logo
История Христианской Церкви 4 кл ВШ

Подвижники благочестия Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский

Свт. Филарет является одним из выдающихся деятелей этого времени. Его взгляды складывались, с одной стороны, под влиянием старой дореформен­ной духовной школы, в которой он обучался. И пото­му первоначально неизбежны были следы схоласти­ческого школьного мышления, некоторая «сухость», которая проявлялась в богословских трудах митро­полита Филарета.

С другой стороны, он находился под впечатлением духовного возрождения, охватившего Россию в ту пору. И хотя внутренне он был чужд мистическому возбуждению, но под покровом мистики он сумел распознать подлинную жажду духовного наставления и всем сердцем откликнуться на нее.

Глубокий, сильный, светлый ум с искренним сми­рением и удивлением перед Божественными тайна­ми, духовность, живой религиозный опыт, сынов­няя любовь и преданность Церкви, неиссякаемое трудолюбие и терпение — качества, которые сочета­лись в митрополите Филарете и помогли ему пре­одолеть неизбежные искушения, связанные с увле­чениями западными веяниями, под воздействием которых он находился в ранние годы, и создать за­мечательное богословие.

«В истории русского богословия в новое время Филарет Московский был первым, для кого бого­словие стало вновь задачей жизни, непреложной ступенью духовного опыта и делания. Филарет не только богословствовал, — он жил, богословствуя».

Митрополит Филарет не построил цельной бого­словской системы, не оставил после себя научной школы и последователей. Он создал в русском бо­гословии гораздо большее — целое духовное движе­ние, близкое по своему строю к святоотеческому. Митрополит Филарет не любил отвлеченной холод­ной философии. Он, подобно великим отцам и учи­телям Церкви, всегда исходил из фактов Открове­ния. На Священное Писание он не только ссылался в доказательство, в подтверждение или опроверже­ние, — он исходил из священных текстов. Как удач­но выразился о Филарете Бухарев, для него библей­ские тексты «имели значение нисшедших из своей неисследимости к нашему разумению мыслей само­го Бога, живого и самопремудрого».

Митрополит Филарет никогда не отрывался от ис­тории, которая для него была не воспоминанием о давно ушедшем и застывшем, а вечно живым совер­шающимся Заветом Бога и человека, была непрекраща­ющимся явлением славы и любви Божией к творению. Эти черты святоотеческого богословия с особенной силой проявились в его проповедях, которые остают­ся его главным богословским наследием.

Все богословие митрополита Филарета, не было раз навсегда воспринятой го­товой формулой. Оно развивалось, углублялось и со­вершенствовалось на протяжении всей его жизни, ос­таваясь в то же время в главном тождественным самому себе, поскольку основывалось на Священ­ном Писании и понималось в святоотеческом духе.

Одним из его знаменитых трудов является составленный им в трех редакциях катехизис. Наибольший интерес представляет самая полная и совершенная третья ре­дакция, 1839 года. Этот катехизис стал не только общераспространенной учебной книгой, но в догма­тических богословиях последующих времен ему ста­ли усвоять значение вероучительной символической книги всей православной греко-российской Церкви98.

(Далее материал по книге Свт. Филарета (Гумилевского) «История Русской Церкви»)