logo
История Христианской Церкви 4 кл ВШ

Славянофилы

«СЛАВЯНОФИЛЬСТВО стало первой исторически сложившейся формой русского консерватизма. В середине XIX века, в Москве, группа европейски образованных интеллектуаллов (И. В. Кире­евский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и другие), ощутив угрозу самому бытию России, которая таилась в ускоряв­шемся "расцерковлении" общественного сознания, объедини­лась, чтобы дать свои ответы на волновавшие общество вопросы о русском предназначении, путях дальнейшего развития россий­ской государственности, целях России в ее внутренней и внешней жизни.

Не удовлетворяясь плодами западно-европейского просвеще­ния, славянофилы обратились в своих поисках к изучению рус­ской истории, к вероучению Православной Церкви. "Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, — писал Иван Киреевский, — все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут прони­каться духом Православия государственность России и ее прави­тельство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополуч­нее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное воз­можно только в духе народных убеждений".

И все же, несмотря на стремление вернуться в лоно чистой русской церковности, слиться с истоками народной жизни, осно­вами быти^ России — ясного понимания сущности русского пути, русского служения славянофильство в целом так и не достигло. По-разному понимали члены кружка природу и цель Самодержавия, по-разному оценивали современные события. Эта разноголосица мешала движению, а с кончиной его осново­положников (И.В.Киреевского в 1856-м, А. С. Хомякова и К. С. Аксакова в 1860-м) оно окончательно утеряло мировоззренче­ское единство, распавшись на несколько самостоятельных, весь­ма различных между собой течений. Частично выродившись в чистый либерализм, славянофильство сумело все же дать жизнь и таким конструктивным явлениям, как имперская русская идея и идеология панславянизма»96.

МАСОНЫ

Своеобразное преломление духовности в XVIII ве­ке и поиски ее вне Церкви вылились у некоторых представителей религиозной интеллигенции в салон­ное увлечение франк-масонством (от французского franc mason—«вольный каменщик»)—религиозно- этическим течением, возникшим в начале XVIII века в Англии и затем распространившимся в других стра­нах. В Россию оно проникло в 30-х годах XVIII ве­ка. Кроме Москвы и Петербурга, различные масон­ские ложи или их отделения существовали в Риге, Архангельске, Вологде, Орле, Могилеве, Симбирске и других местах. Масонство было своеобразной внецерковной школой психологической аскезы, в ко­торой воспитывался «новый» тип человека, рож­далось романтически-сентиментальное поколение.

Главными масонскими деятелями в России в раз­ное время были: кн. Щербатов, И.П.Елагин, кн. Га­гарин, кнн. H.H. и Ю.Н.Трубецкие, Н.И.Новиков, П.А.Татищев, И.П.Тургенев, А.Ф.Лабзин, Лопухин, Голицын, Шварц, Херасков, Вёльнер, Шредер и др.

Они же были деятелями русского просвещения. Они издавали труды западных мистиков, христиан­ских теософов и отцов Церкви.

Масонство было по существу нецерковной мис­тикой, подменявшей собой истинную религиозность. Официальной церковностью, в которой ослабела духовность, масоны не были удовлетворены, а глу­бокого понятия о существе Церкви, подлинной цер­ковности не имели. Поэтому на видимую Церковь они смотрели как на переходное, экзотерическое состояние и искали очищенного, рафинированно­го, духовного христианства, хотели построить свой внутренний эзотерический храм. Таким внутренним духовным храмом (лжецерковью) стал для них свой круг посвященных, свой орден.

В масонстве не было духовной трезвости, а были мечтательность, выспренность, духовная прелесть. Оно стало колыбелью мистического сектантства97.

Ложной нецерковной мистике следует противопо­ставить мистическую этику святителей Тихона Задон­ского и Димитрия Ростовского, а за ними и прп. Серафима Саровского, которые поддерживали веру в людях и не давали окончательно разложиться христианскому духу в православном народе.