которые видели в ней лукавство папы и новое орудие порабоще­ния, поэтому они, объединив силы, прогнали униатов. Особенно активизировалась антиуниатская борьба при ар­химандрите Елисее Плетенецком (1550—1624). В 1615 году он основал в монастыре типо­графию, в которой было из­дано большое количество по­лемической литературы, на­правленной против католициз­ма и унии. Но успех борьбы с католицизмом и экспансией польских панов на Украине ре­шили сам народ. Длительный экономический, политический и национально-религиозный гнет польских па­нов привел к народно освобо­дительной войне украинского народа, которую возглавил Богдан Хмельницкий. Освобо­дительная война 1648—1 654 го­дов закончилась победой над польской шляхтой и воссоеди­нением Украины с Россией. Эта победа дала и Лав­ре возможность снова «стать на ноги» и восстановить поруганные святыни. Этому восстановлению способствовал и сам царь. Так, в 1658 году царь Алексей Михайлович пожертвовал в пользу Лавры значительную часть земель. В XVIII в. ее соб­ственности находились сотни тысяч десятин земли, много пастбищ, лесов, рыбных озер, хуторов, местечек, несколько городов, 130 сел, ряд бумаж­ных, стекольных, кирпичных, конных и других предприятий. В каждом вотчинном селе было не менее одного, а в городах по несколько шинков. В этом огромном хозяйстве работало более 56 тысяч кре­постных. Кроме того, к Лавре было приписано несколько монастырей с вотчинами и де­сятками тысяч крепостных крестьян.

В 1786 году указом царицы Екатерины II вла­дения монастырей Украины, в том числе и Киево-Печерской лавры, были переданы в казну, а монастыри взяты на государ­ственное содержание. Благодаря этому монастырь в конце XVII и первой половине XVIII в. начинает строительство новых храмов и помещений. Это знаменовало собой но­вый этап, как в истории разви­тия лаврского архитектурного ансамбля, так и в истории ук­раинского зодчества вообще. Во второй половине XVII в. были построены Аннозачатиевская, Рождества Богородицы, Всехсвятская, Никольская, Крестовоздвиженская и новая тра­пезная церкви. В конце XVII в. вокруг верхней территории Лавры были сооружены кре­постные стены с башнями. В 1718 году в Лавре произо­шел пожар, уничтоживший де­ревянные здания, повредивший Успенский собор, типографию, трапезную и другие сооруже­ния. Пожар уничтожил также лаврские архивы, библиотеку с очень ценными рукописными, старопечатными книгами, гра­мотами, коллекции тканей и многие произведения изобра­зительного искусства. После пожара в 20-х годах XVIII в. был восстановлен Ус­пенский собор, построены ка­менные кельи для соборных старцев, Клирошанский и Эко­номический корпуса, здание типографии, переплетная, тра­пезная, просфорня, пекарня. Позже были сооружены Глав­ная колокольня, колокольни на Ближних и Дальних пещерах и другие постройки. На протяжении XIX и в начале XX в. над зданиями типогра­фии, митрополичьих покоев, Экономического и Клирошанского корпусов, монастырской больницы были надстроены вторые этажи; заново построи­ли здание художественной школы, живописной мастерской, аптекарского корпуса, поме­щения для певчих митрополи­чьего хора, митрополичьей библиотеки, здание Благове­щенской церкви и другие. Из сооружении XIX в. в худо­жественном отношении самое интересное двухэтажное зда­ние на Ближних пещерах (кор­пус 48-й) и пещерные ворота, построенные архитектором Меленским, учеником выдаю­щихся русских зодчих Бажено­ва и Казакова — представите­лей русской классической шко­лы. В 1844 году территория Нижней лавры была обнесена крепостными стенами. Лаврские сооружения строили и украшали лучшие украинские и русские архитекторы, худож­ники, мастера каменных дел, резчики по дереву и металлу, керамисты, ювелиры. Среди мастеров, работавших в Лавре в XVII—XVIII вв., были выда­ющиеся русские архитекторы Аксамитов, Шедель, инженеры Дебоскет, Челакаев, Володимиров, украинские крепостные мастера Ковнир, Рубашевский, Тесленко, архитектор Яновский, живописцы Галик, Глинский, Лубенский, мастер лепных ук­рашений Стефанович, резчик по дереву Петров, золотари Равич, Юревич, Ищенко и мно­гие другие.

Фасады новых зданий были украшены лепным орнамен­том, пилястрами, сложными профилированными карнизами, фигурными фронтонами. В это время и древние постройки XI—XII вв. (Успенский собор, Троицкая надвратная церковь) получили новое внешнее убра­нство в стиле украинского ба­рокко. Интерьеры церквей ук­рашали монументальной и стан­ковой живописью. Все эти уб­ранства придавали ансамблю большую художественную вы­разительность и монументаль­ность.

Главную роль в художествен­ном украшении архитектурного ансамбля Лавры сыграла лавр­ская школа живописи, которая существовала с давних времен. Еще в XI в. Лавра была цент­ром иконописи и сохранила за собой этот приоритет в после­дующие столетия. В XVII—XVIII вв. в лаврской школе живописи училась худо­жественному мастерству не только талантливая украинская молодежь, но и представители других народов (русские, сер­бы, болгары, румыны, молда­ване).

