logo
История Христианской Церкви 4 кл ВШ

Пятидесятники (пентакосталы)

В середине этого столетия возникло в США т.н. "харизматическое" движение("харис" от греч. — "благодать"), задавшееся целью возродить в современном обществе благодатные дары, полученные апостолами в день Пятидесятницы и, в частности, "дар языков" — внезапно полученной способностью говорить на других языках. Примкнули к этому движению ряд баптистских и методистских церквей. "Харизматическое" движение можно было ожидать в протестантской среде, так как протестантство, не имея апостольской благодатной преемственности, лишено возрастающей силы Святых Таинств и даров Святого Духа. Безблагодатные сектантские молитвенные собрания не могут принести христианину подлинного духовного удовлетворения.

Харизматическое движение, обещая влить свежую духовную струю в жизнь протестантских церквей, стало популярным, и в скором времени в разных частях США начали возникать объединения "пятидесятников". Затронуло это движение и некоторые церкви более традиционного христианского направления. Изредка пятидесятники в большом количестве собираются на свои съезды, куда приезжают люди со всех концов США и других стран. По причине отсутствия у них определенной администра­тивной структуры, трудно определить общую численность сект пятидесят­ников. Сравнительно недавно общины пятидесятников стали возникать в Европе и в России.

Общее у пятидесятников — это стремление к благодатному озарению и проявлению "дара языков". Большинство пятидесятников признают Пресвятую Троицу, наличие в человеке первородного греха, Божество Спасителя и Его искупительную жертву. Они признают крещение путем погружения в воду и причащение — "тайную вечерю", с которой они соединяют обряд "омовения ног". Но апостольское преемство, священство и остальные таинства они, в силу своего протестантского происхождения, отвергают.

Само название "пятидесятники" возникло из их понимания события схождения Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы (т.е. на 50- й день после Воскресения Христова). Пятидесятники учат, что они, подобно апостолам, в момент своего крещения и общественной молитвы получают дары Святого Духа и чудесную способность говорить на неизвестных языках. Для получения благодатных даров пятидесятники прибегают к разным искусственным средствам: на своих собраниях они воодушевляют себя путем унисонного пения молитв, притопывая при этом в такт ногами; хлопая в ладоши и по временам хором возглашая слова "аллилуия" и "аминь". Главное у них — это вызвать в себе хорошее настроение и даже экстаз.Некоторые более чувствительные натуры впадают в истерику, начинают неудержимо смеяться, жестикулировать и что-то бормотать. Что собой представляет современный "дар языков"?

Хотя пятидесятники и подобные им современные "харизматики" стремятся искусственными приемами вызвать в себе "дар языков", однако у них получается что-то совсем не похожее на чудо, происшедшее с апостолами в день Пятидесятницы. Дар языков был необходим апостолам для успешного распространения Евангелия среди разных народов. Получив его, апостолы могли проповедовать людям различных национальностей на их'родном языке, и благодаря этому Церковь начала быстро распростра­няться. По мере того, как в разных странах стали появляться местные христианские проповедники, отлично владеющие своим языком, нужда в сверхъестественном даре языков тоже стала уменьшаться. Так, во времена святого Иринея Лионского, в середине III века, дар языков упоминается, как редкое явление.

Сравнивая дар языков апостольского времени с современным "языко-глаголанием", надо признать между ними существующую разницу. В апостольское время это была членораздельная человеческая речь, нужная проповеднику для миссионерских целей. В противоположность подлинному дару языков апостольских времен, современное "говорение на языках" пятидесятников есть просто набор несвязных и бессмысленных звуков, принимающих формы то бормотания, то неистового выкрикивания. Этот факт пятидесятники и сами признают, объясняя, впрочем, что у них - де язык "райских жителей". Однако, невозможно их бессмысленные звуки признать за Божье чудо. Они — результат нервной возбужденности, впадения в транс и галлюцинации, граничащих порой с беснованием. Поэтому сектанты кощунствуют, когда свою искусственно вызванную экзальтацию и нечленораздельные звуки приписывают Божьему вдохно­вению. Вообще, стремление ко всяким острым ощущениям характерно для современного общества, увлекающегося буйной музыкой, вызывающей у слушателей злобные или эротические чувства, поощряющего половую распущенность общества, злоупотребляющего возбудительными химичес­кими веществами и наркотиками, увлекающегося фильмами с ужасными преступлениями и страшилищами. Все эти извращения являются симпто­мами больной человеческой души. Подобным образом и искание людьми восторга и экстаза на молитве есть признак страстного и гордого состояния. Здесь происходит подмена подлинных даров Святого Духа искусственно вызванными душевными переживаниями. Игнорируя духовный опыт святых угодников Божиих, отбросив Богом установленное Священство и Таинства, современные сектанты стараются получить благодать разными сомнитель­ными и опасными путями. Получается самообман или духовное прельщение, против которого предостерегают святые подвижники Православной Церкви.

Православный христианин должен всячески сторониться подобных извращений религиозного чувства. Он имеет доступ к подлинным благодатным сокровищам в Таинствах Церкви, в Ее Богослужениях и в своей частной искренней молитве. В общении с Богом надо искать не восторга и острых переживаний, а обновления своей грешной души. Обновление же приходит через смирение, покаяние и самоисправление. По мере же обновления души человека в него вселится благодать Божия, а с нею — небесный мир и чистая радость, в сравнении с которой земной восторг является душевной и жалкой подделкой.