Пятидесятники (пентакосталы)
В середине этого столетия возникло в США т.н. "харизматическое" движение("харис" от греч. — "благодать"), задавшееся целью возродить в современном обществе благодатные дары, полученные апостолами в день Пятидесятницы и, в частности, "дар языков" — внезапно полученной способностью говорить на других языках. Примкнули к этому движению ряд баптистских и методистских церквей. "Харизматическое" движение можно было ожидать в протестантской среде, так как протестантство, не имея апостольской благодатной преемственности, лишено возрастающей силы Святых Таинств и даров Святого Духа. Безблагодатные сектантские молитвенные собрания не могут принести христианину подлинного духовного удовлетворения.
Харизматическое движение, обещая влить свежую духовную струю в жизнь протестантских церквей, стало популярным, и в скором времени в разных частях США начали возникать объединения "пятидесятников". Затронуло это движение и некоторые церкви более традиционного христианского направления. Изредка пятидесятники в большом количестве собираются на свои съезды, куда приезжают люди со всех концов США и других стран. По причине отсутствия у них определенной административной структуры, трудно определить общую численность сект пятидесятников. Сравнительно недавно общины пятидесятников стали возникать в Европе и в России.
Общее у пятидесятников — это стремление к благодатному озарению и проявлению "дара языков". Большинство пятидесятников признают Пресвятую Троицу, наличие в человеке первородного греха, Божество Спасителя и Его искупительную жертву. Они признают крещение путем погружения в воду и причащение — "тайную вечерю", с которой они соединяют обряд "омовения ног". Но апостольское преемство, священство и остальные таинства они, в силу своего протестантского происхождения, отвергают.
Само название "пятидесятники" возникло из их понимания события схождения Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы (т.е. на 50- й день после Воскресения Христова). Пятидесятники учат, что они, подобно апостолам, в момент своего крещения и общественной молитвы получают дары Святого Духа и чудесную способность говорить на неизвестных языках. Для получения благодатных даров пятидесятники прибегают к разным искусственным средствам: на своих собраниях они воодушевляют себя путем унисонного пения молитв, притопывая при этом в такт ногами; хлопая в ладоши и по временам хором возглашая слова "аллилуия" и "аминь". Главное у них — это вызвать в себе хорошее настроение и даже экстаз.Некоторые более чувствительные натуры впадают в истерику, начинают неудержимо смеяться, жестикулировать и что-то бормотать. Что собой представляет современный "дар языков"?
Хотя пятидесятники и подобные им современные "харизматики" стремятся искусственными приемами вызвать в себе "дар языков", однако у них получается что-то совсем не похожее на чудо, происшедшее с апостолами в день Пятидесятницы. Дар языков был необходим апостолам для успешного распространения Евангелия среди разных народов. Получив его, апостолы могли проповедовать людям различных национальностей на их'родном языке, и благодаря этому Церковь начала быстро распространяться. По мере того, как в разных странах стали появляться местные христианские проповедники, отлично владеющие своим языком, нужда в сверхъестественном даре языков тоже стала уменьшаться. Так, во времена святого Иринея Лионского, в середине III века, дар языков упоминается, как редкое явление.
Сравнивая дар языков апостольского времени с современным "языко-глаголанием", надо признать между ними существующую разницу. В апостольское время это была членораздельная человеческая речь, нужная проповеднику для миссионерских целей. В противоположность подлинному дару языков апостольских времен, современное "говорение на языках" пятидесятников есть просто набор несвязных и бессмысленных звуков, принимающих формы то бормотания, то неистового выкрикивания. Этот факт пятидесятники и сами признают, объясняя, впрочем, что у них - де язык "райских жителей". Однако, невозможно их бессмысленные звуки признать за Божье чудо. Они — результат нервной возбужденности, впадения в транс и галлюцинации, граничащих порой с беснованием. Поэтому сектанты кощунствуют, когда свою искусственно вызванную экзальтацию и нечленораздельные звуки приписывают Божьему вдохновению. Вообще, стремление ко всяким острым ощущениям характерно для современного общества, увлекающегося буйной музыкой, вызывающей у слушателей злобные или эротические чувства, поощряющего половую распущенность общества, злоупотребляющего возбудительными химическими веществами и наркотиками, увлекающегося фильмами с ужасными преступлениями и страшилищами. Все эти извращения являются симптомами больной человеческой души. Подобным образом и искание людьми восторга и экстаза на молитве есть признак страстного и гордого состояния. Здесь происходит подмена подлинных даров Святого Духа искусственно вызванными душевными переживаниями. Игнорируя духовный опыт святых угодников Божиих, отбросив Богом установленное Священство и Таинства, современные сектанты стараются получить благодать разными сомнительными и опасными путями. Получается самообман или духовное прельщение, против которого предостерегают святые подвижники Православной Церкви.
Православный христианин должен всячески сторониться подобных извращений религиозного чувства. Он имеет доступ к подлинным благодатным сокровищам в Таинствах Церкви, в Ее Богослужениях и в своей частной искренней молитве. В общении с Богом надо искать не восторга и острых переживаний, а обновления своей грешной души. Обновление же приходит через смирение, покаяние и самоисправление. По мере же обновления души человека в него вселится благодать Божия, а с нею — небесный мир и чистая радость, в сравнении с которой земной восторг является душевной и жалкой подделкой.
- История Христианской Церкви. Уроки для учеников 4-го класса воскресной школы.
- Апостольская проповедь на русских землях1.
- Верования древних славян
- Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители Словенские
- Начало христианской веры в России. Великая княгиня Ольга,
- Святой Владимир и распространение святой православной веры.
- Устройство Церкви Русской и управление ей.
- Формальное разделение церквей в 1054 году32.
- Рим и Русь
- Римо Католическая Церковь в Украине.
- Западное монашество в XI—XV веках. Монашеские и духовно-рыцарские ордена47.
- 6) Духовно-рыцарские ордена
- Обзор основных отступлений ркц в области догматики, сакраментологии, обрядов и церковных установлений.
- Киево-Печерская Лавра.
- Святые Борис и Глеб
- Состояние Церкви Русской во время татарского порабощения.
- Св. Кн. Александр Невский
- Прп. Сергий Радонежский. Основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
- Троице-Сергиева Лавра (дополнительный материал)
- Падение Константинополя.
- Реформация и Протестантизм.
- Лютеранство и его эволюция72
- Кальвинизм, реформаторство, пресвитерианство
- Квакеры
- Пятидесятники (пентакосталы)
- Методисты
- Меннониты
- Мормоны ("святые последнего дня")
- Адвентисты седьмого дня
- Свидетели Иеговы
- Псевдорелигиозные общества и культы
- Антирелигиозные группы
- Современное язычество Астрология
- "Агни-йога" (учение Рерихов)
- "Детка" (учение Порфирия Иванова)
- Другие ереси и секты распространенные на руси
- О некоторых других вероисповеданиях
- Патриарх Никон. Старообрядчество.
- Святитель Филипп
- Петр I и его реформы. Упразднение патриаршества и установление Святейшего Синода.
- Западничество
- Славянофилы
- Подвижники благочестия Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский
- Тихонъ Задонский.
- Житие преподобной александры дивеевской.
- Прп. Серафим Саровский
- Прп. Лаврентий Черниговский
- 115304,Москва, а/я 713, тел.(095)267-22-73, 265-41-36;
- 3 Июнь 1995 Оптина пустынь; Валаам; Саровская пустынь