Подвижники благочестия Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский
Свт. Филарет является одним из выдающихся деятелей этого времени. Его взгляды складывались, с одной стороны, под влиянием старой дореформенной духовной школы, в которой он обучался. И потому первоначально неизбежны были следы схоластического школьного мышления, некоторая «сухость», которая проявлялась в богословских трудах митрополита Филарета.
С другой стороны, он находился под впечатлением духовного возрождения, охватившего Россию в ту пору. И хотя внутренне он был чужд мистическому возбуждению, но под покровом мистики он сумел распознать подлинную жажду духовного наставления и всем сердцем откликнуться на нее.
Глубокий, сильный, светлый ум с искренним смирением и удивлением перед Божественными тайнами, духовность, живой религиозный опыт, сыновняя любовь и преданность Церкви, неиссякаемое трудолюбие и терпение — качества, которые сочетались в митрополите Филарете и помогли ему преодолеть неизбежные искушения, связанные с увлечениями западными веяниями, под воздействием которых он находился в ранние годы, и создать замечательное богословие.
«В истории русского богословия в новое время Филарет Московский был первым, для кого богословие стало вновь задачей жизни, непреложной ступенью духовного опыта и делания. Филарет не только богословствовал, — он жил, богословствуя».
Митрополит Филарет не построил цельной богословской системы, не оставил после себя научной школы и последователей. Он создал в русском богословии гораздо большее — целое духовное движение, близкое по своему строю к святоотеческому. Митрополит Филарет не любил отвлеченной холодной философии. Он, подобно великим отцам и учителям Церкви, всегда исходил из фактов Откровения. На Священное Писание он не только ссылался в доказательство, в подтверждение или опровержение, — он исходил из священных текстов. Как удачно выразился о Филарете Бухарев, для него библейские тексты «имели значение нисшедших из своей неисследимости к нашему разумению мыслей самого Бога, живого и самопремудрого».
Митрополит Филарет никогда не отрывался от истории, которая для него была не воспоминанием о давно ушедшем и застывшем, а вечно живым совершающимся Заветом Бога и человека, была непрекращающимся явлением славы и любви Божией к творению. Эти черты святоотеческого богословия с особенной силой проявились в его проповедях, которые остаются его главным богословским наследием.
Все богословие митрополита Филарета, не было раз навсегда воспринятой готовой формулой. Оно развивалось, углублялось и совершенствовалось на протяжении всей его жизни, оставаясь в то же время в главном тождественным самому себе, поскольку основывалось на Священном Писании и понималось в святоотеческом духе.
Одним из его знаменитых трудов является составленный им в трех редакциях катехизис. Наибольший интерес представляет самая полная и совершенная третья редакция, 1839 года. Этот катехизис стал не только общераспространенной учебной книгой, но в догматических богословиях последующих времен ему стали усвоять значение вероучительной символической книги всей православной греко-российской Церкви98.
(Далее материал по книге Свт. Филарета (Гумилевского) «История Русской Церкви»)
- История Христианской Церкви. Уроки для учеников 4-го класса воскресной школы.
- Апостольская проповедь на русских землях1.
- Верования древних славян
- Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители Словенские
- Начало христианской веры в России. Великая княгиня Ольга,
- Святой Владимир и распространение святой православной веры.
- Устройство Церкви Русской и управление ей.
- Формальное разделение церквей в 1054 году32.
- Рим и Русь
- Римо Католическая Церковь в Украине.
- Западное монашество в XI—XV веках. Монашеские и духовно-рыцарские ордена47.
- 6) Духовно-рыцарские ордена
- Обзор основных отступлений ркц в области догматики, сакраментологии, обрядов и церковных установлений.
- Киево-Печерская Лавра.
- Святые Борис и Глеб
- Состояние Церкви Русской во время татарского порабощения.
- Св. Кн. Александр Невский
- Прп. Сергий Радонежский. Основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
- Троице-Сергиева Лавра (дополнительный материал)
- Падение Константинополя.
- Реформация и Протестантизм.
- Лютеранство и его эволюция72
- Кальвинизм, реформаторство, пресвитерианство
- Квакеры
- Пятидесятники (пентакосталы)
- Методисты
- Меннониты
- Мормоны ("святые последнего дня")
- Адвентисты седьмого дня
- Свидетели Иеговы
- Псевдорелигиозные общества и культы
- Антирелигиозные группы
- Современное язычество Астрология
- "Агни-йога" (учение Рерихов)
- "Детка" (учение Порфирия Иванова)
- Другие ереси и секты распространенные на руси
- О некоторых других вероисповеданиях
- Патриарх Никон. Старообрядчество.
- Святитель Филипп
- Петр I и его реформы. Упразднение патриаршества и установление Святейшего Синода.
- Западничество
- Славянофилы
- Подвижники благочестия Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский
- Тихонъ Задонский.
- Житие преподобной александры дивеевской.
- Прп. Серафим Саровский
- Прп. Лаврентий Черниговский
- 115304,Москва, а/я 713, тел.(095)267-22-73, 265-41-36;
- 3 Июнь 1995 Оптина пустынь; Валаам; Саровская пустынь