Славянофилы
«СЛАВЯНОФИЛЬСТВО стало первой исторически сложившейся формой русского консерватизма. В середине XIX века, в Москве, группа европейски образованных интеллектуаллов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и другие), ощутив угрозу самому бытию России, которая таилась в ускорявшемся "расцерковлении" общественного сознания, объединилась, чтобы дать свои ответы на волновавшие общество вопросы о русском предназначении, путях дальнейшего развития российской государственности, целях России в ее внутренней и внешней жизни.
Не удовлетворяясь плодами западно-европейского просвещения, славянофилы обратились в своих поисках к изучению русской истории, к вероучению Православной Церкви. "Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, — писал Иван Киреевский, — все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом Православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений".
И все же, несмотря на стремление вернуться в лоно чистой русской церковности, слиться с истоками народной жизни, основами быти^ России — ясного понимания сущности русского пути, русского служения славянофильство в целом так и не достигло. По-разному понимали члены кружка природу и цель Самодержавия, по-разному оценивали современные события. Эта разноголосица мешала движению, а с кончиной его основоположников (И.В.Киреевского в 1856-м, А. С. Хомякова и К. С. Аксакова в 1860-м) оно окончательно утеряло мировоззренческое единство, распавшись на несколько самостоятельных, весьма различных между собой течений. Частично выродившись в чистый либерализм, славянофильство сумело все же дать жизнь и таким конструктивным явлениям, как имперская русская идея и идеология панславянизма»96.
МАСОНЫ
Своеобразное преломление духовности в XVIII веке и поиски ее вне Церкви вылились у некоторых представителей религиозной интеллигенции в салонное увлечение франк-масонством (от французского franc mason—«вольный каменщик»)—религиозно- этическим течением, возникшим в начале XVIII века в Англии и затем распространившимся в других странах. В Россию оно проникло в 30-х годах XVIII века. Кроме Москвы и Петербурга, различные масонские ложи или их отделения существовали в Риге, Архангельске, Вологде, Орле, Могилеве, Симбирске и других местах. Масонство было своеобразной внецерковной школой психологической аскезы, в которой воспитывался «новый» тип человека, рождалось романтически-сентиментальное поколение.
Главными масонскими деятелями в России в разное время были: кн. Щербатов, И.П.Елагин, кн. Гагарин, кнн. H.H. и Ю.Н.Трубецкие, Н.И.Новиков, П.А.Татищев, И.П.Тургенев, А.Ф.Лабзин, Лопухин, Голицын, Шварц, Херасков, Вёльнер, Шредер и др.
Они же были деятелями русского просвещения. Они издавали труды западных мистиков, христианских теософов и отцов Церкви.
Масонство было по существу нецерковной мистикой, подменявшей собой истинную религиозность. Официальной церковностью, в которой ослабела духовность, масоны не были удовлетворены, а глубокого понятия о существе Церкви, подлинной церковности не имели. Поэтому на видимую Церковь они смотрели как на переходное, экзотерическое состояние и искали очищенного, рафинированного, духовного христианства, хотели построить свой внутренний эзотерический храм. Таким внутренним духовным храмом (лжецерковью) стал для них свой круг посвященных, свой орден.
В масонстве не было духовной трезвости, а были мечтательность, выспренность, духовная прелесть. Оно стало колыбелью мистического сектантства97.
Ложной нецерковной мистике следует противопоставить мистическую этику святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского, а за ними и прп. Серафима Саровского, которые поддерживали веру в людях и не давали окончательно разложиться христианскому духу в православном народе.
- История Христианской Церкви. Уроки для учеников 4-го класса воскресной школы.
- Апостольская проповедь на русских землях1.
- Верования древних славян
- Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители Словенские
- Начало христианской веры в России. Великая княгиня Ольга,
- Святой Владимир и распространение святой православной веры.
- Устройство Церкви Русской и управление ей.
- Формальное разделение церквей в 1054 году32.
- Рим и Русь
- Римо Католическая Церковь в Украине.
- Западное монашество в XI—XV веках. Монашеские и духовно-рыцарские ордена47.
- 6) Духовно-рыцарские ордена
- Обзор основных отступлений ркц в области догматики, сакраментологии, обрядов и церковных установлений.
- Киево-Печерская Лавра.
- Святые Борис и Глеб
- Состояние Церкви Русской во время татарского порабощения.
- Св. Кн. Александр Невский
- Прп. Сергий Радонежский. Основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
- Троице-Сергиева Лавра (дополнительный материал)
- Падение Константинополя.
- Реформация и Протестантизм.
- Лютеранство и его эволюция72
- Кальвинизм, реформаторство, пресвитерианство
- Квакеры
- Пятидесятники (пентакосталы)
- Методисты
- Меннониты
- Мормоны ("святые последнего дня")
- Адвентисты седьмого дня
- Свидетели Иеговы
- Псевдорелигиозные общества и культы
- Антирелигиозные группы
- Современное язычество Астрология
- "Агни-йога" (учение Рерихов)
- "Детка" (учение Порфирия Иванова)
- Другие ереси и секты распространенные на руси
- О некоторых других вероисповеданиях
- Патриарх Никон. Старообрядчество.
- Святитель Филипп
- Петр I и его реформы. Упразднение патриаршества и установление Святейшего Синода.
- Западничество
- Славянофилы
- Подвижники благочестия Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский
- Тихонъ Задонский.
- Житие преподобной александры дивеевской.
- Прп. Серафим Саровский
- Прп. Лаврентий Черниговский
- 115304,Москва, а/я 713, тел.(095)267-22-73, 265-41-36;
- 3 Июнь 1995 Оптина пустынь; Валаам; Саровская пустынь