О высоком уровне профессио­нального мастерства лаврских иконописцев писали путешест­венники, побывавшие в свое время в Киево-Печерском мо­настыре, в частности архидиа­кон Павел Алеппский, который сопровождал в середине XVII в. антиохийского па­триарха Макария в Москву. По­добные мысли высказывали и известные русские путешествен­ники — Василий Гагара (XVII в.), И. Лукьянов (нач. XVIII в.) и другие.

Среди руководителей живо­писной мастерской и школы работали такие видные худож­ники, как Иоанн, Феоктист, Алимпий Галик, Роман, Веньямин Фредериче, Захарий Голубовский (XVIII в.), акад. П. Ю. Рокачевский (XIX в.), И. С. Ижакевич (XX в.). Церковная архитектура и жи­вопись привлекали очень многих. Ог­ромные размеры и пышное убранство храмов оказывали сильное воздействие на душу, способствовали укрепле­нию веры и молитвенному уединению. Уже многие столетия Киево-Печерская лавра является одним из са­мых больших очагов православия. Монастырь, с его пещерами и мо­щами – один из крупнейших центров паломничества. Это давало ему возможность влиять на население не только Киева и окрестностей, но и центральных и южных губер­ний страны.

В революционный период, летом 1903 начались массовые гонения на Церковь. Сотни священ­нослужителей были арестованы, сосланы или расстреляны за антикоммунистическую пропаганду, как об этом говорили большевики. Некоторые, соблазнившись, порвали с цер­ковью и стали на путь атеизма и поиска земных благ.

В это же время, по содействию власти появляются обновленческие и автокефалистские течения, которые нанесли также немалый вред Церкви, захватывая храмы и выгоняя из них законных священнослужителей.

Декретом от 5 октября 1918 года, подписанным В. И. Лениным, все памятники архитектуры, искусства, археологии, истории были объявлены всенародным достоянием и взяты под охрану государства. Для того чтобы сохранять, изучать и популяризировать памятники среди трудящихся, многие из них были объявлены музеями и заповедниками.

В 1926 году Правительство, руководствуясь ленинскими указаниями об использовании культурного наследия прошлого, объявило территорию Киево-Печерской лавры со всеми ее сооружениями, включая и пещерные лабиринты, государственным историко-культурным заповедником.

Утратив поддержку народа, Лавра в 1929 году прекратила существование: многие арестованы, сосланы или расстреляны – служить некому, да и крайне опасно; и таким образом, все памятники архитектуры и художествен­ные ценности перешли в рас­поряжение дирекции «музей­ного городка».

В период оккупации Киева не­мецко-фашистские захватчики разграбили культурные цен­ности города, в том числе и все «музеи заповедника», взо­рвали Успенский собор, разру­шили 30 сооружений, опорные стены, инженерно-техническую систему, оберегающую терри­торию заповедника от ополз­ней, повредили Главную коло­кольню, осквернили церковь Спаса на Берестове. После освобождения города от гитлеровских захватчиков в мае 1944 года «заповедник» возоб­новил деятельность, начались реставрационные работы. Были восстановлены все памят­ники архитектуры, законсерви­рованы руины Успенского со­бора и проведены ремонт­ные работы в Дальних пещерах и в ведущей в ним галерее. В советское время там были музеи театрального, му­зыкального и кинематографи­ческого искусства, украинского прикладного искусства, Музей исторических драгоценностей, выставки «Христианство и ате­изм на Украине», «Успенский собор», выставка художествен­ных изделий из драгоценных металлов, художественных тка­ней и др., где многие имели возможность хотя бы визуально ознакомится с «историко-культурными ценностями украинского наро­да», и предста­вить жизнь, быт и деятель­ность одного из самых боль­ших монастырей на Руси.

В 1988 году в честь празднования 1000-летия Крещения Руси государство одтает в оренду нижнюю часть лавры, после чего монашествующими на пожертвования меценатов проводят масштабные ремонтные работы, приводя храмы и келии в пристойный вид.

Новая волна расколов не дала долго радоваться монашествующим о преобретении. Так называемый «Киевский патриархат» при помощи «ОМОНа» и вооруженной толпы стал захватывать храмы, избивая священнослужителей и отбирая духовные и материальные ценности у православных верующих. Так 18 июня 1992 начался штурм Киево-Печерской Лавры, после чего захваченная ими часть Лавры стала принадлежать ведению «Киевского патриархата».

Сейчас верхняя часть Лавры – это в основном музеи. Знаменитая колокольня на данный момент является частной собственностью неизвестного лица. Будем надеяться, что в ближайшее время там будут проведены надлежащие ремонты, и она (колокольня и вся часть верхней Лавры) также будет приведена в приличный вид.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием, Киево-Печерская обитель сделалась образцом для всех других обителей и имела великое значение в Церкви54. Из стен ее выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели.